"Афоня", "Мимино" и "Я шагаю по Москве": Георгий Данелия и фильмы, за которые мы его полюбили

25 августа исполняется 92 года со дня рождения знаменитого советского кинорежиссера Георгия Николаевича Данелии. Его фильмы до сих пор популярны и любимы, хотя создавались совсем в другую эпоху. Все потому, что темы, поднятые в них, вечны. Эти картины вызывают самые искренние эмоции, и сегодня их продолжают смотреть с удовольствием как возрастные, так и молодые зрители. Вот 9 самых известных фильмов гения, навсегда вошедшие в историю.

«Сережа», 1960

Этот фильм стал первой полнометражной киноработой Георгия Данелии. До этого молодой режиссер уже пробовал свои силы в короткометражных лентах. Сценарий к фильму «Сережа» он написал совместно с Игорем Таланкиным, но раскадровку делал полностью сам. Для этого ему пришлось рисовать 505 кадров фильма вручную.

Сценарий оказался настолько удачным, что в главной роли молодых режиссеров согласился сняться уже известный в то время актер Сергей Бондарчук. История о мальчике Сереже, который после второго замужества матери налаживает отношения с отчимом, полюбилась широкому кругу зрителей. Опрос в журнале «Советский экран» 1960 года вывел картину в лидеры.

«Я шагаю по Москве», 1964

Этот фильм сделал Данелию по-настоящему знаменитым как режиссера. После представления картины на кинофестивале в Каннах Данелия был отмечен как «перспективный молодой кинематографист». И хотя в фильме совершенно нет никакой сложной драматургии, а сюжет совершенно бесконфликтный, именно это кино вывело мастерство режиссера на новый уровень.

Этот фильм стал дебютным для многих впоследствии известных актеров: Владимира Басова, Евгения Стеблова, Ирины Мирошниченко. Никита Михалков хотя уже и имел опыт съемок, но впервые получил одну из главных ролей. Сам фильм представляет собой серию связанных новелл о простых советских молодых людях. Все действие умещается в один день, но охватывает многие аспекты жизни советского народа.

«Тридцать три», 1965

Эта простая и добрая комедия сегодня подзабыта, и мало кто знает, что после ее выхода в прокат Георгий Данелия чуть не оказался под арестом. Сам он определил жанр фильма как «ненаучная фантастика» и открыто говорил о том, что все это просто комедия и шутка. Но власти в лице Михаила Суслова (секретаря ЦК КПСС по идеологии) усмотрели в картине «клевету на социалистическую действительность».

Сюжет фильма очень прост: у главного героя Ивана Травкина стоматолог нашел 33-й зуб и счел его уникальным человеком. Его тут же отправляют в Москву для научных исследований, затем ему даже снится, что он становится посланцем на Марс. И всего одна сцена с кортежем из автомобилей «Чайка» в сопровождении мотоциклистов перечеркнула будущее картины и поставила под угрозу карьеру самого Данелии. Зато Евгений Леонов после этого играл во всех без исключения фильмах Данелии, став его самым близким другом.

«Афоня», 1975

Этот фильм произвел фурор среди советских зрителей, а Данелия снова попал в немилость «сильных мира сего». Он решился показать жизнь простого сантехника — выпивохи и гуляки, лентяя и пройдохи — открыто, как есть. Это шло вразрез с идеологией того времени, когда советские трудяги представали на экране сплошь героями, передовиками, образцовыми гражданами. Но Афанасий Борщов, несмотря на его недостатки, стал любимцем миллионов зрителей, несмотря на обрушившуюся на режиссера критику.

На главную роль Данелия изначально пригласил Владимира Высоцкого. В сценарии даже были моменты, где он должен был играть на гитаре. Но в итоге Леонид Куравлев сыграл эту роль просто виртуозно. Впрочем, отличились все участники фильма, став любимцами публики на долгие десятилетия. Позже Данелия признавался, что разрешил актерам кое-где импровизировать, от чего фильм только выиграл.

«Мимино», 1977

Еще один филм Георгия Данелии, не имеющий «срока давности». Его с интересом и легкой грустью смотрят и по сей день. Это простая история о летчике Валико Мизандари по прозвищу Мимино, который после долгих лет службы в родном горном селении прибывает в Москву на должность пилота пассажирского лайнера. Там он знакомится с Рубиком Хачикяном, и вместе они переживают череду забавных сбытий.

Главные роли исполнили любимый всеми певец Вахтанг Кикабидзе и актер Фрунзик Мкртчян. Фраза из картины «Ларису Ивановну хочу» стала настолько популярной, что звучала в конце 70-х буквально «из каждого утюга», как и песня «Чито-грито». И мало кто знает то, как снимал это фильм Данелия и как потом ему приходилось буквально отбивать каждую сцену, которую хотели вырезать. Например, момент разговора главного героя с Тель-Авивом был сочтен министром кинематографии Филиппом Ермашом недопустимым из-за «отсутствия с Израилем дипломатических отношений».

«Осенний марафон», 1979

Об этом фильме любители советской классики знают буквально все, но интересен он и молодым зрителям. Ведь история, изложенная в фильме, самая простая и обыденная. Главный герой — мужчина, переживающий кризис среднего возраста. Он крутит роман с молодой коллегой, но боится признаться в этом жене. Он и сам не может понять, кого выбрать, и мучается, заставляя страдать обеих женщин.

Поначалу Данелия не планировал работать над сценарием, говоря, что это «не его материал», но позже согласился. На главную роль пробовались многие актеры, но режиссер постоянно говорил, что «все не то». О кандидатуре Олега Басилашвили он сказал: «Нет, он слишком самостоятельный, властный, совершенно не Бузыкин». Тогда ассистент по подбору актеров Елена Судакова пошла на хитрость. Она договорилась с Басилашвили и подстроила их «нечаянную» встречу с режиссером.

Данелия на своей машине должен был «подбросить» актера до Покровских ворот. Выходя из машины, Басилашвили неловко оступался, потом долго не мог перейти улицу — то вперед двинется, то назад. Данелия, наблюдая за этим, тут же позвонил Судаковой и заявил, что берет Басилашвили на главную роль без проб. Так актер, сыграв Бузыкина в реальной жизни, попал в картину и стал любим миллионами зрителей.

«Кин-дза-дза!», 1986

Сам Данелия определил жанр этого фильма, как «фантастическпя антиутопия». Странный сюжет и не менее необычный язык героев пришлись по нраву зрителям. Долгие годы после этого вымышленные фразы персонажей слышались то тут, то там по стране, как устойчивые выражения. Сюжет картины необычен — прораб Владимир Машков (дядя Вова) и студент-музыкант Гедеван Александрович попадают на другую планету. Там они знакомятся с чатланином Уэфом и пацаком Би. После долгих злоключений они возвращаются на Землю, но их мировоззрение меняется навсегда.

«Орел и решка», 1995

Это одна из самых незаметных работ Данелии. Она не собирала миллионы в прокате, да и после долгие годы не показывалась на экранах. История, снятая по повести Владимира Макарина, не вписалась в атмосферу «лихих 90-х», хотя Данелия как мог подгонял ее под них. Для этого он даже заменил некоторые сюжетные эпизоды и концовку. Но фильм все равно как-то «не зашел» зрителю. Любовь главного героя к девушке, которая предала его и вышла за другого, похоже, оказалась слишком банальной для такого великого режиссера.

«Фортуна», 2000

Это последний полнометражный фильм Георгия Данелии. Сценарий возник после того, как режиссер побывал на Волге и всей душой прочувствовал изменения, произошедшие с этим краем. Сам он так описывал это: «Не было бесконечных танкеров и барж. Не было веселых людных деревень. В затонах гнили проржавевшие остовы».

Так и родился этот фильм — грустное отражение современности, ностальгия по ушедшему величию огромной страны, по старой Волге, по людям, жившим совсем другими интересами. И Вахтанг Кикабидзе прекрасно справился с главной ролью старого капитана проржавевшей баржи.

С выходом этой картины стало окончательно понятно, что старого доброго советского кино уже никогда не будет. И Данелия так больше ничего и не снял, не желая подстраиваться под новые реалии и каноны. Он навсегда остался для всех великим советским режиссером, мастером человечной комедии. Его лучшие фильмы и сегодня трогают души своей искренностью и глубиной.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А какие фильмы Данелии вы любите больше всего?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.