Творческое наследие этого знаменитого французского писателя, поэта и профессионального летчика состоит из нескольких десятков повестей, стихов и сказок. И все же мало кто решится назвать скромным литературное достояние Антуана де Сент- Экзюпери – уж слишком большое влияние оно оказало на развитие мировой культуры и литературы. Произведения писателя включены в обязательную школьную программу во многих странах мира, на их основе созданы фильмы, театральные постановки, анимационные картины. Несмотря на кажущуюся простоту сюжета, книги Сент- Экзюпери исполнены неиссякаемой философской глубины. Смысл человеческого существования писатель видел в постоянном труде и самосовершенствовании.
Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты — это твои действия,и нет другого тебя,
- эти слова можно считать его жизненным кредо.
Уникальное творчество писателя стойко ассоциируется у нас с детством. Не секрет, что многие знакомятся с его произведениями именно в детстве. И все же, по мнению критиков, глубокие философские книги Сент- Экзюпери написаны прежде всего для взрослых. Но стоит ли спорить об этом? Ведь главное в том, что в любом возрасте читатели могут почерпнуть для себя в произведениях Сент -Экзюпери много интересного и важного. 29 июня исполнилось 124 года со дня рождения выдающегося писателя. В нашей статье мы расскажем о его героической жизни и творчестве, исполненном мудрых философских мыслей.
Детство и обучение
Ранние детские годы – одна из немаловажных и интересных страниц биографии Сент- Экзюпери. Будущий популярный писатель родился 29.06.1900 г. во французском г. Лионе, в семье страхового инспектора. Родители будущего писателя происходили из старинных дворянских родов.
Антуан был третьим в многодетной семье, у него были две старшие сестры, а также младшая сестра и брат. В 4-летнем возрасте мальчик потерял отца. Далее его детство проходило в поместьях родственников в пригородах Лиона. В 1908 г. Антуан начал обучение в Школе св. Варфоломея.
В 1909-м мать перевезла детей в г. Ле-Ман, где он с братом Франсуа до 1914 года учился в иезуитском колледже Сент-Круа. Здесь в 1912-м подростку удалось впервые подняться в воздух на самолете, управляемом знаменитым летчиком Габриэлем Вроблевски. В период с 1914 по 1915 г.г. братья учились во Франции, а затем Швейцарии. В 1917-м Экзюпери перенес потрясение в связи со смертью от ревмокардита младшего брата Франсуа. В 1919 г. юноша стал вольнослушателем в Национальной высшей школе изящных искусств (отделение архитектуры).
Армия
1921 –й стал поворотным в судьбе Антуана де Сент- Экзюпери. В этом году юноша был призван в армию и стал служить в истребительной авиации в Страсбурге, где сдал экзамен на права гражданского летчика. Затем Сент- Экзюпери был переведен в Марокко, где получил права военного летчика, после чего усовершенствовался в Истре. В 1922 г. Сент- Экзюпери в звании младшего лейтенанта служил в авиационном полку Ле-Бурже. Спустя год, из-за черепно-мозговой травмы, полученной в первой авиакатастрофе, был комиссован.
Продолжение карьеры и начало литературной деятельности
В биографии Сент- Экзюпери начался новый этап – в 1922-м он поселился в Париже и стал заниматься литературой. Здесь была написана одна из первых книг Сент-Экзюпери - роман «Южный почтовый».
Как пилот, Антуан нашел свое призвание в компании «Аэропосталь». Здесь он стал перевозить почту на линиях Тулуза-Касабланка, Касабланка-Дакар, руководил промежуточной станцией Кап-Джуби (1926), на краю Сахары.
Весной 1929 г. писатель вернулся во Францию и поступил на высшие авиационные курсы морского флота. В этом же году в качестве технического директора одного из филиалов компании «Аэропосталь» он отправился в Южную Америку.
Успехи на службе
В 1930-м году за вклад в развитие гражданской авиации Сент-Экзюпери был награжден орденом Почетного легиона.
В представлении к награде писатель характеризовался как «отличный мастер своего дела», «пилот редкой смелости», подчеркивались его «исключительные данные», говорилось о том, что в трудные моменты он проявлял «редкую самоотверженность» и «замечательное хладнокровие»:
Начальник аэродрома в Кап-Джуби, в пустыне, окруженный враждебными племенами, постоянно рискуя жизнью, выполнял свои обязанности с преданностью, которая превыше всяких похвал. Провел несколько блестящих операций. Неоднократно летал над наиболее опасными районами, разыскивая взятых в плен враждебными племенами летчиков Рена и Серра. Спас из области, занятой крайне воинственным населением, раненый экипаж испанского самолета, едва не попавший в руки мавров.
Выручил другой испанский самолет, потерпевший аварию в том же районе, и обеспечил спасение экипажа, который готовились захватить в плен наиболее воинственные и враждебно настроенные мавры. Без колебаний переносил суровые условия работы в пустыне, повседневно рисковал жизнью; своим усердием, преданностью, благородной самоотверженностью внес огромный вклад в дело французского воздухоплавания, значительно содействовал успехам нашей гражданской авиации и в особенности — развитию линии Тулуза — Касабланка — Дакар.
Летчик, писатель и журналист
В 1930-м вышел роман Экзюпери «Ночной полет», посвященный описанию зарождения коммерческой авиации. В основе повествования — самолет, на большой высоте преодолевающий ураганные облака. По мнению литературоведов, в книге остался открытым поставленный автором вопрос о том, что же является более ценным, нежели жизнь отдельного человека. Развить мысль писателю не позволила выбранная художественная форма произведения. Несомненной удачей книги оказался представленный в ней мотив братства, связывающего пилотов.
Спустя пять лет с журналистской миссией он посетил Советский Союз, описав этот визит в своих очерках. В одном из них впервые была сделана попытка осмыслить явление сталинизма. В августе 1936 в качестве корреспондента Сент-Экзюпери побывал в воюющей Испании, где занимался наблюдением за нравами каталонских анархистов. Писатель неоднократно рисковал жизнью, несколько раз ему удалось спасти от расстрела католических монахов.
Все это время Экзюпери продолжал летать. Его самолет неоднократно терпел крушения, самыми крупными из которых были два - в 1935 г. в Ливийской пустыне и 1938 г. в Гватемале, - в ходе которых пилот получил серьезные травмы.
Кино
В тридцатые годы Сент-Экзюпери занимался написанием нескольких киносценариев. Из них был реализован только один: в 1936 г. по его сценарию режиссер Р. Бернар снял фильм «Анна-Мария» (1936).
Война
В ответ на уговоры друзей отказаться от рискованной профессии авиатора, на следующий же день после того, как Франция объявила войну Германии, писатель добровольно мобилизовался и стал служить в боевой авиачасти дальней разведки, базирующейся в провинции Шампань. В ноябре 1939 года он написал:
Я обязан участвовать в этой войне. Все, что я люблю, — под угрозой. В Провансе, когда горит лес, все, кому не все равно, хватают ведра и лопаты. Я хочу драться, меня вынуждают к этому любовь и моя внутренняя религия. Я не могу оставаться в стороне и спокойно смотреть на это.
Писателем было совершено несколько боевых вылетов, связанных с выполнением разведывательных задач, за что был награжден Военным крестом.
«Планета людей» (1939)
В этом сборнике рассказов и зарисовок вымышленные художественные персонажи и сцены переплетаются с воспоминаниями и документальными записями. Читатель знакомится с размышлениями автора о происходящих в мире событиях, о месте в нем человека, об утрате людьми духовности в современных реалиях капитализма. По мнению журналиста, фронтовое братство можно рассматривать в качестве способа преодоления серой обыденности жизни. И все же войну он считает суррогатом истинного существования:
Мир стал пустыней, и все мы жаждем найти в ней товарищей; ради того, чтобы вкусить хлеба среди товарищей, мы и приемлем войну. Но чтобы обрести это тепло, чтобы плечом к плечу устремиться к одной и той же цели, совсем незачем воевать. Мы обмануты. Война и ненависть ничего не прибавляют к радости общего стремительного движения.
