Лишение детства или верный подход? Должны ли дети помогать по хозяйству и как приучить ребенка к этому, чтобы ему нравилось

Некоторые родители придерживаются того мнения, что спешить с приучением детей к труду не стоит. Начинать делать это нужно не раньше шести-семи лет, так как в противном случае можно лишить малыша детства. Но есть и такие, которые хотят, чтобы ребенок учился наводить порядок в детской уже с двух-трех лет. Педагоги и психологи обе позиции рассматривают как крайность. Они считают, что начинать нужно примерно с трех лет с малого, а потом постепенно расширять круг обязанностей. Как приучить ребенка к помощи по хозяйству, чтобы это было ему в радость?

Почему это важно

Эксперты указывают на шесть основных причин, по которым детей нужно приучать к домашним обязанностям с ранних лет:

  1. Ребенок, поливая цветы и помогая маме готовить, познает мир. Например, он начинает понимать, что растения не могут жить без воды, что с острыми предметами и горячим супом нужно быть осторожным.
  2. Он приучается к самостоятельности. Приобщаясь к труду, приобретая навыки самообслуживания, мальчик или девочка постепенно освобождаются от излишней родительской опеки.
  3. У него вырабатывается позитивное отношение к труду. А также настойчивость, прилежание, ответственность, работоспособность. Его перестают пугать сложные задачи, так как он набирается опыта.
  4. Он приобретает уважение к старшим. Помогая родителям, дети начинают понимать, что работа по дому требует много сил и времени, и стремятся облегчить жизнь папе с мамой.
  5. У них повышается самооценка. Когда мама вместе с дочкой, например, пересаживает цветы, девочка думает, что она уже большая и умеет ухаживать за растениями. А когда родители хвалят детей за помощь, те приобретают уверенность в себе и стимул к дальнейшем стараниям.
  6. Появляется возможность совместного времяпрепровождения. Когда мама приходит с работы, ей нужно готовить ужин, а если дочка при этом будет помогать ей, то она одновременно и сделает дело, и насладится общением с ребенком.

При этом важно не забывать, что взваливать на ребенка слишком много работы нельзя. Кроме того, домашний труд должен быть в удовольствие и соответствовать возможностям малыша. В противном случае он получит стресс и отвращение к работе. Как же приучить сына или дочку к домашним делам, чтобы им было весело, интересно и они охотно выполняли все требования?

Превратить решение задачи в игру

В процессе обучения мальчика или девочки работе по дому важно понимать, что она должна быть им в удовольствие. Ребятам свойственно сначала проявлять интерес к предметам обихода (к щеткам, емкостям с чистящими средствами, венику и пылесосу), но, когда обязанности по уборке становятся рутинными, они быстро надоедают. Поэтому ребенка нужно увлечь, используя игровые моменты. При этом идеи всегда можно почерпнуть из окружающей обстановки, стоит только присмотреться и проявить немого фантазии. Так, например, можно представить, что пылесос - это прожорливое существо, которого нужно срочно накормить, а разбросанные куклы - это странники, которые заблудились и мечтают поскорее добраться домой. Можно предложить ребенку выступить в роли волшебника, который помогает найти куклам дорогу в родные края. Или ощутить себя борцом с коварными микробами, оккупировавшими квартиру.

Подключить сказкотерапию

С помощью этого инструмента родители могут благотворно влиять на психологическое состояние своего отпрыска, но также и корректировать его поведение, если он с трудом приучается к выполнению домашних обязанностей. Воспитание сказкой - это один из видов арт-терапии, направления в психотерапии, где применяется воздействие посредством творчества и искусства. С помощью сказок можно в мягкой, доступной форме многое донести до малыша, приводя в пример героев. Ему можно дать понять, как вести себя правильно, а как неправильно, почему нужно слушать старших и что бывает, если этого не делать. Например, можно прочитать "Сказку про сбежавшие игрушки", повествующую о Маше и Мише, сестре и братике, которые отказывались убирать свои игрушки, и они исчезли.

Предоставить возможность выбора

Психологи отмечают, что детям очень нравится, когда родители прислушиваются к их мнению, считаются с ними. Поэтому хорошо предоставить сыну или дочке возможность выбора. Например, приступая к уборке игрушек, спросить мальчика: "Что мы будем сначала убирать сегодня - настольные игры, машинки или железную дорогу? Как думаешь, ты справишься сам или тебе нужна моя помощь?" А у девочки можно поинтересоваться: "С какого места мы начнем убирать в детской - от двери или от окна? Сначала займемся куклами или мебелью для них?"

Разработать удобную систему хранения

Если вы предложите ребенку удобную систему хранения игрушек и прочих вещей, вы значительно облегчите жизнь и ему, и самим себе. Ведь если у каждой из игрушек нет своего определенного места, малышу будет трудно сообразить, куда их поставить и откуда их потом взять. Например, если на прошлой неделе медвежонок сидел на столе, а вчера переместился в ящик с машинками, то, может быть, сегодня его оставить на полу? Нужно, чтобы у всех вещей был собственный "домик". Так, мягкие игрушки можно хранить в просторном подвесном мешке, а железную дорогу определить в выдвижной ящик, кубик - в коробку, а коллекционные машинки поставить на открытую полку. При этом каждая из игрушек должна находиться в таком месте, чтобы она была легкодоступна для ребенка.

Сократить количество игрушек

Нередко любящие родители и другие многочисленные родственники, выражая свою горячую любовь к малышу, буквально заваливают его игрушками, покупая их все больше и больше. И вот ими уже заполнена вся детская комната, в которой осталось совсем мало свободного места. В такой ситуации уборка становится просто непосильным делом для мальчика или девочки. И здесь родителям нужно резко сократить количество кукол и машинок, отправив их "на передержку" в кладовку. Периодически их следует заменять новой партией. Так можно и поддержать интерес малыша к игрушкам, и избежать захламления комнаты.

Выполнять работу совместно

Выполняя работу по дому, ребенку важно чувствовать рядом родительское плечо и услышать нужный совет. При этом взрослые будут заниматься выполнением более сложных задач, а ребенку нужно доверять более легкую работу. Например, папа может пылесосить, а дочка - вытирать пыль. Мама может запекать мясо, а сын - нарезать огурцы для салата. С детьми нужно разговаривать, интересоваться их успехами и хвалить их за оказываемую помощь. Так родители и их сыновья и дочки становятся ближе друг к другу.

Стать примером

Многим вещам ребята учатся, глядя на своих папу и маму. Поэтому от последних как раз и зависит, как их отпрыски будут относиться к работе по дому и насколько легко с ними будет легко договариваться по бытовым вопросам. Ведь детям свойственно впитывать информацию как губка. И если ребенок видит, что взрослым лень убирать в квартире, удивляться тому, что и он станет ленивым, не приходится. Поэтому очень важно показать положительный пример. Пусть малыш воочию убедится, что мама с удовольствием готовит завтрак для всей семьи, а папа всегда вовремя устраняет неисправности бытовой техники.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы считаете, с какого возраста детей нужно приучать к труду?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.