Большое почитание праведника народом может быть основанием для причисления к лику святых: правила и процедура канонизации сегодня

В православной церкви понятие канонизации подразумевает специальный акт, производимый высшей церковной властью, через который усопший подвижник веры, отличавшийся благочестием, причисляется к лику святых. Далее его чествуют, согласно списку, в который он внесен.

С принятием у нас христианства на официальной основе к русской церкви из Константинополя перешел и культ святых. До раскола церкви в 1054 году это были общехристианские святые, а после него - византийские.

Чтобы утвердить в народе православное учение, требовались свои, отечественные праведники, близкие по духу. Их канонизировали с соблюдением византийских традиций. Первыми стали Борис и Глеб, являющиеся сыновьями князя Владимира Святославовича. В скором времени после их гибели на этом настоял князь Ярослав Мудрый. Со временем правила канонизации на Руси были изменены. Как они выглядят сегодня?

Общие правила канонизации в древности

Эти правила в основном соблюдались до 1917 года. Тогда в качестве общего основания для канонизации рассматривался дар чудотворения как при земной жизни, так и вслед за смертью.

Епархиальный архиерей имел право канонизировать святых и местных храмов, и епархиальных. Но сначала он получал согласие митрополита или же вышестоящего патриарха. Общецерковных святых канонизировал митрополит, а впоследствии - патриарх и Синод.

Память святых отмечалась либо в день ухода из жизни, либо в день, когда открывались мощи. Не исключался и вариант сразу двух указанных дней. Нужно было составить новому святому житие и разработать службу. К лику святых причисляли в храме или возле него, рядом с мощами усопшего, которого канонизировали.

Если канонизация не проводилась по той или другой причине, над могилой водружалась часовня. В этом случае молебны заменялись панихидами.

Современный подход к критериям

С 1917-го по 1988-й (год, когда прошел Поместный собор), РПЦ изменила порядок проведения канонизации. Митрополит Ювеналий, с 1989-го по 2011-й председательствовавший в Синодальной комиссии, заведующей канонизацией, сказал, что если жизнь святая и добродетельная, ее подкрепление чудотворением не является обязательным требованием.

Митрополит Крутицкий и Коломенский огласил новые правила канонизации святых, сделав доклад, посвященный тысячелетию крещения Руси. В измененных критериях речь идет о:

  1. Святости подвижников, которые способствовали пришествию Сына Божия в мир или угодивших ему проповедями Святого Евангелия. На этом основании ранг святого присваивался праотцам, отцам, упоминаются также апостолы, пророки.
  2. Мученической смерти за Иисуса, истязаниях за веру. Это касается исповедников вообще и мучеников в частности.
  3. Чудотворениях, происходящих от молитв или от мощей святого (по этому основанию канонизируют, например, юродивых, мучеников-страстотерпцев, а также столпников, преподобных и молчальников).
  4. Высоком служении Церкви со стороны первосвятителей и святителей.
  5. Выдающихся заслугах перед людьми и Церковью.
  6. Добродетельной, праведной и святой жизни, не всегда засвидетельствованной чудотворениями.
  7. Выражающейся в истинном православии борьбе за веру, в проявлении чудес и знамений Всевышним, святости.
  8. Большом почитании народом, в том числе и при жизни.

Налицо новый взгляд на критерии канонизации.

Новый подход продиктован жизненными реалиями

Из сказанного следует вывод о том, что в древности русская церковь канонизировала святых, учитывая лишь факт чудотворения, а не мученический подвиг и исповедование христианской веры. И этот опыт мало что дает для канонизации в настоящее время.

В связи с этим потребовался новый подход в изучении подвига новомучеников, учитывающий социальную, политическую и идеологическую составляющие и обстоятельства, в которых святой совершал подвиг.

Процедура канонизации в наше время

Она проводится следующим образом. В синодальную комиссию РПЦ, занимающуюся канонизацией, подаются материалы о подвижнике с целью его прославления. Их подает либо Священный синод, либо епархия.

Заранее для святого пишут икону и разрабатывают службу. Комиссия занимается проверкой данных, связанных с жизнью и заслугами. Если принимается положительное решение, касающееся местного святого, то материалы передаются патриарху. В этом случае достаточно его благословения.

В ситуации с общецерковным почитанием нужно направить материалы Священному синоду. Их рассматривает и Святейший Патриарх. Завершающим будет решение собора - Архиерейского, Поместного, а между соборами вердикт выносит Священный синод.

Вопрос о канонизации Суворова

Недавно Панкратию, епископу Троицкому, в настоящее время возглавляющему в РПЦ синодальную комиссию, занимающуюся канонизацией святых, поступила просьба, связанная с канонизацией А. В. Суворова. Наряду с военными заслугами ему нельзя отказать и в подлинном христианском подвижничестве. Просьбу от имени общества "Царьград" изложил Константин Малофеев.

В обращении говорится о том, что, помимо воинских заслуг, которых недостаточно для канонизации как таковых, участники "Царьграда" указывают на то, что в его жизни был ряд следующих принципиальных моментов.

Аргументы в пользу полководца и праведника

В первую очередь, это глубокая набожность Александра Васильевича, проявляемая им с самого детства. Он был участником церковного хора и чтецом во время богослужений.

Во-вторых, согласно проведенным историческим исследования, Суворов отличался праведностью, в частности, касаемо супружеской верности. А еще он вел аскетический образ жизни.

Третий момент заключается в том, что его славные победы над врагом были связаны не только с выдающимся военным дарованием, но и с искренними, горячими молитвами.

Причисление Ушакова к лику святых

В истории РПЦ в XXI веке есть прецедент канонизации выдающегося воина. Это причисление к святым адмирала Ушакова в 2001 году. Впервые в истории не только РПЦ, но и христианства вообще, был канонизирован воин-моряк. Поэтому не обошлось без сомнений и у церковников, и у обычных верующих.

Поскольку Ушаков Федор Федорович в первую очередь ассоциируется с образом великого флотоводца, возник вопрос о святости. Он исследовался долго и скрупулезно, и в результате было выяснено, что Ушаков вел праведную жизнь, являясь ярчайшим образцом верного служения Отечеству, православной вере и русскому народу. Это касается и поля брани, и области милосердия, и благотворительности.

После торжественной церемонии прославления, которая явилась грандиозным событием, морякам передали частицы мощей адмирала.

Какие критерии учитывались при канонизации Ушакова

Праведная жизнь. Речь идет не только о военных заслугах Федора Федоровича, но и о праведной жизни как христианина, следовавшего евангельским истинам. Они послужили поводом к его канонизации.

Духовная жизнь. Ушаков известен как человек глубоко верующий. Перед каждой битвой он обязательно молился, так же как и по ее окончании. Окончив службу, он постоянно бывал в Санаксарском монастыре, участвуя в богослужениях. А во время Великого поста проживал в монастырской келье.

Благотворительность. Полководец организовал для моряков, солдат, воевавших в 1812 г., госпиталь. Оказывал помощь беднякам. Монастырю он пожертвовал массу ценных предметов, используемых в богослужении.

Военное наследие. Флотоводец бережно относился к жизни солдат. Воспитал плеяду доблестных моряков.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы думаете, будет ли вопрос с канонизацией Суворова решен положительно?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.