BTS и EXO покоряют даже Северную Корею: как k-pop распространился на территории соседа Южной Кореи

Джиомик Ким любит южнокорейские драмы, особенно исторические шоу, к примеру, «Жемчужина дворца» 2003 года. Также он часто просматривает музыкальные клипы южнокорейских поп-групп, таких как Girls’ Generation. Что необычного в любви Ким к такой культуре, так это то, что она незаконна.

Ким живет в Пхеньяне (Северная Корея), где лицо, пойманное за доступ к иностранным СМИ или контрабанде, может быть приговорено к заключению в трудовом лагере или, в наиболее серьезных случаях, к публичной казни. Несмотря на крайность, опыт Ким показывает по-настоящему глобальное распространение южнокорейской культуры. Как k-pop распространился на территории Южной Кореи, расскажем в статье.

Культурная власть Южной Кореи

Всего за несколько десятилетий культура Южной Кореи покорила мир. После демократизации страны в конце 1980-х годов ослабление цензуры, сокращение ограничений на поездки и стремление диверсифицировать экономику способствовало глобальному распространению ее культуры. Это не произошло случайно. Hallyu, или культурная «корейская волна», была преднамеренным инструментом мягкой силы. Южная Корея не одинока в этом. Многие страны вкладывают средства в культурные советы и частично обмениваются ими для укрепления дипломатических целей. Но стремление правительства Южной Кореи к культурной власти имело удивительно быстрый успех.

Корни корейского участия в современной поп-культуре прослеживаются десятилетиями. Например, в 1959 году певческое трио Kim Sisters приехало в Лас-Вегас на первое свое выступление. Эту группу, которая 22 раза появлялась на «Шоу Эда Салливана», называли «культурными послами» и «оригинальными звездами американской поп-музыки».

Нововведение Ким Дэ Чжуна

Но халлю, или «корейская волна», началась только после финансового кризиса в Азии в конце 1990-х годов. Согласно новой книге «Народная культура Южной Кореи и Северной Кореи», южнокорейское правительство нацелено на экспорт культуры с помощью средств массовой информации в качестве новой экономической инициативы, одного из основных источников иностранных доходов, жизненно важных для экономического выживания и развития страны. В 1998 году население торжественно встретило президента Ким Дэ Чжуна, который назвал себя «президентом культуры».

Его администрация начала ослаблять запрет на ввоз культурных ценностей из Японии, что стало реакцией на японскую колонизацию Кореи в первой половине 20-го века. Первая манга была допущена обратно. В следующем году правительство приняло закон о развитии индустрии культуры и выделило на это 148,5 млн долларов.

На музыкальном поприще южнокорейские поп-группы процветали внутри страны в начале 1990-х годов. Seo Taiji & Boys дебютировали на корейском шоу талантов в 1992 году, отметив начало современного k-pop с его интеграцией английской лирики и элементов хип-хопа. К середине 90-х в Южной Корее укоренилась звездная система k-pop.

Первые успехи

И все же правительство хотело распространить свою культуру по всему миру - и это началось в маловероятном месте. Первыми крупными мировыми успехами Южной Кореи стали мыльные телевизионные программы, известные как k-драмы, изначально предназначенные для внутренней аудитории, но получившие популярность в других частях Азии и за ее пределами. «Зимняя соната» 2002 года стала глобальным явлением, отчасти благодаря сделкам правительства Южной Кореи с вещателями в стратегических местах, таких как Ирак и Египет, которые совершались, чтобы усилить позитивные настроения по отношению к Корее.

Международный успех k-драм подтолкнул к тщательному планированию глобализации k-pop вне групп, которые достигли национальной известности. Как и в случае с электроникой и автомобилестроением, централизация экономической мощи в крупных конгломератах позволила создать гладкое производство при строгой дисциплине. В системе звезд k-pop это означало набор поп-музыкантов и управление ими в течение многих лет обучения и тщательной презентации - что окупалось головокружительно успешными поп-актами, такими как бой-группа EXO, дебютировавшая на телевидении в 2011 году. EXO была задумана как южнокорейско-китайская группа, выступающая на корейском и мандаринском языках и продвигающая свои песни в обеих странах.

Год спустя музыкальный клип Psy's Gangnam Style стал первым видео на YouTube, которое набрало 1 млрд просмотров (и началось глобальное увлечение веселыми танцами). Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, восхваляя песню, сказал, что искусство является путем к культурному взаимопониманию.

По данным Международной федерации фонографической индустрии, южнокорейские бой-бэнды BTS были вторыми наиболее продаваемыми артистами мира в 2018 году и единственными не говорящими по-английски артистами, которые вошли в чарт. По состоянию на 2019 год на долю группы приходилось 4,65 млрд долларов ВВП Южной Кореи, и она стала первой азиатской группой, которая превысила 5 млрд потоков на Spotify. Страна также добилась успеха в кино: темная комедия Бонга Джун-хо «Паразит» стала первым фильмом не на английском языке, получившим награду «Оскар», и к настоящему времени она собрала более 50 млн долларов в кассах США.

Развитие иных секторов

Популярность корейской музыки, телевидения и фильмов стимулировала рост в других секторах, таких как туризм, еда и языковое образование. Экспорт косметики и средств по уходу за кожей, характерный для одержимой красотой Южной Кореи, также резко вырос. В 2015 году Южная Корея экспортировала косметику на общую сумму 2,64 млрд долларов. А в 2017 году президент Южной Кореи Мун Чже-Ин объявил о цели распространения корейского кино, музыки и телевидения среди 100 млн человек в течение пяти лет. Но как международное распространение южнокорейской культуры проявилось в ее совершенно ином соседе на севере?

От «южнокорейской волны» до «южного ветра»

Санни Юн, профессор СМИ из Сеульского университета Ханьян, подчеркивает, что северокорейская аудитория не является невежественным и пассивным потребителем иностранных культурных продуктов. Но поскольку северокорейцы, которые смотрят южнокорейские СМИ, по словам профессора Юна, находятся в отчаянном положении (крайняя нищета и отсутствие свободы), то для них естественно стремиться к новому образу жизни, наблюдая за иностранными СМИ.

Халлю именуют «культурным оружием» в Северной Корее, где его называют nampung («южный ветер»). Учитывая секретность в Королевстве Отшельников, то, что известно о южнокорейской культуре на Севере, в основном поступает от людей, покинувших Северную Корею. Одним из них является Джиомик Ким, который как член элитного класса имел определенные привилегии, которые позволили ему получить доступ к иностранной культуре. В колледже, где он изучал английский язык, профессора показывали голливудские фильмы в своих классах, такие как Top Gun и Armageddon.

Ким передавал южнокорейские драмы своим друзьям, что иногда доставляло ему неприятности. Он был допрошен дважды, как 15-летний парень, о пользовании иностранными СМИ. Ким избежал наказания, потому что его отец подкупил чиновников. «Культура делает людей смелыми, - размышляет он сейчас. - Это также заставляет их интересоваться различиями между странами, как, например, в Северной Корее. Они перестали верить тому, что говорит правительство».

И, что немаловажно, Киму разрешили учиться в Пекине. Пребывание среди одноклассников из разных стран, которые показывали ему документальные фильмы и книги о Северной Корее, повергло парня в шок. «Это действительно сильно ударило в мой мозг, - говорит он. - Я понял, что все, что я знал о Северной Корее, было ложью». В конце концов, он принял трудное решение уйти, хотя это означало отрезать себя от семьи и подвергнуть родных опасности.

Черный рынок Южной Кореи

Доступ на черный рынок для таких, как Ким, стал ключом к проникновению южнокорейских и западных СМИ в Северную Корею. Катастрофический северокорейский голод в середине 1990-х годов, когда Ким был ребенком, уменьшил доверие граждан к правительству. Отчаявшиеся люди обратились к контрабандистам насчет продуктов, в которых они нуждались, и изощренные международные сети все чаще привозили предметы, которые северокорейцы могли продавать, чтобы зарабатывать на жизнь. В основном это были USB-накопители, содержащие южнокорейские фильмы или телевизионные драмы, продажа которых может принести еду на месяц.

Поскольку Северная Корея поддерживает тесные отношения с Китаем, быть пойманным с китайскими фильмами менее серьезно, чем, например, быть схваченным с песнями BTS. Тем не менее просмотр иностранных СМИ в этой стране широко распространен. Некоторые северокорейские фанаты смотрят программы с закрытыми жалюзи или одним наушником на малой громкости, следя за наблюдателями.

Некоторые свадебные церемонии состоят из двух частей: одна с песнями, одобренными правительством Северной Кореи, а вторая тайно включает в себя ритуалы, заимствованные из южнокорейских СМИ.

Этому способствует распространение определенных технологий. Из-за частых отключений электроэнергии богатые семьи приобрели солнечные панели, которые позволяют им непрерывно наслаждаться иностранными СМИ. У счастливого меньшинства есть мобильные телефоны. Северокорейский режим блокирует зарубежные передачи, но все равно их люди смотрят, особенно в приграничных районах. А USB-накопители становятся все более популярными в Северной Корее, поскольку их легче переправлять, чем предыдущие цифровые носители, такие как DVD-диски.

Новое веяние оказало неожиданное влияние, например, на язык. Северокорейцы, знакомые с южнокорейской поп-культурой, переняли сленг и акценты от южнокорейских актеров. Южнокорейский макияж и мода популярны в Северной Корее, режим которой ограничивает прически и одежду.

Поп-культура открывает умы

Определенная западная поп-культура также популярна в стране. Перебежчики утверждают, что такие фильмы, как «Титаник» и такие группы, как Westlife, заставляют их все больше осознавать то, что северокорейский режим скрывал от них. Доступ к иностранной культуре, похоже, влияет на лояльность по отношению к Северной Корее. Почти все северокорейские беженцы сообщают о воздействии южнокорейского телевидения, фильмов или музыки.

Они иногда разочаровываются по прибытии на юг, когда видят, что не все здесь богаты и у многих тоже есть проблемы. К разным гендерным нормам также нужно привыкнуть. У северокорейцев имеются проблемы с интеграцией в Южную Корею: уровень самоубийств в три раза выше среди перебежчиков. Некоторые возвращаются в Северную Корею.

«Влияние культуры в конечном итоге ограничено. Наслаждение северокорейцев иностранными СМИ демонстрирует политическую неудовлетворенность, но это не превращается в явное политическое сопротивление, - говорит Юн. - Песни, комиксы, телепрограммы и фильмы влияют на возникновение новых идей, но сами по себе не приведут к смене режима».

Что говорит Ким

«В драмах, в кино мы можем видеть другие общества, которые очень разные. Но есть предел. Никто не говорит о демократии в драмах. В них всегда говорится о любви. И все же они по-прежнему играют важную роль. Культура мягкая, культура легкая, но культура способна распространять информацию среди людей, - подчеркивает Ким, который сейчас изучает политику и международные отношения в Сеуле. - Я верю в силу культуры».

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы любите слушать южнокорейскую музыку?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.