Дореволюционные и современные способы обмана покупателей

Поговорка «не обманешь – не продашь» была придумана задолго до революции 1917 года. Большая часть торговцев соблюдала корпоративную этику, главным принципом которой считалась честность: доброе имя служило залогом успеха коммерческого дела. Но случались и исключения, когда недобросовестные продавцы проявляли редкую изобретательность, продвигая свой захудалый товар. Некоторые уловки использовались позже, и даже применяются сейчас. Знать о них стоит всем современным посетителям рынков и супермаркетов.

Надувание гусей

Домашней птицы в России хватало, и стоила она недорого. Но и в те далекие годы гусь за пятак считался выгодным, как бы сейчас сказали, акционным предложением при средней зарплате рабочего в 37 рублей. Вероятно, внешний вид товара соответствовал цене, а потому требовались меры для его улучшения.

Способ, изобретенный торговцами, был прост: в гузку вставлялась трубочка, через которую в брюшную полость гуся нагнетался воздух. Подобный прием описал Михаил Шолохов в «Поднятой целине», но в этом романе объектом надувательства (в самом прямом смысле) была лошадь.

В результате птица становилась более упитанной на вид, а покупательская активность резко возрастала. На вкус мясо оставалось прежним, вес тоже, а что касается товарного вида, то его улучшение всегда было целью продавцов. Таким образом, следует признать эту «маркетинговую методику» почти безвредной. В отличие от некоторых других.

Красители для леденцов

В Российской империи существовали известные бренды карамелей, под которыми производилось большинство качественных кондитерских изделий. Основой, как и теперь, служил плавленый сахар. Значительная доля себестоимости приходилась на придание полупрозрачной субстанции веселеньких оттенков, создающих цветовой разнообразие, так радующее детей.

Сэкономить на этой статье производственных издержек решили некоторые кустарные изготовители. Они подкрашивали монпансье красной киноварью, синей лазурью, зеленой ярь-медянкой и голубым медным купоросом – веществами, не предназначенными для пищевой промышленности. Самым безобидным красителем служил зеленый горошек, но другие добавки были очень вредными, так как содержали тяжелые металлы и прочие яды.

Несмотря на отсутствие общества защиты потребителей, мошенники были разоблачены и осуждены на длительные каторжные работы. От их товара пострадали сотни людей, и к сожалению, в основном ребятишек.

Цвет масла

У покупателей давно сложились стереотипы, согласно которым коричневые яйца вкуснее белых, а сливочное масло чем желтее, тем лучше. И хотя на деле такие зависимости ничем не подтверждаются, торговля активно эксплуатирует заблуждения. Самым дешевым красителем является обычная морковь. К тому же технологически ее применять очень просто. Этот оранжевый корнеплод быстро передает маслу вполне естественную желтизну.

Кстати, этот способ и сегодня в ходу у рыночных торговцев. Морковь придает «домашний» вид не только сливочному, но и растительному маслу.

Придание густоты молоку, сливкам и сметане

Эффект вязкости достигался добавлением в продукт гашеной извести. Для пущей густоты к сливкам нечестные молочники подмешивали мел. По сравнению с современными технологиями, пришедшими к нам из западных стран, такие методы кажутся наивными.

Чай

Практика смешивания низкокачественных сортов с более дорогими была принята и на советских чаеразвесочных фабриках. Грузинские или азербайджанские листья размешивались с импортированным из южных стран ароматным сырьем, но соотношение было регламентировано государственными стандартами.

В царской России фальсификат изготовлялся грубее. За основу чаще всего брался спитой и высушенный чай (его собирали по трактирам), затем эту жуть красили чем попало, вплоть до земли. Расчет делался на то, что бедный люд не разбирается во вкусе напитка. К тому же, бытовало мнение, что настоящий китайский чай «отдает пылью». Не исключено, что подобные слухи распространялись бессовестными торговцами умышленно.

У некоторых суррогатов даже были собственные марки: «Рогожский» выпускался в Москве, а «Копорский» в Санкт-Петербурге. Различить подделку было просто – она красила даже холодную воду.

«Крымские» вина

В конце XIX века жители Москвы выпивали в среднем 900 тыс. пудов виноградного вина ежегодно. Эта цифра мало что говорила бы сама по себе, если не учитывать, что в город ввозилось только 460 тыс. пудов этого благородного напитка. Иными словами, почти половина продукта производилась на месте. Общеизвестно, что Подмосковье – не лучшая климатическая зона для виноградарства.

Технология была простой, и используется, к сожалению, поныне. В спиртосодержащую жидкость подмешивался жженый сахар и некоторые другие добавки. Проверки, проведенные полицией в 1890-х годах, не выявили присутствия какого-либо виноградного сырья во многих образцах, украшенных гордыми массандровскими и иностранными этикетками. В других российских городах дела обстояли не лучше.

Так что ироническое упоминание в «Бесприданнице» А. Н. Островским «заграничных вин ярославского производства» обосновано. Значительная часть фальсификата изготовлялась в Кашине и Ярославле.

Прочие продукты и технологии

Отделить умышленное введение покупателя в заблуждение относительно качества продукта от реальных мер по улучшению товарного вида сложно. В сахарной промышленности действительно и сейчас часто используется синька для придания белоснежности рафинаду. А вот добавление сернокислой меди к горошку для его «озеленения» – прием запрещенный.

Выводы

История учит нас, что к любому чрезмерно красивому и при этом слишком дешевому продукту следует относиться осторожно. Люди, жившие в СССР, помнят сероватые сосиски и голубых кур, прозванных некоторыми юмористами «синими птицами». Так вот: натуральные цвета этих продуктов по ГОСТу и должны быть такими. Ярко-красная вареная колбаса обязательно содержит краситель. Слишком желтое масло может оказаться маргарином. В тягучей сметане присутствует загуститель. Пищевые технологии развиваются, появляются новые добавки, не всегда безопасные…

Важно другое – с фальсификацией бороться необходимо.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Что вы знаете о подделках продтоваров?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.