Почему мы молчим? Как перестать "проглатывать" обиды, если что-то не нравится и научиться говорить об этом открыто

Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда нас кто-то обидел, однако по разным причинам мы промолчали и "проглотили" эту обиду. Со временем такая обида может отравлять наши отношения с людьми и плохо сказываться на нашем эмоциональном состоянии. Как же научиться конструктивно выражать свои чувства в подобных ситуациях и не допускать "проглатывания" обид в случае, когда надо дать решительный отказ? Разберем далее.

Почему люди молчат, даже если им что-то не нравится

У молчания и привычки "проглатывать" обиды могут быть разные причины. Иногда человек воспитан таким образом, что считает выражение негативных эмоций чем-то предосудительным. Ему с детства внушали, что жаловаться, обижаться или злиться - это плохо. В результате он привыкает держать эмоции в себе, даже если его что-то беспокоит.

Другая распространенная причина - низкая самооценка. Человек считает свои переживания незначительными, а себя - недостойным того, чтобы открыто заявлять о своих потребностях. Он боится показаться эгоистичным или вызвать негативную реакцию. Поэтому проще промолчать.

Также люди часто избегают конфликтов, потому что не уверены в успешном исходе или не хотят портить отношения. Им кажется проще смириться с ситуацией, чем рисковать. Хотя на самом деле длительное "проглатывание" обид разрушает отношения не меньше, чем открытый разговор.

В целом причин молчания и игнорирования собственных потребностей много. Это и личностные особенности, и психологические травмы, и стереотипы, усвоенные с детства. Однако в любом случае переступить через себя и заговорить нужно - только так можно избежать накопления обид и улучшить отношения с окружающими.

Но как же избавиться от такой привычки? Как научиться говорить прямо, если что-то не устраивает? Ниже - несколько советов, которые помогут освоить этот ценный навык.

Постарайтесь определить, что именно вас обидело

Когда нас кто-то обижает или задевает, мы часто испытываем общий дискомфорт и расстройство. Но прежде чем выражать эмоции, нужно разобраться в их причине.

Задайте себе вопросы: "Что именно меня задело в словах или действиях этого человека? Что вызвало мое эмоциональное напряжение? Какая моя потребность или ожидание оказались не удовлетворены?" Когда поймете, в чем именно причина вашей обиды, сформулируйте ее про себя четкими словами. Это поможет вам потом выразить свои чувства и донести их до человека.

Не держите обиду в себе

Как только вы почувствовали, что вас что-то задело, постарайтесь как можно быстрее поделиться своими эмоциями с человеком. Не откладывайте разговор на потом, не дайте обиде набрать силу и перерасти в глубокую травму. Чем дольше мы держим в себе негатив, тем сильнее он разрастается, превращаясь в озлобленность, агрессию или депрессию.

К тому же, если сразу открыто поговорить, шансы разрешить конфликт намного выше. Собеседник еще помнит ситуацию и свои слова, готов выслушать вас и договориться. А если вы молчали несколько месяцев, а потом вдруг взорвались обидой, это может восприниматься им как неадекватная реакция.

Хотите поговорить об обидах - выбирайте подходящее время и место

Когда вы решили поделиться тем, что вас обидело, важно правильно выбрать время для разговора. Не стоит говорить об этом между делом или когда вы оба заняты какими-то важными вещами. Лучше выделить специальное время и договориться о встрече.

Также подумайте, где лучше поговорить. Оптимальным вариантом будет нейтральное место, где вас никто не потревожит. Например, тихое кафе или парк. Но можно обсудить ситуацию и дома, если вы точно не будете отвлекаться. Главное - создать обстановку, в которой вы оба сможете сосредоточиться на искреннем разговоре.

Говорите от первого лица

Рассказывая человеку о том, что вас обидело, формулируйте свои мысли от своего имени. Не нужно говорить: "Ты меня обидел!", лучше использовать конструкции типа: "Я почувствовал обиду, когда..." Объясняйте, что происходит в вас и ваших эмоциях. Это поможет избежать обвинительных ноток.

Важно не навешивать ярлыки на человека, а честно поделиться своим личным восприятием ситуации. Фразы должны начинаться со слов "я чувствую, что...", "по-моему, это было...", "меня задело, что...". Такой подход сделает разговор искренним и открытым. Вы не будете кричать на собеседника, а только объясните ему, как его слова или действия повлияли лично на вас.

Транслируйте уверенность

Рассказывая человеку о том, что вас обидело, важно говорить с позиции уверенности в собственной правоте. Не стоит заискивать и извиняться за то, что решили поделиться переживаниями. Ваши эмоции и ощущения имеют полное право на существование.

Поймите: если что-то вас задело, значит, в этом есть причина. Значит, какая-то ваша потребность не была удовлетворена или ожидание не оправдалось. И вы имеете полное право об этом сказать, потому что вы - личность, а не безликая марионетка.

Говорите спокойно, с достоинством, четко объясняя свои чувства. Не нужно оправдываться или смягчать формулировки. Ваши эмоции реальны и важны. Собеседник должен это понять и принять.

Дайте собеседнику высказаться

Когда вы объясните, в чем причина вашей обиды, важно дать человеку возможность высказать свою точку зрения. Выслушайте, что он думает по этому поводу, как оценивает ситуацию. Возможно, он что-то поймет для себя или извинится. А может, у него просто другое видение произошедшего.

Не перебивайте и не пытайтесь спорить. Дайте возможность спокойно выговориться. Это поможет лучше узнать друг друга, понять причины поступков. На основе двух точек зрения вы сможете найти консенсус и решить, как строить дальнейшее общение.

Предложите конструктивные пути решения ситуации, если это необходимо

Когда вы уже поделились с человеком своими переживаниями по поводу обиды и выслушали его мнение, можно перейти к поиску решений. Ведь цель разговора не просто в том, чтобы облегчить душу, но и в том, чтобы улучшить отношения.

Подумайте и предложите, как можно избежать повторения подобных ситуаций. Например, договоритесь, что впредь будете сразу говорить о проблемах, а не ждать их накопления. Выработайте стратегию открытой и честной коммуникации. Обсудите, какие слова или действия лучше исключить, чтобы больше не задевать друг друга. Наметьте конкретные шаги к улучшению взаимопонимания.

Не держите зла после разговора

Вы нашли в себе силы открыто поговорить с человеком о том, что вас обидело. Вы объяснили ему, что именно вас задело, честно поделились своими чувствами. И что же дальше?

Если ваш собеседник оказался мудрым и добрым человеком, он выслушает вас с пониманием. Он извинится и признает свою неправоту в той ситуации, которая вас раньше обидела. Или объяснит, что действовал и говорил без злого умысла, не желая вас обидеть. Такой искренний разговор и взаимопонимание позволяют отпустить старые обиды.

Но что, если вы все высказали, а человек не понял и не извинился? Даже в этом случае постарайтесь отпустить ситуацию. Вы сделали главное - честно выразили свои чувства. А дальше нужно принять позицию и особенности собеседника такими, какие они есть. И либо научиться строить общение с учетом этих особенностей, либо ограничить его. Но точно не стоит держать в душе обиду дальше! Она отравляет только вам жизнь. Поэтому смело отпускайте ситуацию после откровенного разговора - так или иначе, это всегда лучший выход, чем молча таить обиду.

Если вы хотите научиться открыто и конструктивно выражать свои чувства, когда кто-то вас обидел, придерживайтесь приведенных выше советов. Главное, не молчите, а разговаривайте с человеком, объясняйте свою позицию и слушайте его. Тогда вам удастся сохранить хорошие отношения и избежать ненужных неудобств, обид в будущем.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы всегда говорите о том, что не нравится вам? Или все-таки предпочитаете молчать?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.