Всем известно, что символом России считается медведь. Но не многие знают, почему такой статус присвоен именно этому животному. Оказывается, корни этой истории находятся далеко в прошлом.
Многие жители на Руси еще до принятия христианства считали медведя своим мифологическим предком. Более того, люди верили в существование оборотней, поэтому опасались этого животного. Согласно преданиям, в полнолуние человек превращался именно в медведя. Суеверный народ приравнивал поедание медвежатины к людоедству.
Ассоциации
В языческие времена по всей территории Северо-Евразийского континента народ почитал медведя как тотемного предка людей, божества, оборотня и человека в медвежьем обличии. Животному приписывали недюжинную силу бога, очеловечивали, считая, что он может становиться добрым, как старец, или коварным лесным духом.
Русские относились к медведю с почтением, как к покровителю семейного очага, богу плодородия, защитнику домашнего скота, лесному царю зверей, помощнику человека. Некоторые и вовсе были убеждены, что от него произошел род человеческий. Даже после принятия христианства на Руси медведя еще долго почитали в народе.
В «Церковных правилах» при князе Ярославе Мудром существовал четкий запрет на поедание «поганой» медвежатины. За такой проступок полагалось идти к митрополиту на покаяние и понести от него наказание.
Из-за запрета поедания медвежатины верующими христианами некоторые историки делают предположение, что связано это главным образом с языческим ритуалом. Однако распространены и другие версии о том, почему древние славяне ели медвежатину в исключительных случаях. В дохристианский период и после него для обычных людей существовал запрет на поедание медвежатины. Причин этому было несколько.
Родственная связь с медведем
У всех жителей лесной местности медведь был окружен исключительным почитанием. Его сила, превосходящая силу любого из лесных существ, его ловкость, несмотря на крупные размеры, его способность ходить на задних лапах, подобно человеку, восхищали людей. В их сознании сформировалась уверенность в том, что между человеком и этим животным существует родственная связь. Медведя называли батюшкой, дедом, родней - все это прослеживается в русских народных сказках, песнях, сказаниях.
Поскольку, по представлениям славянского народа, люди произошли от медведя, то ни они сами, ни животное не должны были употреблять в пищу мясо друг друга. Медведя возвели в ранг божества, считали первым предком или сыном Бога, представляли его героем, подарившим человеку ценный дар, и поэтому приравнивали к своей родне, что естественно предполагало запрет на поедание медвежатины.
Литература
В некоторых европейских странах по сей день сохранились легенды, в которых говорится о происхождении царской семьи от медвежьего рода. К примеру, Саксон Грамматик в своем пересказе легенды о королях Дании упоминает их происхождение от связи женщины и медведя. На Западной Украине популярна сказка, по которой медведь был прямым потомком человека. В ней говорится о верховном божестве, которое сначала превращает человека в бога, подобного себе, а потом, разгневавшись, перевоплощает его в медведя.
Археолог Зоя Соколова в своей работе «Культ медведя» подчеркивает, что во времена Древней Руси «дедами» называли предков, богов и медведя. Иносказательно его до сих пор иногда называют дедушка, дед, дают человеческое имя - Михайло Потапыч, Властитель леса, что свидетельствует о почитании зверя, как божества и в то же время предка.
После принятия православия на Руси уверенность в том, что человек и медведь - это родня, трансформировалась, став легендой. Согласно ей, медведь - это человек, которого бог проклял за его грехи. Об этом писал этнограф Сергей Токарев в своей работе «Религиозные верования восточнославянских народов».
Оборотень
Еще одну «родственную связь» можно проследить в белорусских поверьях. В них говорится о том, что медведь - это оборотень, в которого человек был превращен в наказание за свои грехи. Существует множество сказок, в которых персонажи роднились с лесным зверем. В сказке «О храбром Иване-царевиче и его супружнице царь-девице» медведь являлся любовником одной из сестер молодого правителя. В сказке «Лесовик» женщина жила с двенадцатью медведями, которые сбрасывая шкуры, превращались в статных молодцев. В белорусской сказке «Ивашко-медвежье ушко» главный герой был рожден от связи женщины с медведем, рос не по годам и обладал медвежьей силой и ловкостью.
Найденные предметы
Как и на любое другое тотемное животное, на медведя систематически устраивалась ритуальная охота, после которой следовало поедание мяса членами общины. Остатки трапезы в соответствии с обрядом захороняли. Охотники считали, что отведав немного медвежатины, они обретают все качества тотемного животного, становятся сильнее и выносливее.
О медвежьем культе древних славян свидетельствуют многочисленные археологические находки, собранные в Верхнем Поволжье и Сибири. Среди них такие:
- амулеты из когтей животного;
- ритуальные захоронения останков медведей;
- изготовленные из глины муляжи зверя.
Медвежий культ
Древний медвежий культ ярко представлен в Смоленской области на территории основанного здесь в VII-VIII веках городища Тушемля. В его центре возвышался врытый столб увенчанный черепом медведя.
Отдельного внимания заслуживает культ медвежьих лап у славян. Согласно существовавшему поверью, лапы животного способны защитить домашний скот от нападок хищников, поэтому каждый крестьянин хотел обладать таким амулетом. Поскольку настоящих лап на всех не хватало, начали изготавливать их муляжи, которые по распространенному мнению обладали такими же магическими свойствами.
Саму лапу называли «скотьим богом», вплоть до начала прошлого столетия крестьяне продолжали ее вывешивать во дворах. В мифологии славян скотьим богом называли Велеса - он был волосатый, лохматый, отсюда и волхв, одетый в шкуру медведя.
Связь с понятием «ведьмак»
Современные исследователи языческой культуры считают, что в слове «медведь» скрыто слово «ведать», которое созвучно со словами «ведьма» и «ведьмак». Отсюда распространенное мнение, что животное обладает способностью общаться с потусторонними силами. Однако ученые считают эти доводы надуманными.
О существовании медвежьего культа в своей работе «Медвежий культ в средневековом Новгороде» пишет и археолог Елена Тянина. Она упоминает о найденных при раскопках города амулетах из клыков медведя. Поскольку похожих амулетов из клыков других животных было найдено значительно меньше, Тянина делает вывод, что новгородцы верили, что именно медведь обладает силой отгонять зло и защищать от сглаза.
Нарушение запрета приводит к смерти
Табу на медвежатину могло быть распространено по причине заражения людей через мясо животного такими заболеваниями, как бруцеллез и трихинеллез, о которых в то время еще не знали, но могли видеть их последствия.
Бруцеллез часто приводил к таким осложнениям, как менингит, болезням сердца и легких. Заболевание не считалось смертельным, однако могло длиться годами и приводить к инвалидности. Наблюдавшие все это члены общины считали, что люди, съевшие медвежатину, прокляты за то, что отведали «поганое» мясо, а медведь им за это «отомстил».
Можно сказать, что и сегодня медведь считается символом храбрости и мужества. Россияне все еще продолжают рисовать этого могучего зверя как самого сильного.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание