Сказки всегда считались необходимостью для развития детей. Они учат различать добро и зло. Но мало кто знает, что сказки могут служить инструментом обучения и воспитания. А если их сочинять то и вовсе, помогут разобраться в сложной ситуации ребенку и с легкостью решить различные проблемы.
Культурное наследие
Русские народные сказки очень разнообразны. И про Бабу-Ягу, и богатырей смелых, и жизнь лесных обитателей. Издавна сказки придуманы для того, чтобы предостеречь от чего-либо или попытаться объяснить неизвестные феномены.
Например. В сказке про колобка рассказывается, что находчивость помогла ему убежать от зайца и волка. Но оказалось, что может быть кто-то хитрее и умнее. Печальный финал этой сказки можно назвать закономерностью, так как колобок сам убежал из дома от старика и старухи.
Баба-Яга, которая представлена в роли мудрой и таинственной силы. Она может быть как опасна, так и полезна. Чтобы найти ответ на свой вопрос, необходимо героям просто найти правильный подход к старушке.
Если ребенок фокусирует свое внимание исключительно на негативных моментах в сказке, то родителям необходимо помочь правильно расставить акценты на ситуациях.
Терапия сказкой
Сказкотерапия - это одно из направлений психологии. Считается, что при помощи сказок можно улучшить интеллектуальные способности, социальные навыки и научиться быстрее и проще справляться со стрессом.
Сказка в терапии используется, как своеобразный код, в котором кроются мораль и смысл.
Зачастую к психологу на занятия по сказкотерапии обращаются дети с подавленными чувствами, такими как: стыдливость, обиженность, страх, грусть и прочее. Некоторые родители ошибочно полагают, что сказкотерапия поможет изменить темперамент ребенка. Но такого не будет! Если изначально ребенок застенчив, то сделать его лидером и заводилой любой компании практически невозможно. Более того, психологи сразу оговаривают условия своей работы и в основном работают с интересами ребенка, не навязывая ему свое или мнение родителей.
Лучше понимать друг друга
Слушая сказку. ребенок словно оказывается в волшебном пространстве, проводником в которое становится мама или папа. Малышу очень легко поверить в существование волшебной палочки, говорящего лисичку или зайку.
Когда взрослый читает малышу сказки, то между ними возникает тесная связь. Сказки помогают отстраниться от проблем. Особенно хорошо действуют поучительные рассказы. Например: ваш малыш не поделился сегодня конфетой с сестрой. Можно рассказать ему поучительный рассказ о том, к чему приводит жадность. В главных ролях могут быть персонажи из дворца или лесные звери.
Преодолеть проблемы
Если ребенок только пошел в садик и проходит этап адаптации, то с помощью сказки можно проработать его самые сильные переживания, а иногда и травму.
Важно понимать, что универсальных сюжетов сказок не бывает, так как каждый малыш индивидуален. Кого-то сказка способна зацепить за живое, а кто-то останется равнодушным.
Например. Известная сказка о Русалочке кому-то может показаться увлекательной историей, а кто-то будет переживать за судьбу героини. И воспримет подобный рассказ, как драму или трагедию.
Родителям стоит с особым вниманием относится к реакции ребенка, чтобы в дальнейшем правильно подбирать рассказы и сказки.
Сказки собственного сочинения
Специалисты в области сказкотерапии советуют родителям подбирать не только сказки с известными сюжетами, но и придумывать их самостоятельно.
Для начала стоит продумать образ главного героя, максимально похожего на ребенка, потом ситуацию, которая в полной мере будет отображать происходящее. Если ребенок пуглив, то главным персонажем может стать трусливый зайчишка. Если дети часто обманывают, то хитрая лисичка. Можно действовать и от обратного. Например: выбрать волка в роли пугливого героя. Где в конце сюжетной линии он поборит свой страх, так как волки ничего не боятся.
Со сказкой во взрослую жизнь
У каждого взрослого есть сказка, которую он очень любил в детстве. Это индикатор о том, какой у него тип личности и какие переживания или страхи ему близки.
Основная причина в том, что ребенку гораздо легче справляться с трудностями, когда он знает положительные примеры из сказок. Ведь когда в конце побеждает положительный герой, то это дает и малышу веру в себя и в лучшее.
Развивает юмор и фантазию
Очень важно не только самостоятельно придумывать сказки, но и вовлекать в этот процесс детей. Более того, такое занятие помогает больше узнать о ребенке. В сказках, которые придумывает малыш самостоятельно - он вкладывает свои мечты, переживания, страхи и пожелания.
Познания, которые вы получите из сказок, придуманных вашими детьми, способны вас сблизить еще больше. Отношения станут еще более доверительными и искренними.
Закончить сказку
Если ребенок не хочет самостоятельно придумывать сказки или очень застенчив, то можно аккуратно подвести его к этому процессу. Для начала стоит придумать что-то и начать рассказывать, а концовку предложить придумать малышу.
Такое упражнение помогает ребенку обогащать свой словарный запас, фантазировать и развивать логическое мышление. Более того, в будущем это поможет смело высказывать свое мнение и точку зрения окружающим.
Любимая игрушка
Если у детей есть любимые "друзья", то можно предложить придумать о них сказку. Например. Жил был очень красивый зайка. У него были длинные ушки, пушистый маленький хвостик и большие голубые глазки. Он очень хотел пойти с Митей на прогулку...
Сказки могут быть разнообразные, но каждый раз старайтесь вовлекать ребенка в этот процесс.
Учит и воспитывает
Сказки - одни из лучших инструментов нравственного воспитания личности. Многие рассказы отображают реальную жизнь с добром и злом. Сказка способна открыть ребенку глаза на окружающий мир чувств и взаимоотношений, а также помочь распознать обман и хитрость.
Дает полезные советы
Если у ребенка отбирают игрушки на площадке, то можно прочитать сказку "Кот, петух и лиса". После прочтения стоит выделить из сказки полезные советы, чтобы доченька поняла, что надо звать на помощь, если обижают. А также важно уметь постоять за себя.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание