Поговорка «не обманешь – не продашь» была придумана задолго до революции 1917 года. Большая часть торговцев соблюдала корпоративную этику, главным принципом которой считалась честность: доброе имя служило залогом успеха коммерческого дела. Но случались и исключения, когда недобросовестные продавцы проявляли редкую изобретательность, продвигая свой захудалый товар. Некоторые уловки использовались позже, и даже применяются сейчас. Знать о них стоит всем современным посетителям рынков и супермаркетов.
Надувание гусей
Домашней птицы в России хватало, и стоила она недорого. Но и в те далекие годы гусь за пятак считался выгодным, как бы сейчас сказали, акционным предложением при средней зарплате рабочего в 37 рублей. Вероятно, внешний вид товара соответствовал цене, а потому требовались меры для его улучшения.
Способ, изобретенный торговцами, был прост: в гузку вставлялась трубочка, через которую в брюшную полость гуся нагнетался воздух. Подобный прием описал Михаил Шолохов в «Поднятой целине», но в этом романе объектом надувательства (в самом прямом смысле) была лошадь.
![](/media/i/6/7/0/6/4/8/i/670648.jpg)
В результате птица становилась более упитанной на вид, а покупательская активность резко возрастала. На вкус мясо оставалось прежним, вес тоже, а что касается товарного вида, то его улучшение всегда было целью продавцов. Таким образом, следует признать эту «маркетинговую методику» почти безвредной. В отличие от некоторых других.
Красители для леденцов
В Российской империи существовали известные бренды карамелей, под которыми производилось большинство качественных кондитерских изделий. Основой, как и теперь, служил плавленый сахар. Значительная доля себестоимости приходилась на придание полупрозрачной субстанции веселеньких оттенков, создающих цветовой разнообразие, так радующее детей.
![](/media/i/6/7/0/6/4/9/i/670649.jpg)
Сэкономить на этой статье производственных издержек решили некоторые кустарные изготовители. Они подкрашивали монпансье красной киноварью, синей лазурью, зеленой ярь-медянкой и голубым медным купоросом – веществами, не предназначенными для пищевой промышленности. Самым безобидным красителем служил зеленый горошек, но другие добавки были очень вредными, так как содержали тяжелые металлы и прочие яды.
Несмотря на отсутствие общества защиты потребителей, мошенники были разоблачены и осуждены на длительные каторжные работы. От их товара пострадали сотни людей, и к сожалению, в основном ребятишек.
Цвет масла
У покупателей давно сложились стереотипы, согласно которым коричневые яйца вкуснее белых, а сливочное масло чем желтее, тем лучше. И хотя на деле такие зависимости ничем не подтверждаются, торговля активно эксплуатирует заблуждения. Самым дешевым красителем является обычная морковь. К тому же технологически ее применять очень просто. Этот оранжевый корнеплод быстро передает маслу вполне естественную желтизну.
![](/media/i/6/7/0/6/5/0/i/670650.jpg)
Кстати, этот способ и сегодня в ходу у рыночных торговцев. Морковь придает «домашний» вид не только сливочному, но и растительному маслу.
![](/media/i/6/7/0/6/5/2/i/670652.jpg)
Придание густоты молоку, сливкам и сметане
Эффект вязкости достигался добавлением в продукт гашеной извести. Для пущей густоты к сливкам нечестные молочники подмешивали мел. По сравнению с современными технологиями, пришедшими к нам из западных стран, такие методы кажутся наивными.
Чай
Практика смешивания низкокачественных сортов с более дорогими была принята и на советских чаеразвесочных фабриках. Грузинские или азербайджанские листья размешивались с импортированным из южных стран ароматным сырьем, но соотношение было регламентировано государственными стандартами.
![](/media/i/6/7/0/6/5/1/i/670651.jpg)
В царской России фальсификат изготовлялся грубее. За основу чаще всего брался спитой и высушенный чай (его собирали по трактирам), затем эту жуть красили чем попало, вплоть до земли. Расчет делался на то, что бедный люд не разбирается во вкусе напитка. К тому же, бытовало мнение, что настоящий китайский чай «отдает пылью». Не исключено, что подобные слухи распространялись бессовестными торговцами умышленно.
У некоторых суррогатов даже были собственные марки: «Рогожский» выпускался в Москве, а «Копорский» в Санкт-Петербурге. Различить подделку было просто – она красила даже холодную воду.
«Крымские» вина
В конце XIX века жители Москвы выпивали в среднем 900 тыс. пудов виноградного вина ежегодно. Эта цифра мало что говорила бы сама по себе, если не учитывать, что в город ввозилось только 460 тыс. пудов этого благородного напитка. Иными словами, почти половина продукта производилась на месте. Общеизвестно, что Подмосковье – не лучшая климатическая зона для виноградарства.
![](/media/i/6/7/0/6/5/3/i/670653.jpg)
Технология была простой, и используется, к сожалению, поныне. В спиртосодержащую жидкость подмешивался жженый сахар и некоторые другие добавки. Проверки, проведенные полицией в 1890-х годах, не выявили присутствия какого-либо виноградного сырья во многих образцах, украшенных гордыми массандровскими и иностранными этикетками. В других российских городах дела обстояли не лучше.
Так что ироническое упоминание в «Бесприданнице» А. Н. Островским «заграничных вин ярославского производства» обосновано. Значительная часть фальсификата изготовлялась в Кашине и Ярославле.
Прочие продукты и технологии
Отделить умышленное введение покупателя в заблуждение относительно качества продукта от реальных мер по улучшению товарного вида сложно. В сахарной промышленности действительно и сейчас часто используется синька для придания белоснежности рафинаду. А вот добавление сернокислой меди к горошку для его «озеленения» – прием запрещенный.
Выводы
История учит нас, что к любому чрезмерно красивому и при этом слишком дешевому продукту следует относиться осторожно. Люди, жившие в СССР, помнят сероватые сосиски и голубых кур, прозванных некоторыми юмористами «синими птицами». Так вот: натуральные цвета этих продуктов по ГОСТу и должны быть такими. Ярко-красная вареная колбаса обязательно содержит краситель. Слишком желтое масло может оказаться маргарином. В тягучей сметане присутствует загуститель. Пищевые технологии развиваются, появляются новые добавки, не всегда безопасные…
Важно другое – с фальсификацией бороться необходимо.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание