Германия отказалась от американского самолета-невидимки. Что не так с F-35 Lighting?

В последний день апреля стало известно о том, что Германия не будет закупать для своих ВВС новейшие американские боевые самолеты. Несколько ранее спор с Турцией по поводу российских систем ПВО привел к разрыву контракта на поставку перехватчиков-невидимок. Фирма «Локхид-Мартин» лишается крупных заказов, что, конечно, не радует высших менеджеров этого авиапроизводителя.

Так что же происходит с F-35 Lighting, объявленным чуть ли не вершиной мирового самолетостроения?

Маркетинг проекта

Проект создания массового и необычайно эффективного самолета-невидимки прорабатывался по-американски тщательно. Дело не только в технических аспектах. Маркетинг был продуман так, чтобы никто из крупных потенциальных покупателей не мог «соскочить». В качестве приманки союзным странам предлагалось размещение на их территории производства некоторых сборочных узлов, что обеспечивало высокооплачиваемую занятость и дополнительные поступления в бюджет.

Само собой, всем участникам проекта доходчиво объяснялись достоинства и преимущества новой машины. Она должна быть невидимой, неуязвимой, сверхманевренной, с очень хорошими эксплуатационными характеристиками. Авионика такова, что никто (имеются в виду потенциальные противники – Китай и Россия) не сможет ничего подобного сделать.

Цена действительно высокая, но по сравнению со стоимостью другого чуда американской техники, «Раптора» F-22, она уже не выглядит столь ужасной. В конце концов, этот самолет может заменить десяток обычных. Лучше иметь одно изделие, но хорошее, чем много устаревших вещей. Такой прием применяется, когда состоятельным покупателям продают дамскую сумочку за 25 тысяч долларов – «зато это же вещь!»

Следует отметить успешность этой маркетинговой стратегии. С начала десятилетия многие страны НАТО, Япония и Израиль выразили готовность потратиться на усиление своей обороноспособности. Теперь другие возможные покупатели фактически ищут повод для того, чтобы «плавно съехать с темы».

Невидимость

Правильнее определить это свойство новой машины как низкую заметность. Развитие авиации подвержено моде. В свое время (в 60-е годы) популярно было такое техническое решение как изменяемая стреловидность крыла. Оно и сегодня используется, но тогда боевой самолет с обычными плоскостями считался устаревшим. Сейчас отношение к этому свойству изменилось на более прохладное: нужно – сделают, а нет, так и нет.

Средствами достижения малой заметности служат уже известные приемы:

  • Специальные радиопоглощающие покрытия и ячеистые структуры полимерной обшивки. Луч , испускаемый радаром, «запутывается» в сложной молекулярной структуре и не возвращается на приемную антенну РЛС.
  • Специальная отражающая геометрия. Первый серийный самолет «Стелс» был похож на утюг. Цель та же: увести луч в сторону и не дать ему вернуться.
  • Приборы радиоэлектронной борьбы. Современная аппаратура РЭБ может «свести с ума» электронику ПВО и даже вывести ее из строя, временно или полностью. Кстати, этот метод, судя по всему, признан российскими разработчиками наиболее эффективным.

Ранее малая заметность обеспечивалась настильной траекторией. Низколетящую цель определить трудно, но теперь эта задача может быть решена.

Абсолютно невидимым самолет сделать невозможно. Речь идет о так называемой площади эффективного отражения – чем она меньше, тем лучше.

Проблемы

Выдающийся советский авиаконструктор А. Н. Туполев утверждал, что хорошо летает только красивый самолет. Эта фраза, сама не лишенная изящества, указывает на причину многих проблем, возникающих при реализации задачи малой заметности. Угловатая форма летательного аппарата отрицательно влияет на его аэродинамику: возникают вихревые потоки, снижается скорость, ухудшается управляемость. Машина не прощает ошибок пилотирования, а в ближнем маневренном бою она фактически обречена.

Что делает «Стеллс» видимым?