Антуан Сент-Экзюпери, «Маленький принц»
После военного поражения Франции, писатель стал жить у сестры в одном из неоккупированных регионов страны, а позже переехал в США. В 1942 г. им было создано произведение, принесшее автору мировую славу. В аллегорической повести-сказке «Маленький принц» представлена история пилота, из-за неисправности самолета вынужденного приземлиться в Сахаре, где он познакомился с необыкновенным мальчиком. Новый знакомый рассказывает герою о том, что он прилетел с астероида Б-612. Путешествуя, мальчик повстречался со множеством различных персонажей: с Королем, считавшим себя правителем вселенной, с Честолюбцем, жаждущим всеобщего восхищения, с Пьяницей, пытающимся забыться, с Деловым человеком, посвятившим жизнь непрерывному подсчету звезд.
Сказку в качестве неотъемлемой части самого произведения дополняют авторские рисунки. Разрушая языковые барьеры, они создают универсальный визуальный лексикон, понятный каждому.
Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит, —писал Антуан де Сент-Экзюпери в посвящении к книге.
Произведение обращается к темам любви и дружбы, одиночества, утрат. Несмотря на «детскость» стиля, герои книги по-взрослому рассуждают о жизни и природе человека. Вот одна из ее мудрых цитат:
Я знаю одну планету, там живет… господин с багровым лицом. Он за всю жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним: он складывает цифры. И с утра до ночи твердит одно: «Я человек серьезный! Я человек серьезный!» — совсем как ты. И прямо раздувается от гордости. А на самом деле он не человек. Он гриб.
Философская сказка «Маленький принц» была издана в этом же году на английском и французском языках. Во Франции произведение было опубликовано в 1946 г.
Личная жизнь
Известно, что в «Маленьком принце» Сент-Экзюпери описана его любимая жена — латиноамериканка Консуэло Сунсин, вдохновившая писателя на создание образа Розы.
Если любишь цветок — единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: "Где-то там живет мой цветок...", -
так нежно и трепетно поведал читателям автор о своей большой любви.
Однако его личная жизнь не походила на милую сказку. Отношения между супругами, обладающими импульсивными, взрывными характерами, были не настолько красивы и романтичны. Напротив, в них были обоюдные измены, скандалы, нервные срывы… Они продолжали болезненно любить и мучить друг друга вплоть до самой гибели писателя.
На боевом посту
Весной 1943 г. Экзюпери, преодолев большие трудности, удалось добиться зачисления его в боевую часть французских ВВС. Он освоил пилотирование новым скоростным самолетом Р-38 «Лайтинг». Писатель был самым старшим среди своих сослуживцев, однако стойко выдерживал все выпавшие ему испытания.
…нынешнюю мою жизнь — завтрак в шесть утра, столовую, палатку или беленную известкой комнату, полеты на высоте десять тысяч метров в запретном для человека мире — я предпочитаю невыносимой алжирской праздности… я выбрал работу на максимальный износ и, поскольку нужно всегда выжимать себя до конца, уже не пойду на попятный. Хотелось бы только, чтобы эта гнусная война кончилась прежде, чем я истаю, словно свечка в струе кислорода. У меня есть что делать и после нее…, -
писал Экзюпери в последних числах июля 1944 г.
Гибель
31 июля 1944-го Антуан де Сент-Экзюпери не вернулся из разведывательного полета. В продолжение многих лет об обстоятельствах гибели писателя ничего не было известно — считалось, что его самолет разбился в альпийских горах. В 1998 г. в море неподалеку от Марселя рыбаками был обнаружен браслет писателя. Спустя два года на глубине 70 м ныряльщики нашли обломки его самолета, рассеянные на огромном пространстве.
Поиски были возобновлены лишь в 2003-м. Поскольку не было обнаружено явных следов обстрела, а также не удалось обнаружить останков пилота, стали возникать различные версии гибели Экзюпери. Среди них были даже версии самоубийства (писатель страдал депрессией) и его дезертирства. Чтобы обелить имя кумира, один из его поклонников, 86-летний немецкий пилот Хорст Рипперт, ветеран Люфтваффе, взял на себя сбитие самолета Экзюпери. Ввиду отсутствия доказательств, сегодня считается, что летательный аппарат, пилотируемый знаменитостью, упал в воду из-за технической неисправности.
Завершить наш рассказ хочется еще одним выражением Экзюпери, характеризующим его как писателя и человека:
Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства — прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить…
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание