Хотя миллиарды людей верят, что Иисус из Назарета был одной из самых важных фигур в мировой истории, многие другие отвергают саму идею его существования. К примеру, опрос, проведенный в 2015 году Англиканской церковью, показал, что 22 % взрослых в Англии не верят в то, что Иисус был реальным человеком.
Однако среди исследователей Нового Завета христианской Библии существует не так много разногласий относительно реальности Иисуса. Адъюнкт-профессор из Университета Пердью Лоуренс Микитюк, который является автором статьи «Обзор библейской археологии» за 2015 год, где идет речь о внебиблейских свидетельствах жизни Иисуса, отмечает, что в древние времена по этому вопросу не было никаких споров. «Еврейские раввины, которым не нравился Иисус и его последователи, обвиняли его в том, что он вводит людей в заблуждение, - говорит Микитюк, - но они никогда не говорили, что его не существует».
Отсутствие археологических свидетельств
Однако точных физических или археологических доказательств существования Иисуса так и не удалось найти. По словам Микитюка, этого и следовало ожидать. «Крестьяне обычно не оставляют археологических следов», - говорит он.
«Реальность такова, что у нас нет археологических записей практически ни об одном человеке, который жил во времена Иисуса в том же регионе, что и он», - говорит профессор религиоведения в Университете Северной Каролины Барт Д. Эрман, автор книги «Существовал ли Иисус? Исторический аргумент в пользу Иисуса из Назарета». Однако отсутствие доказательств не означает, что человека в то время не существовало. Это означает, что он или она, как и 99,99 % остального населения мира, в то время не оказывали влияния на археологические данные.
Реликвии
Вопросы подлинности продолжают возникать вокруг прямых реликвий, связанных с Иисусом, таких как терновый венец, который Он, согласно общему мнению, носил во время своего распятия (один из возможных образцов размещен в соборе Нотр-Дам в Париже), и Туринская плащаница – предположительно льняная ткань, использующаяся во время захоронения, на которой остались черты тела Иисуса.
Археологи, тем не менее, смогли подтвердить некоторые элементы истории Нового Завета об Иисусе. Хотя многие оспаривали само существование древнего города Назарета (согласно Библии, родного города Иисуса, где он провел детство), археологи раскопали высеченный в скале дом вместе с могилами. Они также нашли вещественные доказательства римских распятий, таких как были описаны в Новом Завете.
Документальные доказательства
Наиболее подробные сведения о жизни и смерти Иисуса содержатся в четырех Евангелиях и других новозаветных писаниях. «Все они были сделаны ранними христианами, которые явно предвзято относились к тому, о чем писали, поэтому нам важно оценивать их критически, чтобы получить любую исторически достоверную информацию, - говорит Эрман. - Но их главные рассказы об Иисусе как об исторической фигуре – еврее с последователями, казненном по приказу римского правителя Иудеи Понтия Пилата во время правления императора Тиберия – подтверждаются более поздними источниками».
В работах еврейских и римских историков есть упоминания о нескольких десятилетиях жизни Иисуса, и эти отрывки подтверждают части Нового Завета, где описана его жизнь и смерть на кресте.
Свидетельства историка Иосифа Флавия
Еврейский историк первого века Иосиф Флавий, который, по словам Эрмана, «является лучшим источником информации о Палестине первого века», дважды упоминает об Иисусе в «Еврейских древностях» - его обширной 20-томной истории еврейского народа, которая была написана примерно в 93 г. н. э.
Считается, что Иосиф родился через несколько лет после распятия Иисуса (приблизительно в 37 г. н. э.) и был хорошо знаком с аристократом и военным лидером в Палестине, который служил полководцем в Галилее во время первого восстания евреев против Рима (66 и 70 г. н. э.). Хотя Иосиф не был последователем Иисуса, он жил в то время, когда церковь только начала зарождаться, и поэтому знал людей, которые встречались с Иисусом и разговаривали с Ним.
В одном из отрывков «Еврейских древностей», где рассказывается правда о незаконной казни, Иосиф Флавий называет жертву – Иакова – братом Иисуса, которого зовут Мессией. Хотя не многие ученые сомневаются в подлинности этого короткого рассказа, все больше споров возникает вокруг более длинного отрывка, написанного Иосифом об Иисусе. В этом отрывке, известном как Testimonium Flavianum, описывается человек, «совершавший удивительные поступки», которого Пилат приговорил к распятию. Микитюк согласен с большинством ученых, что христианские писцы могли изменить какие-то части этого отрывка, создавая собственные тексты.
Тацит связывает распятие Иисуса с Понтием Пилатом
Еще один рассказ об Иисусе появляется в «Римских анналах». Это история Римской империи первого века, написанная примерно в 116 г. н. э. римским сенатором и историком Тацитом. В хронике сожжения Рима в 64 г. н. э. Тацит упоминает, что император Нерон ложно обвинял людей, именующих себя христианами, которых ненавидел. Христос, от имени которого и пошло название этой группы, был убит Понтием Пилатом, прокурором Иудеи во время царствования Тиберия.
Учитывая, что Тацит был римским историком, у него не было никаких христианских предубеждений относительно преследования ранних христиан Нероном, говорит Эрман. «Практически все, что он описывает, совпадает (с точки зрения римского автора, презирающего христиан и их суеверия) с тем, что говорится в Новом Завете: Иисус был казнен правителем Иудеи Понтием Пилатом за преступления против государства, вслед за чем возникло религиозное движение его последователей.
«Известно, что, описывая исторические события, в достоверности которых он сам сомневался, Тацит обычно сообщал об этом своим читателям, - говорит Микитюк, подтверждая историческую ценность документа. - В отрывке, где упоминается Христос, нет такого признака потенциальной ошибки».
Другие римские документы
Незадолго до того, как Тацит написал свой рассказ об Иисусе, римский губернатор Плиний Младший написал императору Траяну, что первые христиане «будут петь гимны Христу как богу». Некоторые ученые считают, что римский историк Светоний ссылается на Иисуса, отмечая, что император Клавдий изгнал евреев из Рима, которые «постоянно вызывали беспорядки при подстрекательстве Христа».
Эрман говорит, что эта коллекция фрагментов из нехристианских источников не может предоставить нам полную информацию о жизни Иисуса, но она полезна для понимания того, что Иисус был известен современным ему историкам, которые разобрались в этом вопросе. Никто из них не считал его вымышленным персонажем.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание