Было больше самостоятельности и не только: что уже умели к 10 годам советские школьники

То ли из-за ностальгии, то ли из-за раздутого чувства собственной важности, многие взрослые говорят, что «раньше было лучше». Возможно, в чем-то жизнь в СССР и правда была лучше, но глупо отрицать тот факт, что каждое поколение по-своему двигает цивилизацию вперед. Да, дети из Советского союза уже в 10 лет умели то, что сейчас под силу далеко не каждому взрослому. Но это ведь не значит, что нынешнее поколение, которое настолько хорошо разбирается в информационных технологиях, «потеряно». Давайте поговорим о том, что умели школьники из СССР и насколько ценными являются эти навыки в настоящее время.

Проявлять самостоятельность

Во многих советских литературных произведениях в качестве завязки к основному сюжету является то, что дети остались дома одни. Опустим тот факт, что родители не боялись оставлять без присмотра даже пятилетних ребятишек. Ведь это помогло дошколятам и подросткам научиться самим заваривать чайник, ходить в магазин за хлебом, стирать одежду, а то и чинить сломавшиеся вещи.

Сегодня большинство родителей считают невозможным оставить ребенка дома одного. К сожалению, дети стали менее самостоятельны в плане бытовых обязанностей. Но зато их самостоятельность проявляется в вопросах получения информации. Не знаешь, как решить ту или иную задачу – посмотрел обучающий видеоролик в интернете. А раньше приходилось просить помочь в этом родителей.

Помогать взрослым

В советских школах дети каждый день дежурили в классе, а также следили за порядком в коридорах и даже сами мыли в школе полы. Очень часто школьников привлекали для уборки территории в школьном дворе. К 10 годам ребенок умел не только собирать листья и пропалывать клумбы, но даже белить деревья. А еще были общественные работы, на которых дети помогали пожилым людям и инвалидам.

С одной стороны обучение физическому труду – это очень даже хорошо. С другой – детям навязывали обязанность летом работать в полях и садах. Причем, оплату за сельскохозяйственные работы никто не давал, а ведь работать приходилось по меньшей мере 4 часа в день, таская все это время мешки со свеклой или картошкой. Навыки-то полезны, но вряд ли у здравомыслящего человека повернется язык сказать, что заставлять детей сегодня бесплатно горбатиться в поле – это нормально.

Искать ответы в библиотеке

А вот этот навык, хоть и был очень полезным в СССР, но на сегодняшний день он полностью утратил свою актуальность. Раньше школьникам приходилось перечитывать десятки исторических книг только ради того, чтобы написать один доклад. Сегодня достаточно вбить соответствующий запрос в поисковую строку в интернете, и тебе будет предоставлена вся необходимая информация.

Безусловно, подобное упрощение в поиске информации привело к тому, что многие дети бездумно копируют текст из статей в интернете и даже не удосуживаются его прочитать. В итоге новых знаний в голове не прибавляется. Однако это не значит, что нужно вечера напролет проводить в библиотеке в поиске ответа на вопрос, в каком году правил тот или иной царь. Просто необходимо учить детей грамотно анализировать ту информацию, которую предоставляют интернет-ресурсы.

Делать уроки без помощи взрослых

Поскольку большую часть времени родители проводили на работе, а приходя домой, сразу же погружались в домашние обязанности, дети весьма неохотно докучали им со своими проблемами. Делать домашнее задание было принято самостоятельно. Даже попросить помощи у старших братьев или сестер считалось дурным тоном. Поэтому приходилось самостоятельно разбираться в материале, который был плохо понят во время уроков.

Разумеется, подобное поведение развило в детях чувство ответственности, однако негативно сказалось на отношениях между взрослыми и детьми. Это сейчас родители и ребенок могут сдружиться в то время, как вместе ломают голову над сложной задачей. А раньше дети часто обижались, когда мама или папа говорили что-то вроде: «Тебе задали – вот и делай сам!».

Учиться каллиграфическому почерку

Поколение учеников 50-60-х годов могут смело похвастаться тем, что умеют красиво писать перьевой ручкой. Чистописанию в школе отводилось довольно много времени. Ведь для того, чтобы чернила легли на бумагу ровно, необходимо было уметь держать наконечник под определенным углом. В итоге к концу первого года даже первоклассник мог выводить буквы красивее, чем сейчас большинство учащихся старшей школы.

Безусловно, подобное умение является очень полезным даже сегодня. Ведь если вам захочется заполнить поздравительную открытку или написать приглашение на свадьбу, то вы захотите сделать это от руки, а не на компьютере. Однако именно детям такой навык вряд ли будет сильно полезен, особенно в эпоху, когда большую часть текста приходится печатать на экране смартфона.

Пользоваться логарифмической линейкой

А вот этот навык является бесспорно полезным. Устройство, которое простым не назовешь, помогало детям СССР умножать, делить и даже возводить числа в степень. Если ребенок осваивал принцип работы с логарифмической линейкой, то со временем он мог производить сложные расчеты даже в уме.

К сожалению, сейчас большинство детей предпочитают производить вычисления на калькуляторе вместо того, чтобы решать примеры в столбик. Это негативным образом отражается на когнитивных способностях школьника. Так что да, калькуляторы убили у школьников желание учиться математике.

Заниматься полезным ремеслом

Уроки труда в советских школах преподавались с первого класса. Сперва детвора училась делать аппликации из картона и бумаги, затем лепила поделки из пластилина. Мальчики постарше учились обращаться с молотком и гвоздями, а девочки вовсю шили и вышивали.

Посмотрите на 10-летних детей сегодня. Большинство из них не смогут даже самостоятельно пришить оторвавшуюся пуговицу, не говоря о том, чтобы смастерить табуретку. А ведь занятия ремеслом с начальной школы помогало многим детям определиться с дальнейшей профессией. Здесь, безусловно, поколение СССР выигрывает.

Беречь вещи

Еще одно качество, которым, к сожалению, не могут похвастаться современные дети. А все потому, что дефицит товаров делал свое дело. Если родителям удавалось приобрести бытовую технику, то относились к ней очень трепетно. От того и служила она невероятно долго. А в случае поломки вещи чинили, а не выбрасывали, чтобы поскорее купить новую.

Современный десятилетний ребенок вряд ли будет сильно переживать по поводу того, что у него порвались брюки или испачкалась блузка. Родители просто купят новую вещь или отдадут ее в химчистку. К сожалению, утрата бережливости приводит к тому, что родителям приходится тратить огромные суммы из семейного бюджета впустую.

Уметь общаться

Чем старше становится ребенок, тем сложнее ему обходиться без гаджетов. Просто пройдитесь по коридору современной школы и вы увидите, что почти каждый ребенок проводит время в телефоне, а не общается с одноклассниками.

Советским ребятишкам приходилось развлекать себя самостоятельно. Приходя домой со школы, они стремились побыстрее сделать уроки, чтобы выйти во двор и поиграть в казаков-разбойников или крестики-нолики. За провинность родители могли запретить своему чаду покидать квартиру, и это действительно работало, как неплохой метод воспитания. Сейчас же ребенок может почувствовать себя наказанным только в том случае, если у него заберут любимый гаджет, что помогает погрузиться в виртуальный мир.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы думаете, что еще умели советские дети, в отличие от современных школьников?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.