Финансовые контуры и технологические решения современного информационного мира меняются настолько быстро, что уследить за переменным экономическим значением привычных слов, значений и понятий невозможно. Скажем, что такое агломерация? Казалось бы, куда проще: регион страны или крупный промышленный центр, вокруг которого формируются производственные и технологические цепочки, местные рынки труда и финансового капитала, научные и учебные центры.
Однако… такая картина характерна для 30-70-х годов, когда актуальным стоял вопрос о формировании промышленных агломераций. Но в том-то и дело, что рынок уже перестал быть исключительно индустриальным. Заводы и фабрики отданы полностью на съедение финансовым инструментам – кредитам, депозитам, деривативам. А на место традиционным технологиям приходит информация и контроль над информационными потоками. Теперь ответить на вопрос о том, что такое агломерация, представляется более чем сложным. Особенно если брать во внимание административный отечественный опыт конструирования искусственных агломераций.
Российская мотивация отличалась от западноевропейской: вместо экономической эффективности на первое место выдвигалось удобство бюрократического управления. Города и поселки, соответственно, «прикреплялись» к базовому промышленному центру, который и определял любые перспективы развития подчиненных ему «спутников». В этих условиях термины экономики не действовали. Главным было выстроить модель центростремительного управления всеми предоставленными ресурсами. Само собой, не говоря уже о контроле, который просто «зашкаливает».
Словарь по экономике, выпущенный издательством «Инфра» в 1999 году, дает следующее определение: агломерация – это «компактное расположение, группировка поселений, объединенных не только в пространственном смысле, но обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными связями». Другими словами, немного измененное, но советское понимание этого термина еще осталось.
Для того чтобы разобраться, что такое агломерация, нужно понять, как организовано современное производство. Итак, первое - никаких вертикальных, иерархических связей. Связи исключительно равноправные, горизонтальные, на основе взаимного интереса. Если такого интереса нет, то и производственная связка не работает. Второе – производственный цикл состоит из трех компонентов: разработка идеи (инновационное решение) – финансовый инструментарий – технологическое решение. Таким образом, ответ на вопрос о том, что такое агломерация, лежит в плоскости организации труда (не производства в «классическом» значении) так, чтобы на одном пространстве и в максимально короткие сроки, при условии оптимальных капиталовложений, создать успешный новый продукт на рынке. А лучше всего – новый бренд.
В российских условиях, говоря о том, что такое агломерация, нужно уточнить, что в лучшем случае речь должна идти о межмуниципальном сотрудничестве. Связано это не только с тем, что в муниципальной и государственной собственности до сих пор находится критически много предприятий. Дело в отсутствии финансовых и управленческих инструментов для формирования таких объединений, как агломерации. Да и технологической и научной базы по большому счету тоже нет. Одно предприятие, даже крупнейшее, - это еще не повод объединяться… Нужен концептуальный проект, как проект Рурской области или Силиконовой долины, тогда и будет результат. А в приказном порядке, как у нас это любят, ничего не получится….