Как перестать делать уроки с ребенком, чтобы он не скатился на двойки: мотивируем и ждем

Каждый вечер для многих родителей превращается в борьбу - уговорить ребенка сесть за уроки. Казалось бы, простые задания могут растянуться на часы, если школьник не мотивирован или не умеет планировать время. Главная причина, почему у детей не получается делать уроки самостоятельно, кроется в отсутствии у них навыков самоорганизации и ответственности. Ребенок еще не научился расставлять приоритеты и не понимает важности выполнения школьных заданий для своего будущего.

Родители должны разобраться со своей ответственностью

Основной этап в решении этой проблемы - постепенная передача ответственности за выполнение домашних заданий от родителя к ребенку. Для начала необходимо научить школьника планировать свое время. Например, можно создать расписание, где будут четко прописаны периоды для учебы, отдыха и других активностей. Это поможет ребенку понять, что выполнение домашнего задания - обязательная часть его дня, которую нужно выполнить не из-под палки, а потому что это его долг и обязанность.

Создайте учебную среду

Также важным аспектом является создание правильной учебной среды. Если у ребенка есть свое выделенное место для учебы, где его никто не будет отвлекать, это существенно повысит его концентрацию и заинтересованность в задании. Оставьте ему пространство для принятия решений и дайте возможность самому выбирать, с чего начать и в каком порядке выполнять задания.

Поддержка и поощрение со стороны родителей также играют ключевую роль. Важно не только контролировать, но и хвалить за любой успех, даже самый незначительный. Система маленьких наград и похвал поможет сформировать положительное отношение к учебе и самостоятельной работе. Постепенно ребенок начнет осознавать свою ответственность и понимать, что успешное выполнение домашнего задания помогает ему достигать целей и получать признание.

Дайте возможность делать уроки самостоятельно

Когда мы позволяем ребенку проявлять самостоятельность, мы способствуем развитию его уверенности в своих силах и ответственности за свои действия. Это помогает ему научиться принимать решения и решать проблемы самостоятельно. Ребенок начинает понимать, что успех в учебе зависит от его собственных усилий и усердия, и это знание служит мощным мотивационным фактором.

Однако важно помнить, что каждый ребенок уникален и развивается в своем собственном темпе. Некоторым детям требуется больше времени и поддержки для освоения навыков самостоятельного выполнения домашних заданий. Родителям следует быть внимательными к потребностям своих детей и предоставлять им необходимую помощь, не забирая при этом возможность учиться и развиваться самостоятельно. Организация учебного процесса и контроль его выполнения также могут стать эффективным инструментом в поддержке ребенка.

Не нужно делать уроки за него

Родители часто жалуются, что их ребенок потерял интерес ко всему, забросил школу и уроки. В таких случаях бесполезно пытаться делать с ним уроки. Сначала необходимо разобраться с мотивацией, а потом ждать результата. В зависимости от причин, решения могут быть самыми разными — от визита к врачу до смены школы или формы обучения. Помощь будет эффективна только тогда, когда будет кому помогать. Если главный работник спит, а вы таскаете кирпичи, это нельзя назвать помощью.

Иногда проблема кроется в нас самих. Если ребенок учится в своем темпе (получает тройки и четверки), но мы насильно пытаемся его подтолкнуть к высоким достижениям, возможно, стоит пересмотреть свои ожидания. Помогать ребенку с уроками — значит не делать за него, а помогать ему справляться самому.

Важно разобраться, в чем проблема

Если ребенок не понимает тему по учебнику, значит нужно искать другой путь — каждый ребенок уникален, и его мышление тоже. Порой приходится перестать полагаться только на стандартные объяснения и штампованные методики преподавания. Вместо этого следует внимательнее смотреть на реакцию ребенка на разные способы подачи материала. Через игру, аналогии и практические примеры пытайтесь донести до него суть сложных тем.

Эмоциональная поддержка

Еще один важный аспект — это эмоциональная поддержка. Важно создать в доме атмосферу, где ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Дети чувствуют и переживают каждое наше волнение и нервозность, что может еще больше усугубить ситуацию с учебой. Когда ребенку особенно трудно, старайтесь делать перерывы, заниматься чем-то веселым и отвлекающим, а потом снова возвращаться к учебным задачам с новыми силами.

Учите материал по частям

Часто взрослые также сталкиваются с информационной перегрузкой и не могут мгновенно усвоить все детали новых понятий или задач. Разбиение информации на более мелкие части помогает им шаг за шагом двигаться к полному пониманию, не чувствуя излишнего давления или стресса.

Кроме того, такое постепенное обучение развивает способность к самообучению. Когда человек осваивает методику усвоения знаний маленькими порциями, он начинает более осознанно подходить к своей образовательной деятельности, планируя и структурируя процесс обучения таким образом, чтобы он был наиболее эффективным для него. Этот навык ценен не только в школьной среде, но и в профессиональной деятельности, и в личной жизни.

Признать и принять свои чувства

Теперь о том, что нас раздражает. Основные негативные эмоции, которые возникают у нас из-за учебы ребенка, включают: стыд за него («Как же так, мой ребенок хуже других!»); родительскую вину («Я что-то делаю неправильно»); страх за его будущее («Он потеряется, ничего не добьется, окажется в беде!»). Важно осознавать и переживать эти чувства в свободное время, а не во время совместных занятий.

Если же стыд, страх и вина интенсивны, попробуйте следующие способы:

  • поиграть и побеседовать с ребенком в условиях, где его слабости не видны;
  • попросить его помочь в том, что у него хорошо получается;
  • вспомнить о его сильных сторонах;
  • снять напряжение, поговорив о чем-то хорошем или нейтральном, или же просто попить чай с печеньем.

Поймите, что чувствует ребенок и как помочь ему

У сложных учеников много тяжелых эмоций. Например, они часто притворяются глупыми, чтобы их оставили в покое. Их самооценка уже на нуле. Учеба для них — источник стресса. Более того, их умы "перегреваются" и устают от непривычных усилий. Их собственное непонимание вызывает чувство злости. Хочется плакать от безысходности.

Давайте постараемся понять эти чувства и учитывать их, когда занимаемся уроками. Порой дети не любят, когда их проверяют, даже если все знают. Их пугает сама ситуация проверки. Поэтому можно просить их составлять вопросы и «проверять» родителей. Сильные негативные эмоции блокируют мышление. Если не справиться с гневом и слезами, найти икс будет невозможно.

Научить ребенка понимать, чего он не знает

Метакогниция подразумевает осознание собственных знаний и понимание собственного мышления. Иначе говоря, это значит самому контролировать свои умственные процессы. Это включает способность задавать вопросы в случае непонимания.

Необходимо уметь ясно просить конкретную помощь вместо того, чтобы просто сидеть и жаловаться. Ребенок должен уметь сказать: "Я не понимаю, как эта формула превращается в ту" или "Почему здесь "ться", а здесь "тся"? Метакогнитивные навыки составляют половину пути к самостоятельному обучению.

Найти ритм работы

Иногда приходится контролировать процесс выполнения домашних заданий лишь из-за того, что ребенок не может сам сосредоточиться. В этом случае важно найти ритм работы, вовлечь ребенка в этот процесс и в дальнейшем научить его самостоятельно удерживать этот ритм.

Существуют простые методы, которые помогают «собрать» ребенка, когда его внимание рассеяно во время выполнения уроков:

  • Рука на голове. Ребенок сидит и пишет, а вы при этом держите руку у него на голове. Перед ним установлен будильник, который заведен на 10 или 15 минут. Как только будильник прозвенел, вы убираете руку, хвалите ребенка и предлагаете ему сделать пятиминутный перерыв. Затем цикл повторяется.
  • Цикличность. Метод, о котором уже было упомянуто, — использование будильника, чтобы чередовать короткие периоды работы и отдыха. Со временем ребенок научится самостоятельно регулировать свою активность. Для младших школьников концентрация не превышает 15 минут, для подростков это может быть полчаса, а для взрослых оптимально работают циклы 45/15 (работа/отдых).

Заключение

Очень важно помнить, что каждый ребенок развивается в своем собственном темпе. Одному может понадобиться больше времени на освоение самостоятельности, другому - меньше. Не стоит сравнивать своего ребенка с другими или требовать от него невозможного. Лучше сосредоточиться на создании поддерживающей и вдохновляющей окружающей среды, где ошибки воспринимаются как часть процесса обучения.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как вы думаете, стоит ли перестать делать уроки с ребенком? 
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.