Указанная проблема не является аспектом рассмотрения только исторической науки или сциентологии, проблему следует рассматривать гораздо шире, что объясняется своеобразием самого феномена философии, который содержит в себе как научный компонент, так и житейски-практический, который особенно ярко проявился, например, на начальном этапе ее становления.
Исторический генезис философии предполагает ответ на вопрос, когда она возникла и какими путями развивалась в пространственно-временном измерении. Очевидно, что приступать к исследованию генезиса философии следует с попытки понять те цивилизационные параметры, которые характеризовали общество на момент возникновения данного феномена. А момент этот во временном отношении совпадает с тем, когда противоречия общественной жизни и естественного познания бытия уже не могли разрешиться традиционными для того времени методами. Пространственная связь обращает наше внимание к Древней Греции, где данные противоречия проявились в наибольшей степени, а потому генезис философии в Древней Греции следует рассматривать в качестве начальной точки нашего анализа.
В самом деле, возникновение и развитие философии формирует необходимость проведения четкой границы между теми явлениями жизни, которые общепризнаны как истина, и теми, которые вызывают сомнение и не могут быть верифицированы имеющимися на данный момент ресурсами. Именно поэтому философия как система взглядов и мыслей возникает на почве критики сложившихся до нее традиционных умопостроений, отражающих бытие человека и природы, она сама критикует традицию и обычай, предлагая не только новый взгляд на вещи, но и новый инструментарий, формирующий этот взгляд. Это видно из того, что сами же первые древнегреческие философы были, прежде всего, критиками мифологической культуры Греции, находя в ней логическую непоследовательность (нередко – абсурд) и аморальность. При этом следует отметить, что эта критика не означала, что данные философы окончательно рвали всякие связи с мифологическим мировоззрением, просто они «вырастали» из узких рамок мифологизма и предлагали обществу более расширенный взгляд на сущее. Генезис философии, возможно, и содержит этот переход в качестве одной из самых драматичных страниц, потому что менялось не только восприятие мира отдельно взятым человеком, менялись вслед и культурные, моральные, политико-правовые формы организации жизни людей.
Возникающий и все более углубляющийся конфликт между традиционными формами осмысления мира и знаниями и новым, философским типом мышления, становится тем революционным толчком, мотивом, толкающим людей к попыткам дать существующему миру новое обоснование и объяснение.
В античном греческом обществе генезис философии начинается тогда, когда привычный строй жизни, его толкование и оправдание, оказываются под угрозой. Люди не только не могут объяснять все по старым меркам, допустим, добра и зла, но и не могут больше жить по старым стандартам и образцам, руководствоваться старыми ценностями. Это состояние сопоставимо с глубочайшим ментальным кризисом (применительно к Греции, этот кризис разрешился формированием принципиально нового цивилизационного феномена – эллинистической культуры), когда теряются и идентификационные ориентиры для людей практически во всех сферах их жизнедеятельности. Например, в 6 веке до нашей эры в Греции разрушаются практически все столпы ее традиционной социальности, основанной на видимых границах сословного деления, которое закреплялось идеологией того времени – мифами.
Требовалось совершенно иное осмысление и хозяйственной организации общества, так как рабский труд уже в достаточной мере проявил свою бесперспективность. Политика перестала толковаться как данность богов, а рассматривалась как «дело рук человеческих». Естественно, что все эти явления способствовали разрушению старых форм связей в обществе и предлагали ему новые инструменты и образцы самоорганизации.
В области мышления и знаний происходит решительный отказ от образности и метафоричности, свойственных мифам. Мышление становится рациональным, его операциональная сторона наполняется понятиями и категориями. И, таким образом, постепенно философия становится доминирующим типом сознания и мировоззрения, включая в себя элементы мифологии только в качестве некоторой своей части.