Главная проблема в том, что каждый самолет вынужден использовать собственный радар, что выдает его местоположение намного лучше, чем отражение сигнала РЛС корпусом. Чтобы понять ситуацию, достаточно представить себе черный автомобиль ночью с выключенными фарами. Водитель пытается пробраться куда-то незаметно. Дорога плохая и незнакомая. К тому же некто враждебный знает, что к нему едут незваные гости – он прислушивается, ловя каждый шорох. Реально ли застать его врасплох? Теоретически – да, а на практике – не очень.

Включив радар, пилот самолета-невидимки сразу себя обнаруживает. Без бортовой РЛС ему воевать проблематично. Есть некий промежуточный вариант: локатор работает как «полуспящий», то есть приглушенно, и только при признаках опасности переходит в активный режим. Только вот вопрос: а кто предупредит об угрозе? Похоже на парашют, автоматически открывающийся при ударе о землю.

Отказы техники

Японские ВВС уже потеряли пару F-35 при выполнении обычного полета. Жалобы на технические недоработки поступали и от американских пилотов. Их список долог: сбоили системы кислородного питания, проблемы выявлены при тестировании катапульт, да и другие жизненно важные агрегаты работают слишком часто нештатно. Радиопоглощающее покрытие быстро отслаивается.

Машина представляется крайне сырой, и нет уверенности, что ее удастся довести до удовлетворительной летной пригодности.

При этом стоимость обслуживания за несколько лет увеличивает стоимость каждой единицы в разы. Требуется постоянная закупка сменных узлов и расходных материалов, а они дорогие, так как американские.

Сомнения

Взвесив все pro и contra, наиболее крупные потенциальные покупатели F-35 приходят к простой мысли о неэффективности затрат на их приобретение. Сказать об этом американскому производителю прямо было бы недипломатично. В ход идет более мягкая риторика.

Германия и Франция

Немцы не говорят, что самолет им не нравится. Просто им и французам хочется сделать свой перехватчик по программе FCAS. И тут же переводят разговор на весьма болезненную тему ядерного оружия, которое США хранят на базе ВВС Бюхель.

Французы кивают на Германию – вот, дескать, как они, так и мы. А пока им вполне достаточно старых, но проверенных самолетов F-18 и Eurofighter .

Великобритания

Британия вроде бы и рада купить эти чудесные перехватчики пятого поколения. В Лондоне даже запланировали 135 штук приобрести, да вот беда – денег не хватает. Дыра в бюджете – семь миллиардов фунтов, и она растет. А тут только на первые 48 штук F-35B нужно потратить более девяти миллиардов. Так что, извините-простите, парламент не пропустит. Потом когда-нибудь. Может быть. Когда «программа повышения эффективности» даст результаты.

Италия

Италия собиралась купить 90 самолетов. В этой стране даже завод по сборке F-35 уже есть. Выбор у Рима сложный – тратиться на покупку «Лайтингов» или платить крупный штраф за отказ это делать. И так плохо, и эдак.

Турция

Вероятно, это наиболее скандальная ситуация, связанная с F-35. Анкаре США выдвинули ультиматум – выбирайте между российским и американским вооружением. Купите С-400, можете забыть о нашем супероружии.

И турецкому руководству даже не пришлось проявлять деликатность, ища повод для отказа от F-35. Премьер Чавушоглу просто ответил, что вопрос закрыт, а языком угроз с Турцией разговаривать нельзя. Нашли, чем пугать.

Как отреагировала фирма «Локхид-Мартин»

Джонатан Хойл, президент американского авиаконцерна Lockheed Martin, как и следовало ожидать, выразил сожаление и «разочарование» по поводу того, что союзники США будут вынуждены обороняться от вероятного агрессора устаревшими типами самолетов. А ведь все могло быть так прекрасно…

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Считаете ли вы, что F-35 опасен для России?
Комментариев 2
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Самолет опасен для европейцев, поскольку опустошит их кошельки.\
Копировать ссылку
0
Интересная статья и хорошие фотографии!
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.