“Точного рода занятий нет – не ограничиваю себя чем-то определенным”: Юрий Грымов о свободном детстве, юношеской жизни и современном кино

В детстве он не мечтал ни о чем конкретном и долгое время не знал, кем хочет стать. Но потом нашел. В девяностые он делал самую яркую рекламу и снимал самые красивые клипы. Сегодня он снимает отличное кино и руководит московским театром "Модерн". Все это он, режиссер Юрий Грымов.

О детстве

Родился и вырос Юрий Грымов в Москве, в семье инженеров. Детство, вспоминает режиссер, было предельно свободным, его никогда не ограничивали ни в каких действиях, бабушки не угнетали желанием поскорей научить ребенка читать и писать. Просто взрослые всегда говорили ему, что он сам несет за себя ответственность.

Тем не менее, минимальный контроль был, и чтобы парня не съела улица, его отдали в коллектив грузинского танца только потому, что занятия проходили возле дома. Семь лет он занимался танцами, потом, конечно, бросил.

Что касается школы, то здесь любовь мальчика к академическим предметам тоже была избирательной. Больше всего любил уроки литературы и рисования, пятерки были всегда. Все остальное не понимал, было скучно, неинтересно.

Юношество и первые деньги

Юрий Грымов довольно рано начал самостоятельно зарабатывать деньги. Уже в четырнадцать лет он был практически на полном самообеспечении. К тому же, семья жила трудно, как и большинство граждан, времена были непростые, и денег, скажем, на джинсы, конечно не было. А очень хотелось. Режиссер вспоминает об одном уроке, который преподнесли ему родители.

Джинсы молодому человеку нужны были обязательно, и он долгими вечерами пытался объяснить родителям, что предмет гардероба просто жизненно необходим. При том, что пара джинс стоила по тем временам 100 рублей, а зарплата отца в среднем не превышала 120 рублей в месяц. В итоге родители все-таки согласились, выделили деньги и Юра радостно понес их челнокам. Ждет джинсы до сих пор. Обманули.

Чем занимается

Точного рода занятий, по словам Грымова, у него нет. Он режиссер, советник по культуре губернатора Орловской области, художественный руководитель театра "Модерн". Все титулы и профессии его мало интересуют, потому что все это напрямую связано с карьерой, а карьера Юрия Грымова никогда не интересовала. В детстве он никогда не мечтал стать, скажем, космонавтом. однажды выразил желание стать каменщиком, но родители почему-то посмеялись над этим.

Юрий никогда не знал, чем он будет заниматься. В школьные и студенческие годы он занимался танцами, живописью, это очень нравилось, но как профессию Юра ничего не рассматривал, и профессия, как способ заработка, не была в прерогативе. Юрий говорит, что деньги его всегда догоняли, несмотря на то, что он никогда не работал исключительно ради денег. Но за работу, которую Юрий выполнял, заказчики платили очень хорошо и всегда возвращались за новыми идеями.

О воспитании детей

У Юрия Грымова есть дочь подросток. Режиссер считает, что воспитание не должно быть всеобъемлющим. Есть темы, которые взрослые не должны обсуждать с детьми, советоваться, спрашивать личное мнение. В первую очередь это вопросы образования, которое режиссер называет одной из форм насилия. Нужно совершать усилия, чтобы обрести знание и навыки. Кстати, свою дочь он воспитывает также, как когда-то его - родители: дает полную свободу выбора, напоминая, что любой выбор - это всегда ответственность. И ты полностью несешь ответственность за последующие результаты.

Первый кинематографический опыт

Первым полнометражным фильмом в творческой биографии Грымова стал фильм "МУму", в котором снимались великолепные артисты: Александр Балуев, Ирина Апексимова, Дмитрий Назаров. Со стороны может показаться, что молодым режиссерам, а именно таким и был Грымов, работать с ними страшно, ведь режиссер должен говорить, что им делать. Они не могут делать что-то сами, им обязательно нужно дать направление работы. Сам что-то делать на сцене или в кадре может только плохой артист. Плохому артисту нужен режиссер. Работать с большими актерами не страшно, страшно сделать самому небольшой объем работы.

Кино, по сравнению с театром, более интимная история. Например, в "Муму" Грымов рассказывал историю одиночества, и ему было все равно, что скажут критики. Вообще, критики мало интересуют Грымова, поскольку он в искренность их оценок никогда не верил. Важно, что думает, понимает ли его зритель, аудитория, для которой , собственно, любой творческий человек и работает.

Об ответственности в культуре

Если Юрий Грымов принимает какое-то решение, то он полностью несет за это ответственность. Сегодня часть своего времени режиссер посвящает работе чиновника в Орловской области, он - советник губернатора по культуре, и добился в этом статусе значительных успехов. Было нелегко, и этой работой Грымов-чиновник очень гордится. Теперь каждую неделю в Орел привозят на автобусах детей из близлежащих деревень, чтобы ребята ходили по музеям и театрам. Театры Орла также в скором времени регулярно будут ездить в провинцию со своими спектаклями. Летом организовывают выездное кино в поле, под открытым небом. Именно такие дела и есть задача любого представителя культуры. Чиновники не должны заниматься производством контента, но обязаны обеспечить его доступность даже в самых далеких точках страны. Иначе зачем нужна культура.

О театре

Однажды Николай Гоголь назвал театр кафедрой, с которой "читается разом всей толпе урок". Юрий Грымов с этим высказыванием, как профессионал, как человек, как руководитель театра, согласен. Убежден: будущее за театром, который обладает одной удивительной чертой - любая мысль, сказанная с театральной сцены, автоматически становится публичной и превращается в социальное высказывание. Театр - единственное из искусств, которому удалось сохранить свою аутентичность и и не поддаться западному влиянию. В России в целом, и в Москве в частности, огромное количество театров, государственных и частных, различных частных студий, квартирников. Каждый коллектив по-своему видит прекрасное, несет свою миссию. Такое не встретишь ни в одном другом государстве.

Но Русский театр питается классикой, так было издавна, так должно быть впредь. Тенденция управления государственными театрами Грымову не нравится. То, что происходит после ухода великих, например, Захарова, Волчек, вызывает только недоумение и даже шок. Нет достойных приемников, а молодые двигают театр в сторону коммерциализации. Грымов считает, что театр должен быть только авторским, чтобы сохранить себя.

Об общении с коллегами

Не может обойти стороной Юрий вопрос о сложившейся в российской культуре тенденции "отмены" того или иного представителя в связи с несовпадением взглядов на вопросы в масштабах страны. Вопрос режиссера очень волнует, потому что страдает прежде всего культура.

Я за то, чтобы четко отделять личные взгляды от масштаба творческого вклада.

Например, люди, которые имеют мнение, расходящееся с официальным, не должны быть вычеркнуты из анналов истории, потому что палка, как говорится, о двух концах. В большинстве своем "отмененные" в разное время внесли огромный вклад в развитие и становление отечественной культуры, подчас являясь основателями некоторых направлений. Например, веками идут разговоры о нетрадиционных ценностях Леонардо Да Винчи или Петра ЧАйковского, но от этого они не перестают быть великими творцами. И таких исторических параллелей можно провести очень много.

Сам Юрий Грымов старается поддерживать отношение с людьми, с которыми ему приходилось пересекаться в социальной или профессиональной сфере, потому что любая встреча - это обязательно обмен опытом, который рано или поздно выливается в очередную гениальную идею.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы знакомы с работами режиссера Юрия Грымова?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.