Дидактика – это один из разделов педагогики, который занимается общей теорией обучения и образования. Автором этого термина принято считать Ратке – известного немецкого педагога. Он впервые использовал понятие «дидактика» в курсе своих лекций. Происхождение самого слова связано с греческими «didaktikos» и «didasko», что означает "относящийся к обучению", а также искусство учить, доказывать, объяснять.
Дидактика как наука
Дидактика – это научная дисциплина, и она исследует не только теорию, но и практику обучения. Как и любая наука, дидактика также имеет свой предмет и объект. Предметом является обучение, какое выступает средством воспитания и образования человека. Объект - это реальные процессы обучения со всеми их аспектами: тенденциями, характеристиками, закономерностями. Выступая для педагогики главным теоретическим стержнем, дидактика помогает ответить на вопросы о том, чему и как учить? Для качественного учебного процесса и воспитания очень нужна дидактика. Обучение представляет для нее главный интерес. Особенно это обострилось в современном мире, ведь количество информации в любой сфере знаний стремительно увеличивается и обновляется.
Общая дидактика – это более широкое понятие, поскольку она интересуется, чему, с какими целями и как обучать учеников абсолютно на всех уровнях образования и по всем предметам. С другой стороны, предметные методики (частные дидактики), разрабатывают теоретические основы преподавания конкретных дисциплин. Обе эти дидактики являются взаимосвязанными: общая выступает основой для частных и в то же время базируется на их результатах исследования. Основными задачами дидактики выступают объяснение и описание процесса обучения, предложение условий его реализации, создание новых систем и технологий обучения.
Дидактические системы
Дидактика – это система, и есть три вида таких систем: традиционная, педоцентрическая и современная. В традиционной системе ключевая роль отводится педагогу и его деятельности. Он должен формировать в учениках не только теоретические знания и практические умения, но также и ценностно-моральные представления. Она широко используется, систематизирована, но авторитарна. В центре педоцентрической системы – ребенок. Учебный процесс зависит от его способностей и интересов, знания приобретаются в процессе деятельности. Но систематичность теряется, материал подбирается хаотически. Современная же дидактическая система объединила лучшее из двух предыдущих.
Ян Амос Коменский
Это автор труда «Великая дидактика», где он впервые представил её как систему научных знаний. Большое значение имеют изложенные им дидактические принципы. К основным относятся принцип наглядности, последовательности, систематичности и посильности обучения, сознательности учения, развития познавательных способностей и прочности усвоения. Еще именно Коменский предложил классно-урочную систему обучения, которая используется и по сей день.