Как известно, нормы морали и нравственности возникают в обществе на основе социального опыта и не имеют субъектности – авторов, которые их придумали. Не указать и время появления той или иной морально-нравственной нормы поведения. В отличие от норм морали и нравственности, правовые нормы возникают и развиваются всегда в ходе профессиональной деятельности специальных общественных институтов. Этот процесс именуется правотворчеством. Таким образом, правотворчество, понятие, принципы, виды правотворчества всегда субъектны и фиксируемы во времени. Традиционно правотворчеством в большинстве случаев занимаются специально создаваемые для этой цели органы государства. Причинной основой правотворчества является правообразование – сложившаяся в процессе общественной жизни практика поведения и санкционирования норм, которые пока не оформлены в виде правовых актов.
Как структурные компоненты входят в правотворчество: понятие, принципы, виды и формы. Как уже говорилось, правотворчеству практически всегда предшествует правообразование, потому это понятие по содержанию шире, чем понятие и принципы правотворчества.
Феномен правотворчества классифицируют по различным основаниям. Например, правотворчество, понятие, принципы, виды различаются по субъектности, то есть по тем институтам, которые имеют право осуществлять данный вид деятельности. Существует такая форма правотворчества, как референдум, который представляет собой прямое, непосредственное правотворчество всего народа, осуществляемое в ходе голосования. В некоторых странах, например в Швейцарии, данный вид является основным при принятии наиболее важных решений для всей страны или конкретного региона, в год в этой стране проводится до трех с половиной тысяч референдумов. Наиболее распространенным видом является правотворчество, осуществляемое специально формируемыми для этих целей органами государства. На этом уровне также выделяются разные виды и формы правотворчества.
К примеру, если государственный орган сам разрабатывает закон и сам дает ему юридическую силу, такая деятельность классифицируется как непосредственное правотворчество. Понятие, принципы, виды его также разрабатываются данным органом.
Если же государственный орган передает работы по созданию правовых норм другому органу, такое правотворчество называют делегированным. Санкционированным правотворчеством называют такую деятельность, при которой государственный орган только утверждает правовые акты, разработанные иными организациями, в том числе и негосударственными.
Правотворчество классифицируют также и по юридической силе принимаемого правового акта. Так, например, парламент страны занимается законотворчеством – как высший законодательный орган. Эта его прерогатива закрепляется в Конституции. Все другие институты власти в таком случае принимают подзаконные акты.
Современная правовая наука выделяет следующие принципы правотворчества:
- демократизм, предполагающий участие в правотворческом процессе как можно более широкого круга граждан. Он реализуется в таких формах, как плебисцит, референдум, всенародное обсуждение, открытость деятельности парламента.
- законность, предусматривает сочетаемость законов разных уровней, чтобы правовой акт не противоречил другим правовым актам, имеющим более высокую юридическую силу.
- научность предполагает привлечение к созданию законов научных специалистов и использование достижений науки. Данный принцип рекомендует широко использовать в правотворческом процессе мировой опыт этой деятельности, накопленную практику, данные социологических исследований и информацию об изменениях в правосознании общества.
- своевременности, который понимается как необходимость выбора точного и конкретного момента принятия закона. Это обеспечивается высоким профессионализмом и компетентностью участников правотворческой деятельности.
- исполнительности, позволяющий разрабатывать и принимать реально действующие правовые акты.
- гласности и связи теории с практикой, которые обеспечивают публичность правотворчества.