Разрешите собеседнику помолчать: способы отстоять свое мнение без агрессии

Существует тонкая грань между тем, чтобы конструктивно отстаивать свою точку зрения и тем, чтобы занимать оборонительную позицию, озвучивая свое мнение. Нюанс заключается в подаче. Когда вы, высказывая свою точку зрения, агрессируете, то может создаться впечатление, что вы не уверены в своей позиции или даже не прислушиваетесь к мнению других. К счастью, есть советы и проверенные способы донести до собеседника собственные убеждения, при этом не проявляя негативных эмоций. Рассмотрим основные из них.

Поймите свои триггерные точки

У всех нас есть определенные темы, при обсуждении которых возникает неосознанная защитная реакция. Такова природа человека. Согласно известному психологу Карлу Юнгу, “все, что нас раздражает в других, может привести к пониманию самих себя”.

Это понимание имеет решающее значение, когда дело доходит до того, чтобы отстаивать свою точку зрения, при этом не защищаясь. Определив свои триггерные точки, вы сможете подготовиться, управлять своими реакциями и сохранять спокойствие даже при обсуждении деликатных тем.

Никто не говорит, что вы должны игнорировать свои эмоции. Вместо этого подумайте о том, чтобы признать их и убедиться, что они не мешают вашему разговору. Не забывайте, что можно твердо стоять на своих убеждениях, при этом уважая точку зрения других. И знание своих триггеров - важный первый шаг в достижении этого баланса.

Практикуйте активное слушание

Важность активного слушания в эффективном общении трудно переоценить. Психолог Карл Роджерс однажды точно подметил, что когда собеседник слушает без осуждения, не пытаясь взят за вас ответственность, то это очень подкупает и импонирует.

Представьте, что вы дискутируете с коллегой о сроках реализации проекта. Вы считаете, что ваш план наиболее эффективный. Однако коллега настойчиво представляет свои альтернативные варианты. Неосознанно такое поведение собеседника заставляет вас занять оборонительную позицию.

А теперь постарайтесь совладать со своими эмоциями и возьмите тайм-аут. Вместо того чтобы перебивать или сразу отклонять предложения коллеги, попробуйте практиковать активное слушание. Перефразируйте тезисы собеседника, чтобы убедиться, что поняли их правильно, задайте уточняющие вопросы. Такая стратегия не только поможет вам лучше понять его точку зрения, но и смягчит тон разговора. При активном слушании у вас больше шансов найти точки соприкосновения и совместно прийти к компромиссу, который устроит всех.

Помните о том, что отстаивать свою точку зрения не всегда означает выиграть спор; часто речь идет о понимании собеседника и вашем желании быть понятым.

Примите свою уязвимость

Иногда лучший способ не занимать оборонительную позицию - это ослабить бдительность и принять свою уязвимость. Осознайте, что уязвимость — это не победа или поражение, а смелость и возможность быть услышанным. Особенно в тех ситуациях, когда сложно повлиять на результат.

Представьте, что кто-то начинает критиковать вашу идею. Ваша первая реакция — отстоять свою позицию. В этот момент скажите себе «стоп» и сделайте шаг назад. Вместо того чтобы настаивать на своем, примите критику и признайте, что вашу идею можно улучшить, что она неидеальна. Вы можете в ответ также поделиться с собеседником своими страхами и неуверенностью по поводу реализации обсуждаемого проекта. Это будет нелегко, но вы увидите, как мгновенно изменится динамика разговора.

Признание уязвимости не означает слабость. На самом деле это смелый поступок, который может способствовать установлению более глубоких связей и открытию новых путей взаимопонимания. И часто такая стратегия бывает эффективнее, чем любой убедительный аргумент в защиту своего мнения.

Используйте «я»-утверждения

Одна из самых простых, но наиболее эффективных стратегий, позволяющих отстаивать свою точку зрения, не занимая оборонительную позицию, - это использование «я»-утверждений. С их помощью вам удастся установить контакт с собеседником.

Вместо того чтобы говорить: «Вы неправы» или «Это неправда», попробуйте донести свою позицию, начиная предложения со слов «я вижу это по-другому» или «исходя из моего опыта...».

Использование «я»-утверждений смещает фокус с обвинений или споров на понимание. Такие фразы показывают, что вы открыты для обсуждения, а не просто пытаетесь навязать свою точку зрения.

Разрешите собеседнику помолчать

Молчание в разговоре часто вызывает дискомфорт. Поэтому мы часто спешим заполнить его словами. Напрасно. Как однажды сказал психолог Ролло Мэй, преодоление страха одиночества позволяет активизировать творчество. А одиночество как раз и предполагает тишину.

А теперь рассмотрим данное утверждение в контексте бесед и дискуссий. Молчание (по сути, тишина) может предоставить собеседнику возможность для того, чтобы обдумать вашу точку зрения, осмыслить ее и вдумчиво ответить. С вашей же стороны это проявление терпения и выказывание уважения к чужой точке зрения.

Будьте открыты для обратной связи

Обратная связь необходима для роста и развития, но принять ее может быть непросто, особенно когда она похожа на критику. Как советует психолог Кэрол Двек, если родители хотят сделать своим детям подарок, то лучшее, что они могут сделать, - это научить их решать сложные задачи, получать удовольствие от усилий и продолжать учиться.

Применение этого подхода в контексте дискуссий означает открытость для обратной связи. Речь идет о понимании того, что каждый из нас неидеален и всегда есть возможности для совершенствования. Когда мы показываем, что готовы получать обратную связь и вносить коррективы, то кажемся более сговорчивыми, дружелюбными и совсем не агрессивными.

Сохраняйте позитивный настрой

Легко занять оборонительную позицию, когда мы чувствуем, что на нас нападают или что нас неправильно понимают.

Сохранять позитивный настрой не означает игнорировать критику или отмахиваться от проблем. Ключ к успеху - отвечать так, чтобы способствовать установлению взаимопонимания с собеседником, а не провоцировать конфликты, разногласия. Тогда будет конструктивное продвижение вперед.

Не принимайте все близко к сердцу

Это может быть легче сказать, чем сделать, особенно когда ваши идеи или решения находятся под пристальным вниманием окружающих. Однако важно помнить, что критика часто является не личной атакой, а другой точкой зрения.

Представьте, что проект, которым вы руководите, подвергся серьезной критике. Конечно, трудно не принять негативную обратную связь на свой счет. Но поразмыслите иначе, в контексте того, что критика касается не вас как личности, а просто проекта и его результатов.

Отделив себя от ситуации и сосредоточившись на рассматриваемом вопросе, вы сможете адекватно отреагировать на обратную связь, не занимая при этом оборонительной позиции. Тогда вместо спора и конфликта будет конструктивный и предметный разговор, не переходящий на личности.

Помните, что дело не в вас, когда обсуждения касаются деловой сферы. Речь идет о поиске наилучшего решения или результата. И это часто влечет за собой расхождения во взглядах и здоровые дебаты.

Задавайте вопросы вместо того, чтобы давать ответы

Это может показаться нелогичным, но иногда лучший способ изложить свою точку зрения - задавать вопросы, а не давать ответы. Вместо того чтобы агрессивно отстаивать личную позицию, попробуйте задавать вдумчивые вопросы, которые помогут собеседнику взглянуть на ситуацию с вашей точки зрения.

Например, в дебатах о маркетинговых стратегиях, вместо того чтобы настаивать на том, что ваш подход наилучший, вы могли бы спросить: «Как, по-вашему, наша целевая аудитория отреагировала бы на эту стратегию?» Стимулируя мыслительный процесс собеседника грамотно поставленным вопросом, вы начинаете диалог, а не дебаты и снижаете шансы показаться агрессором, рьяно защищающим свои убеждения.

Практикуйте эмпатию

Эмпатия - один из самых мощных инструментов, позволяющих избежать оборонительной позиции. Представьте, что вы с коллегой разошлись во мнениях по поводу проектного решения. Вместо того чтобы перейти в режим защиты, попытайтесь поставить себя на его место. Спросите себя: “Почему коллега предлагает именно такой план? Какова его точка зрения? Чем она обусловлена?» Таким образом, проявив эмпатию, вы положите начало разговору, а не конфронтации. Вам с собеседником будет легче найти компромисс, который удовлетворит обе стороны.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Умеете ли вы отстаивать свою точку зрения, не занимая оборонительную позицию?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.