Вот и прошло 6 лет с тех пор, как Джейсон Хуан впервые представил нам видеокарты Nvidia с технологией RTX. Как мы видим, обещанную «революцию» в игровой индустрии трассировка лучей не произвела. Большинство экспертов называют данную технологию провальной. Почему же RTX не оправдала возложенных на нее ожиданий и что нам ждать от линейки видеокарт 50-й серии? Давайте разбираться.
Другие примеры состоявшейся и несостоявшейся революции
Один из главных примеров революции в графических чипах - это появление 3D-ускорителей для видеокарт, которые позволяли запускать игры в трехмерной проекции. Для людей, привыкших играть в 2D-тайтлы (пусть и с иллюзией 3D) это стало чем-то фантастическим. Первые игры в 3D (Doom, GTA III и так далее) воспринимались как настоящий прорыв в игровой индустрии. На то, чтобы игровые компании массово перешли с двухмерной на трехмерную проекцию, ушло 4 года.
Помимо технологии RTX были в игровой индустрии и другие примеры несостоявшейся революции. В 2010 году нам стали рассказывать, что будущее находится за технологией виртуальной реальности (VR). Люди стали активно покупать Oculus и другие устройства виртуальной реальности. Однако разработчики не торопились переходить с 3D на VR. Все потому, что игроки не видели принципиальной разницы между этими технологиями.
Что такое трассировка лучей
Согласно заверениям компании Nvidia, которые она сделала 6 лет назад, технология RTX должна была произвести революцию в игровой индустрии. Ведь трассировка лучей кардинальным образом меняет принцип работы освещения в играх. В нем участвуют люмены и наниты - частицы, которые распространяются от источника света в реальном времени. Если на пути они видят препятствие, то происходит преломление света, благодаря чему картинка выглядит более реалистично.
Технология RTX должна была также упростить процесс разработки игр, ведь 3D-художникам больше не пришлось бы настраивать освещение вручную. Даже отражения, которые также по сути являются преломлением света, выполнялись бы автоматически. Однако по факту, вводя технолоогию RTX в свои игры, разработчики столкнулись с большим количеством подводных камней. И первый из них - падение частоты кадров.
Слишком низкий FPS в играх
Основная причина, почему разработчики массово отказываются добавлять технологию RTX в свои игры, - она слишком требовательна к "железу". Даже графические процессоры 40-й серии не могут справиться с нагрузкой при включенной технологии RTX. Крайне редко игра показывает стабильные 60 кадров даже на видеокарте RTX 4090, которая стоит 1700 долларов. А уж пытаться поиграть с трассировкой лучей на 30-й или 20-й серии даже не стоит.
Разумеется, Nvidia постаралась быстро исправить ситуацию с плохой оптимизацией, выпустив технологию DLSS, которая увеличивала частоту кадров в 2 раза. Вот только не все видеокарты RTX ее поддерживали. Кроме того, эти кадры по сути являются ненастоящими - их дорисовывает нейросеть. В итоге картинка заметно ухудшается (особенно в динамических играх). Куда проще выключить RTX и играть с искусственным освещением.
Найдите 10 отличий
Еще одна причина того, что технология RTX оказалась попросту ненужной, - это отсутствие разницы (кроме падения частоты кадров) в большинстве игр. Разумеется, есть тайтлы по типу Cyberpunk 2077, которые были "заточены" под трассировку лучей: множество витрин с отражениями и элементов освещения. Однако если в игре нет зеркальных поверхностей и большого количества источников света, то разница в картинке будет попросту смехотворной.
Кроме того, раз технология RTX опциональна, то разработчикам все равно приходится создавать искусственное освещение. И многие из них делают это на совесть, не забывая об отражениях. Да, вы не увидите, как языки пламени шевелятся в какой-нибудь луже. Но так ли это важно в динамичном шутере по типу Call of Duty, где ты не заостряешь внимание на деталях окружения. А в играх, где ты внимательно рассматриваешь графику, и без RTX есть на что посмотреть.
Список игр, где RTX имеет место
Справедливости ради стоит упомянуть об играх, в которых разработчики постарались оптимизировать трассировку лучей. Разумеется, для стабильной картинки вам понадобится видеокарта 4080 или 4090. Вот список этих тайтлов:
- Cyberpunk 2077;
- The Witcher 3: Wild Hund (с некст-ген патчем);
- Dying Light 2: Stay Human;
- Metro Exodus;
- Control;
- Alan Wake 2;
- Watch Dogs: Legion.
И по сути, все. В остальных современных играх RTX либо отсутствует, либо ее включение сопровождается падением частоты кадров даже на современных видеокартах до 30, а местами и 20 FPS.
Неадекватные цены на видеокарты RTX
Технология RTX в разы увеличила стоимость видеокарт. Учитывая то, что для игры в разрешении 2K и 60 FPS сегодня хватит даже GTX 1660 Super, которая стоит 16-20 тысяч, отдавать больше 200 тысяч рублей за видеокарту 4090 как минимум глупо. Все, что вы получите, переплатив больше чем в 10 раз, - реалистичное освещение в 6-7 играх из вашей коллекции. Да, если технологию RTX отключить, то частота кадров на такой видеокарте поднимется до 200-300 FPS. Но разницу с 60 кадрами вы заметите лишь в том случае, если играете в многопользовательские шутеры.
Вы сейчас можете сказать, что есть же видеокарта RTX 4070 Super, которая в России стоит «жалкие» 80 тысяч рублей. Вот только по характеристикам она не сильно превосходит 3070, которая обойдется в два раза дешевле. И зачем переплачивать, если стабильных 60 кадров с включенной RTX вы на ней все равно не увидите?
Местами реалистичное освещение выглядит хуже
Как видите, Tomb Rider - это точно не та игра, в которую стоит играть с включенной технологией RTX. Ее модели и текстуры попросту не подходят для того, чтобы освещаться люминами и нанитами. С трассировкой лучей тайтл не просто тормозит, но и выглядит как дешевая подделка.
И если вы думаете, что это единственный пример, то вы глубоко заблуждаетесь. Взгляните на тот же Fortnite, в которой даже отражения стали выглядеть хуже, не говоря о бликах на воде, которые будут попросту мешать в игре, "заточенной" под сетевой режим.
Разумеется, многое зависит от конкретной сцены и времени суток в играх. Где-то RTX вполне неплохо дополняет картинку. Но глупо отрицать тот факт, что иногда трассировка лучей делает только хуже. Да тот же Minecraft теряет свой шарм и очарование, как только вы включите RTX.
Что будет с технологией RTX дальше
А вот это уже очень интересный вопрос, поскольку отказываться от RTX в видеокартах 50-й серии Nvidia точно не планирует. В противном случае стоимость акций быстро опустится, а инвесторы перестанут финансировать проекты, связанные с искусственным интеллектом и другими направлениями компании.
Теоретически производительность при вычислении трассировки лучей можно легко увеличить - просто добавьте больше RT-ядер в видеокарту. К примеру, в видеокарте 3090 их всего 82 штуки, а в 4090 - уже 128. Однако чем больше ядер присутствует в видеокарте, тем дороже она обходится при производстве. Кроме того, сама карточка увеличивается в размерах, так как для ее охлаждения требуются все более мощные вентиляторы. С такими технологиями того и гляди вернемся к временам, когда компьютер занимал целую комнату.
Учитывая тот факт, что главные конкуренты Nvidia (AMD и Intel) абсолютно не заинтересованы в том, чтобы делать аналог технологии RTX, с этой стороны каких-то подвижек в сторону «революционного освещения» мы тоже не увидим. Скорее всего, президент Nvidia Дженсен Хуанг уже пожалел о том, что ввязался в эту авантюру.
Забавно и то, что на официальном сайте Nvidia до сих пор можно найти рекламные ролики о том, что видеокарты RTX - это «монстры», за которыми находится будущее игровой индустрии. Вот только инвесторы сейчас очень внимательно смотрят за каждым действием корпорации. Если видеокарты 50-й серии не оправдают ожиданий потребителей, то акции Nvidia просто начнут распродаваться и «зеленая» компания уступит первенство «красной», ведь видеокарты у AMD стоят куда дешевле.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание