12 сентября День танкиста: вспоминаем 5 легендарных подвигов во время ВОВ

В России каждое второе воскресенье сентября отмечается День танкиста. 11 сентября 1944 года советские танковые войска сделали легендарный прорыв в обороне противника, повернув ход Восточно-Карпатской операции в пользу советской армии. После Второй мировой войны в СССР был учрежден День танкиста, который до 1980 года отмечался 11 сентября, а после Указом Президиума была установлена дата — второе воскресенье сентября. О пяти самых громких подвигах советских танкистов в период Второй мировой и пойдет речь ниже.

Подвиг танкистов под Расейняем

С самого начала войны немцы вторглась в Прибалтику, у них было огромное преимущество над советскими войсками. Противник предполагал быстрый прорыв, но около литовского города Расейняй немецкой армии пришлось столкнуться с советскими танками и их отважными экипажами. КВ-1 были самыми тяжелыми машинами, абсолютно неприступными. Обычная противотанковая артиллерия не наносила им ущерба, танки КВ просто давили гусеницами пушки противника.

Всего наших танков было 20, немецких же — в разы больше. Но советские танкисты смогли уничтожить десятки противотанковых пушек, гаубиц и самих фашистских танков. Немцы, спустя время, все же отразили контрудар и пошли в наступление. И тут один из экипажей совершил подвиг, вошедший в историю.

24 июня 1941 года на дороге показался одинокий КВ. Проехав несколько метров, он встал. Возможно, случилась поломка или экипаж принял такое решение намеренно, но в итоге танк блокировал важную дорогу, связывающую с тылом передовые части немецкой дивизии. У немцев возникли трудности с эвакуацией раненых и подвозом снабжения. Советский КВ в одиночку остановил наступление дивизии немцев.

Несколько провальных миссий врага и гибель советского экипажа

Против танка были выставлены 4 пушки. Они открыли огонь, было несколько прямых попаданий, немцы решили, что танку конец. Но он развернул башню, и все 4 орудия тут же были уничтожены. Была доставлена 88-миллиметровая зенитка, но экипаж КВ ее заметил и выстрелил первым. Орудие было уничтожено, но дорога так и оставалась заблокированной.

Немецкие саперы пытались подорвать танк минами, но миссия тоже потерпела провал. Командир дивизии вызвал для уничтожения танка юнкерсы, но ему дали отказ. Немцы решили еще раз попытать счастья с зениткой. Они стали отвлекать советских танкистов своими орудиями, вынуждая их постоянно отстреливаться, а сами установили зенитку и произвели огонь. Тем не менее советский экипаж оборонял дорогу в одиночку целых два дня. Это было невероятно и достойно самых высоких наград.

Подвиг Зиновия Колобанова

Немецкие части в августе 1941-го прорвали фронт и пошли в сторону Ленинграда. Сопротивления им никто не оказывал, возникла угроза захвата Гатчины. У советской армии не было ресурсов для обороны города, туда перебросили всего лишь одну танковую роту. Командовал ею Зиновий Колобанов, в распоряжении которого было 5 танков КВ. Задачей было перекрыть три основные дороги. Колобанов отправил по два танка на крайние подъездные пути, а сам встал на центральном.

Позиция была выбрана очень удачно: по обеим сторонам дороги растянулись болота, танк был замаскирован зелеными насаждениями. Сначала немцы разведали дорогу с высоты, но танка не заметили, потом проехали мотоциклисты. В конце по дороге пустили танковую колонну, думая, что она свободна. И тут советский КВ открыл огонь.

Полный разгром врага

Немецкие танкисты не ожидали атаки, началась паника. Танки спускались под откос и застревали в трясине. Другие, пытаясь развернутся, натыкались друг на друга, члены экипажей в ужасе выскакивали из горящих машин, метались и падали, подстреленные пулеметами из советского танка. Гитлеровцы долгое время вообще не понимали, с какой позиции их расстреливают. Вскоре им удалось засечь замаскированный КВ, и началась настоящая танковая дуэль.

Град снарядов обрушился на советский КВ, бой длился 30 минут, но экипаж Колобанова не сдался. Танкисты подбили все 22 машины противника, немцы попросили подкрепление, но все никак не могли уничтожить танк Колобанова. После боя на машине насчитали более 100 попаданий. Удивительно, но сам командир не получил за такой бой звания Героя Советского Союза. Он был представлен к награде, был подписан документ командиром дивизии В. И. Барановым. Но потом решение по непонятной причине было изменено. Колобанов был представлен к ордену Красного знамени, а наводчик А. М. Усов — к ордену Ленина.

Подвиг сержанта Найдина

Советская 5-я танковая дивизия отступала из Литвы после тяжких боев. Три четверти танков были уничтожены, снаряды у остальных заканчивались. Для спасения нужно было как-то оторваться от немцев, задержать их. На эту миссию вызвался доброволец — сержант-сверхсрочник Григорий Найдин. В его танк тут же сгрузили все оставшиеся снаряды, машину замаскировали в засаде у еврейского местечка Родзишки, недалеко от Вильно. На Вильно в это время двигалась 19-я немецкая танковая дивизия — мощная, с новейшим оснащением, большим запасом оружия.

Немцы шли без головного охранения, уверенные, что впереди советские войска давно разгромлены. Впереди шли 12 танков, следом — 10 штурмовых орудий. Танк Найдина стоял среди болотистой местности, объехать этот участок было невозможно. Первым же выстрелом советский танкист подбил головную машину противника. Вторым выстрелом последний танк тоже был уничтожен. Запертая с обеих сторон колонна оказалась обездвиженной.

Среди немцев началась паника, экипаж Григория Найдина расстреливал фашистские танки и орудия. Вскоре была разгромлена вся колонна. Дав по газам, БТ-7 быстро догнал свою часть, а немецкие солдаты еще долгое время расчищали дорогу, чтобы возобновить движение. В следующем бою на окраине Вильнюса экипаж Найдина смешал с землей еще три фашистских танка.

Награда нашла героя

К званию Героя Советского Союза Григория Найдина представили сразу же после этого боя, но после в суматохе отступления документы были утеряны. Найдин продолжил воевать и в конце 1941 года попал в госпиталь с ранением, а потом отправился в Челябинское танковое училище. Его бывшей командир дивизии оказался там начальником. Он удивился, узнав, что Найдин до сих пор не Герой Советского Союза.

Именно начальник училища оформил документы, отправил запрос, сам нашел свидетелей того знакового боя. 3 июля 1944 года командиру тяжелого танка, лейтенанту Найдину Григорию Николаевичу присвоили заслуженное звание — Герой Советского Союза.

Рейд Т-28 через Минск

В 30-e годы в СССР в танкостроении наступила эра экспериментов. Так, например, были созданы многобашенные танки — трехбашенный Т-28 и пятибашенный Т-35. Они красиво смотрелись на парадах, но для реальной войны не годились. Из-за огромных габаритов они становились легкой мишенью, а броня была недостаточно прочной. Выпуск их прекратили, лишь малая часть оставалась на вооружении Советской армии.

Старший сержант Дмитрий Иванович Малько заведовал складом вооружения в Минске. В нем оставался один танк Т-28, доставленный туда на ремонт. В городе шла эвакуация, немцы уже подошли вплотную к городу. У танка не было экипажа, он подлежал утилизации, но Дмитрий Малько выбил письменное разрешение взять машину с собой. Он сам сел на место водителя и двинулся на восток с отступающими войсками, но сильно отстал и оказался в окружении. Но механик все равно не бросил танк, а разработал безумный и смелый план — повернуть назад и прорваться к своим через взятый немцами город.

Смелость и мужество экипажа

По дороге Малько нашел себе команду — бойцы тоже отбились от своих и согласились составить ему компанию. Немцы уже правили в Минске, они даже не могли подумать, что встретят Т-28 с советскими танкистами. Наши стали методично отстреливать фашистов сначала у ликеро-водочного завода, затем в центре города и в парке. Экипажу удалось подойти к окраине Минска, но там их встретила противотанковая батарея.

Из нескольких снарядов броню танка пробил лишь один, машина остановилась, фашисты открыли огонь. Трое членов экипажа погибли, один попал в плен, но Дмитрию Ивановичу Малько удалось спастись. Он перебрался через линию фронта и дошел до своих. Он снова пошел в бой уже на другом танке и встретил победу замом командира роты.

Рейд Т-34 через Калинин

Задачу, которую не удалось довести до конца Дмитрию Малько, смог решить Степан Горобец. Он управлял новым танком Т-34, поступившим на вооружение недавно. У этой машины была хорошая броня, большая скорость и надежность. Уже после войны он был признан лучшим советским танком. В октябре 1941 года немцы шли на Москву. К 17 октября они заняли Калинин и туда направили советский танковый батальон.

Впереди взвода двигался Т-34 под командованием Степана Горобца. Немецкая колонна начала их обстреливать. Один советский танк был подбит, но Горобец смог пробиться вперед. На танке сломалась рация, прервалась связь с батальоном. Дальше он пошел один, но сам не знал об этом. Двигаясь к Калинину, экипаж выехал на немецкий аэродром. Они уничтожили два самолета и двинулись дальше.

В городе танк попал под обстрел и загорелся, пушку заклинило. Но танкисты не сдались — механик-водитель стал давить пушки немцев гусеницами, пока остальные тушили пожар. В центре города немцы приняли Т-34 за трофейный, экипаж Горобца расстрелял их из пулемета. Затем они с тыла заехали на немецкую батарею и уничтожили ее, раздавив орудия. Когда экипаж пробился к своим, генерал Хоменко, командующий 30-й армией, не дожидаясь решения свыше, отдал свой орден Степану Горобцу.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы слышали об этих подвигах советских танкистов?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.