В православной церкви понятие канонизации подразумевает специальный акт, производимый высшей церковной властью, через который усопший подвижник веры, отличавшийся благочестием, причисляется к лику святых. Далее его чествуют, согласно списку, в который он внесен.
С принятием у нас христианства на официальной основе к русской церкви из Константинополя перешел и культ святых. До раскола церкви в 1054 году это были общехристианские святые, а после него - византийские.
Чтобы утвердить в народе православное учение, требовались свои, отечественные праведники, близкие по духу. Их канонизировали с соблюдением византийских традиций. Первыми стали Борис и Глеб, являющиеся сыновьями князя Владимира Святославовича. В скором времени после их гибели на этом настоял князь Ярослав Мудрый. Со временем правила канонизации на Руси были изменены. Как они выглядят сегодня?
Общие правила канонизации в древности
Эти правила в основном соблюдались до 1917 года. Тогда в качестве общего основания для канонизации рассматривался дар чудотворения как при земной жизни, так и вслед за смертью.
Епархиальный архиерей имел право канонизировать святых и местных храмов, и епархиальных. Но сначала он получал согласие митрополита или же вышестоящего патриарха. Общецерковных святых канонизировал митрополит, а впоследствии - патриарх и Синод.
Память святых отмечалась либо в день ухода из жизни, либо в день, когда открывались мощи. Не исключался и вариант сразу двух указанных дней. Нужно было составить новому святому житие и разработать службу. К лику святых причисляли в храме или возле него, рядом с мощами усопшего, которого канонизировали.
Если канонизация не проводилась по той или другой причине, над могилой водружалась часовня. В этом случае молебны заменялись панихидами.
Современный подход к критериям
С 1917-го по 1988-й (год, когда прошел Поместный собор), РПЦ изменила порядок проведения канонизации. Митрополит Ювеналий, с 1989-го по 2011-й председательствовавший в Синодальной комиссии, заведующей канонизацией, сказал, что если жизнь святая и добродетельная, ее подкрепление чудотворением не является обязательным требованием.
Митрополит Крутицкий и Коломенский огласил новые правила канонизации святых, сделав доклад, посвященный тысячелетию крещения Руси. В измененных критериях речь идет о:
- Святости подвижников, которые способствовали пришествию Сына Божия в мир или угодивших ему проповедями Святого Евангелия. На этом основании ранг святого присваивался праотцам, отцам, упоминаются также апостолы, пророки.
- Мученической смерти за Иисуса, истязаниях за веру. Это касается исповедников вообще и мучеников в частности.
- Чудотворениях, происходящих от молитв или от мощей святого (по этому основанию канонизируют, например, юродивых, мучеников-страстотерпцев, а также столпников, преподобных и молчальников).
- Высоком служении Церкви со стороны первосвятителей и святителей.
- Выдающихся заслугах перед людьми и Церковью.
- Добродетельной, праведной и святой жизни, не всегда засвидетельствованной чудотворениями.
- Выражающейся в истинном православии борьбе за веру, в проявлении чудес и знамений Всевышним, святости.
- Большом почитании народом, в том числе и при жизни.
Налицо новый взгляд на критерии канонизации.
Новый подход продиктован жизненными реалиями
Из сказанного следует вывод о том, что в древности русская церковь канонизировала святых, учитывая лишь факт чудотворения, а не мученический подвиг и исповедование христианской веры. И этот опыт мало что дает для канонизации в настоящее время.
В связи с этим потребовался новый подход в изучении подвига новомучеников, учитывающий социальную, политическую и идеологическую составляющие и обстоятельства, в которых святой совершал подвиг.
Процедура канонизации в наше время
Она проводится следующим образом. В синодальную комиссию РПЦ, занимающуюся канонизацией, подаются материалы о подвижнике с целью его прославления. Их подает либо Священный синод, либо епархия.
Заранее для святого пишут икону и разрабатывают службу. Комиссия занимается проверкой данных, связанных с жизнью и заслугами. Если принимается положительное решение, касающееся местного святого, то материалы передаются патриарху. В этом случае достаточно его благословения.
В ситуации с общецерковным почитанием нужно направить материалы Священному синоду. Их рассматривает и Святейший Патриарх. Завершающим будет решение собора - Архиерейского, Поместного, а между соборами вердикт выносит Священный синод.
Вопрос о канонизации Суворова
Недавно Панкратию, епископу Троицкому, в настоящее время возглавляющему в РПЦ синодальную комиссию, занимающуюся канонизацией святых, поступила просьба, связанная с канонизацией А. В. Суворова. Наряду с военными заслугами ему нельзя отказать и в подлинном христианском подвижничестве. Просьбу от имени общества "Царьград" изложил Константин Малофеев.
В обращении говорится о том, что, помимо воинских заслуг, которых недостаточно для канонизации как таковых, участники "Царьграда" указывают на то, что в его жизни был ряд следующих принципиальных моментов.
Аргументы в пользу полководца и праведника
В первую очередь, это глубокая набожность Александра Васильевича, проявляемая им с самого детства. Он был участником церковного хора и чтецом во время богослужений.
Во-вторых, согласно проведенным историческим исследования, Суворов отличался праведностью, в частности, касаемо супружеской верности. А еще он вел аскетический образ жизни.
Третий момент заключается в том, что его славные победы над врагом были связаны не только с выдающимся военным дарованием, но и с искренними, горячими молитвами.
Причисление Ушакова к лику святых
В истории РПЦ в XXI веке есть прецедент канонизации выдающегося воина. Это причисление к святым адмирала Ушакова в 2001 году. Впервые в истории не только РПЦ, но и христианства вообще, был канонизирован воин-моряк. Поэтому не обошлось без сомнений и у церковников, и у обычных верующих.
Поскольку Ушаков Федор Федорович в первую очередь ассоциируется с образом великого флотоводца, возник вопрос о святости. Он исследовался долго и скрупулезно, и в результате было выяснено, что Ушаков вел праведную жизнь, являясь ярчайшим образцом верного служения Отечеству, православной вере и русскому народу. Это касается и поля брани, и области милосердия, и благотворительности.
После торжественной церемонии прославления, которая явилась грандиозным событием, морякам передали частицы мощей адмирала.
Какие критерии учитывались при канонизации Ушакова
Праведная жизнь. Речь идет не только о военных заслугах Федора Федоровича, но и о праведной жизни как христианина, следовавшего евангельским истинам. Они послужили поводом к его канонизации.
Духовная жизнь. Ушаков известен как человек глубоко верующий. Перед каждой битвой он обязательно молился, так же как и по ее окончании. Окончив службу, он постоянно бывал в Санаксарском монастыре, участвуя в богослужениях. А во время Великого поста проживал в монастырской келье.
Благотворительность. Полководец организовал для моряков, солдат, воевавших в 1812 г., госпиталь. Оказывал помощь беднякам. Монастырю он пожертвовал массу ценных предметов, используемых в богослужении.
Военное наследие. Флотоводец бережно относился к жизни солдат. Воспитал плеяду доблестных моряков.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание