Создателю Школы оценки интеллектуальной собственности и судебному эксперту предъявили иск владельцы "Свинки Пеппы" и Angry Birds за использование образов героев мультфильмов в коммерческих целях, в рекламе курсов в социальных сетях Facebook и "ВКонтакте".
В России это первый иск против судебного эксперта, который по иронии судьбы специализируется на авторских правах. Сумма требований составляет 150 000 рублей. Ответчик Александр Костин считает, что это предлог, чтобы помешать ему участвовать в судебных разбирательствах. В начале года юриста назначили экспертом по делу магазина, использовавшего фигурки Angry Birds на торте.
Из этой истории вывод один: не все картинки из Интернета можно эксплуатировать без разрешения автора. Особенно если фото используется в коммерческих целях, например, для печати на подушках, или на сайте. И все же в некоторых случаях допускается брать изображения из Сети и не бояться судебного преследования.
Немного теории
Авторское право - это комплекс прав авторов любых произведений искусства, литературы, науки. Изображения, иллюстрации, фото и коллажи относятся к виду искусства, поэтому также защищены законом от использования без согласия создателя или правообладателя.
По российскому закону нельзя передать право авторства другому человеку или организации. Изменять изображение также можно только с согласия иллюстратора или фотографа. Срок действия авторства неограниченный.
А вот право пользоваться изображением можно передать или продать. Действуют такие имущественные права в течение жизни автора и 70 лет после его смерти. Затем произведение становится общественным достоянием и его можно использовать любому человеку.
Проблема в том, что миллионы картинок, которые мы видим в свободном доступе в Сети, созданы меньше чем 70 лет назад. Да и авторы наверняка живы-здоровы. Поэтому свободно использовать эти изображения нельзя.
А если найду?
Если автор увидит свою работу на чужом сайте, он может подать иск в суд и выиграть дело. Это же касается любого использования произведений без согласия их создателей.
В мире такие иски не редкость. Авторы легко выигрывают миллионные дела против крупных новостных агентств и интернет-ресурсов. Например, фотограф Даниэль Морель выиграл 1,2 млн $ у агентств "Франс-Пресс" и Getty Images, когда они продавали скриншот его поста в "Твиттере". После этого социальная сеть запретила коммерческое использование скриншотов.
В России таких больших дел еще не было, но законы действуют и у нас. В 2017 году онлайн-ресурс "Архи.ру" использовал в публикации фото блогера Ильи Варламова без разрешения. Суд подтвердил нарушение авторских прав. Но Верховный суд отменил решение и пояснил, что в этом случае имело место цитирование. Понятие уточнили, поэтому теперь российские пользователи могут цитировать не только текст, но и изображения.
Ну а что ждет судебного эксперта Александра Костина за использование иллюстраций из "Свинки Пеппы" и Angry Birds - скоро узнаем.
Последствия для нарушителя
Российский закон отмечает гражданскую и административную ответственность в форме штрафа от 10 000 рублей до 5 миллионов. Также штраф может рассчитываться в двойном размере от стоимости контрафакта или права использования.
Но это не все последствия - предусмотрена и уголовная ответственность, в том числе лишение свободы. Это самое строгое наказание за плагиат и сбыт в особо крупном размере. Например, если взять авторское фото, напечатать тираж футболок и все продать, будут большие проблемы.
Используем картинки законно
Несмотря на такие трудности, есть легальные способы поставить на свой сайт фото из Интернета. Для этого нужно найти автора или правообладателя и взять письменное разрешение на использование иллюстрации. Существует 3 вида лицензий на картинки:
- Редакционное применение фото в бесплатном видео, научных публикациях.
- Стандартное коммерческое использование в рекламе, дизайне магазинов, баннерах.
- Расширенная коммерческая лицензия дает право массового производства - домашний декор, одежда, плакаты и т. д.
После получения разрешения автора картинку можно использовать, но только в соответствии с оговоренными целями. Например, редакционную лицензию нельзя применить к выпуску кружек.
Изображение можно найти прямо в социальных сетях и встроить на сайт через специальный embed-код. Также нужные картинки есть на фотостоках, на сайте Creative Commons и в поисковиках.
"Гугл" в помощь
Найти в поисковой системе вроде "Яндекса" или Google автора и договориться с ним непросто, но база практически бесконечная. Встретив нужное изображение, нужно собрать все сайты, где оно публиковалось, выбрать самую раннюю дату и самое хорошее разрешение. Вероятно, это и будет первоисточник.
Затем по контактам, указанным на сайте, нужно послать письменный запрос о разрешении использовать фото. Он составляется в свободной форме, например, такой:
Уважаемая администрация сайта «Все о братьях наших меньших»!
На вашем сайте я нашла фотографию, которую хотела бы использовать для оформления статьи «Как ухаживать за сиамскими котами» в онлайн-журнале Cats&Dogs.
Фотография будет подписана именем автора, я также дам гиперссылки на его страницу и ваш сайт. Если необходимо, могу добавить в подпись дополнительную информацию.
Пожалуйста, пришлите мне изображение в исходном качестве и уточните полное имя фотографа.
Всего наилучшего,
Софья Оболенская,
редактор онлайн-журнала Cats&Dogs
Лучше сделать скриншот разрешения и сохранить его. Конечно, пока автор не согласился, использовать его работу нельзя. Если соглашение достигнуто, не забудьте выполнить условия - указать автора и дать ссылку на сайт.
Creative Commons
На официальном сайте СС (Creative Commons) найти изображение проще, с автором редко когда нужны переговоры, а база достаточно объемная - больше 500 млн картинок.
Creative Commons - это международная организация, создавшая удобную схему лицензирования фото. Их можно использовать легально и бесплатно, соблюдая некоторые условия. На сайте в фильтрах выставляется нужный вид лицензии для поиска подходящего изображения. Фото, маркированные символами BY, можно использовать только с указанием автора. Также если есть другие условия или нужно брать разрешение создателя, под иллюстрацией будут контакты.
Фотостоки
Здесь все еще проще - с автором договариваться не нужно, искать фото легко по названию и ключевому слову. Количество изображений зависит от конкретного ресурса, на платных их обычно больше. Доступные разрешения и форматы показываются сразу в описании к рисунку.
Встраиваемый контент
Простой способ проиллюстрировать статью - вставить изображение с помощью embed-кода. При этом при нажатии на фото открывается страница, откуда брали рисунок или видео. Поэтому на большинстве новостных ресурсов и социальных сетей это считается цитированием, а значит, закон не нарушается.
Но так происходит не везде. "Инстаграм" в прошлом году предупреждал пользователей, что такие изображения могут нарушать авторские права. Поэтому безопаснее не использовать embed-контент в коммерческих целях.
Как переделать чужое фото
Вместо поиска фото можно взять чужую картинку, подредактировать, подретушировать или сделать коллаж. Эта сфера авторского права урегулирована плохо: практически невозможно определить, какая часть прав принадлежит каждому из авторов.
Поэтому лучший вариант - договориться со всеми, взять у всех письменные разрешения на создание определенного произведения. Скриншоты и копии лицензий желательно сохранить.
Можно спокойно создавать свое изображение из чужого, если в авторской лицензии указано право исключительного использования, в том числе право изменять части контента.
При публикации такого "гибридного" фото обязательно указывать имена всех создателей, участвовавших в работе, и всех авторов исходников, если они известны. Причем новое произведение будет на равных принадлежать и вам, и всем авторам первоначальных изображений. Изменять или другим способом использовать его можно будет только с вашего общего согласия, и это правило относится также ко всем авторам.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание