Трехлетние малыши уже могут мыслить стереотипами: как уберечь своего ребенка от клише

Как современные родители могут воспитать следующее поколение, чтобы оно было свободным от саморазрушающих шаблонов и стереотипов? Когда дети начинают посещать начальную школу, пол и раса предопределяют их образ жизни во многих отношениях. По статистике, уже в первом классе девочки начинают свыкаться с мыслью, что представительницы слабого пола менее умны, а уже к трем годам белокожие дети в Соединенных Штатах косвенно поддерживают стереотипы о том, что афроамериканцев следует опасаться.

Особенности детского восприятия

Эти стериотипы имеют более глубокие корни, чем вы можете себе представить. И речь здесь не только в детских убеждениях. Клише способствуют формированию поведенческой модели ребенка. К шести годам девочки реже, чем мальчики, выбирают занятия, для которых, по-видимому, требуются особые интеллектуальные способности, что в итоге лишь укрепляет долгосрочное гендерное преобладание в той или иной научной сфере.

Почему у таких маленьких детей развиваются стереотипы? Учитывая особенности раннего когнитивного и социального развития, стремлению ребенка смотреть на мир сквозь призму социальных стереотипов способствуют особенности воспитания и общения.

Какой вред несет обобщение?

Далеко не все родители целенаправленно пытаются предотвратить развитие стереотипного мышления у детей. Мало кто осознанно избегает высказываний типа «мальчики хороши в математике» или «девочки не могут быть лидерами». Вместо этого родителям лучше говорить что-то позитивное, например, «девочки могут добиться чего угодно». Однако ряд исследований, проводимых детскими психологами, показал, что даже такие позитивные утверждения иногда приводят к неприятным последствиям.

Для маленьких детей имеет значение не содержание разговора, а форма подачи. Обобщения, даже если они предполагают озвучивание только положительных или нейтральных вопросов (например, «девочки могут стать кем угодно», «латиноамериканцы живут в Бронксе» или «мусульмане не едят свинину»), дают косвенную возможность предположить, как будет выглядеть человек конкретного пола, этнической принадлежности или религии.

Слышать по-разному

Генерализация слуха заставляет детей в возрасте от двух лет предполагать, что группы отмечают стабильные закономерности, принципиальную разницу между отдельными людьми. В ходе одного из исследований малышей познакомили с новым вымышленным способом классификации людей.

Когда они слышали что-то о конкретных людях, дети продолжали относиться к ним, как к личностям, даже если все они были помечены единым знаком и носили одинаковую одежду. Но когда малышам рассказывали об этих же людях, но теперь объединенных в группу, они начинали думать, что эти люди сильно отличаются от всех остальных и от них в частности. Таким образом, слуховые обобщения спровоцировали у детей мысли о том, что членство в группе определяет особенности ее участников.

Свой-чужой

В другом недавнем исследовании удалось обнаружить, что обобщение приводит к способности детей делить окружающих на представителей своей группы и чужой. Так, например, пятилетние дети стали делиться меньшими ресурсами (в данном случае, красочными наклейками) со своими сверстниками, находящимися за пределами обозначенной социальной группы.

Эти результаты показывают, что слуховые обобщения, даже положительные или нейтральные, способствуют тенденции смотреть на мир через призму социальных стереотипов. Именно форма предложения, а не то, что в нем говорится, имеет значение для малышей.

От групп к частным лицам

В целом обобщения проблематичны, даже если дети их не понимают. Например, маленький ребенок подслушал оскорбительное обобщение типа «мусульмане – террористы». Дети, как правило, не понимают, что означает быть мусульманином или террористом, но он, скорее всего, усвоит главное: мусульмане, кем бы они ни были, это особые, отличающиеся от всех личности.

Когда общаетесь с ребенком, используйте уточнения, вместо того, чтобы делать общие заявления. Такие предложения, как: «Ее семья испаноязычная и живет в Бронксе», «Эта мусульманская семья употребляет в пищу разные продукты», «Эти мальчики прекрасно разбираются в математике», «Ты можешь стать кем захочешь – все в твоих руках!» - помогут избежать общих претензий к социальным группам.

Важно научить детей бросать вызов своим собственным и чужим обобщениям. Например, трехлетний ребенок может сказать: «Мальчики играют на гитаре», несмотря на то, что он ранее видел гитаристок. Здесь играет принципиальную роль не то, что он думает об игре на гитаре, а то, что он начинает думать о гендерных стереотипах.

Но есть очень простой и естественный способ реагировать на подобные заявления, которые препятствуют шаблонному мышлению у детей. Просто скажите: «А кого ты видел играющим на гитаре?» У детей обычно всегда есть кто-то на примете. «Да, тот человек в ресторане играл на гитаре сегодня вечером. Кстати, дедушка тоже умеет играть, и моя подруга». Такой ответ побудит ребенка мыслить индивидуально, а не группами.

Каждое взаимодействие имеет значение

Родители, воспитатели, учителя не в состоянии оградить детей от неправильных высказываний, и воздействие явно расистских, сексистских или ксенофобских идей может также повлиять на взгляд ребенка, на его представление о социальных нормах и ценностях. Но важно понимать, что дети развивают свое чувство мира через минутные разговоры с взрослыми, обладающие мощной платформой доверия.

Будучи родителями и опекунами, мы можем осторожно использовать наш язык, чтобы помочь детям научиться воспринимать себя и других как личность, свободно выбирать свой собственный путь. Правильное общение с ребенком поможет ему развить привычку обосновывать свои мысли и действия, а не поддерживать стереотипные взгляды людей вокруг нас.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как считаете, есть ли опасность в склонности ребенка мыслить стереотипами?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.