В последнее время на слуху диагноз СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Не один год работая с детьми проблемных категорий, встречала и гиперактивных, и неспособных к обучению, и педагогически запущенных детей. Всегда интересовал опыт работы других регионов, более опытных специалистов.
О том, что учебные проблемы гиперактивных детей лечат медицинским способом, услышала недавно. Поэтому решила провести исследовательский поиск в глобальной сети «препараты для лечения СДВГ».
Первое, что бросилось в глаза, неоднозначное отношение специалистов к медикаментозному лечению СДВГ.
Короткая справка.
СДВГ -- синдром дефицита внимания и гиперактивности – начал активно исследоваться специалистами США. Вначале дефицит внимания и гиперактивность между собой не связывали. Дальнейшие исследования показали, что их симптоматика и причины очень схожи. В девяностых годах мировая практика признала, что количество детей, у которых диагностируется СДВГ, неуклонно растет. Медицинские исследования установили отличие функционирования мозга у детей с СДВГ. С тех пор в США распространено медицинское решение проблемы СДВГ – стимулирующие препараты.
Какие препараты для лечения СДВГ используются в мировой практике?
В США давно и активно применяется Риталин. Затем появились Концерта, Декседрин, а также препарат нового поколения Стратерра. Эти препараты для лечения СДВГ включают действующие вещества амфетаминового ряда, то есть являются психостимуляторами.
Каково же было мое удивление, когда я обнаружила метилфенидат (риталин) в списке психотропных веществ, запрещенных на территории РФ согласно «Перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ.
Почему же детей, которым трудно учиться, обладающих повышенной активностью, невнимательностью, неспособных осуществлять собственный контроль поведения, накачивают наркотиками?
Обратила внимание на статью Заломихиной И.Ю. в журнале «Логопед» (2007). Анализируя информацию по проблеме СДВГ, автор выделяет несколько причин, приводящих к возникновению синдрома.
Раннее органическое поражение ЦНС (патология при беременности и родах, перинатальная энцефалопатия, резидуальная энцефалопатия, ММД) врачи связывают с СДВГ.
Существуют генетические гипотезы о влиянии наследственных факторов риска на появление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
Немаловажное значение имеет социальное влияние. Социально-психологические причины усугубляют имеющиеся резидуальные и наследственные факторы. К ним можно отнести семейное неблагополучие, невысокий уровень образования у родителей, педагогическая запущенность. Проблема возникает в том случае, что ребенок, имеющий более медленный темп развития нервной системы, не получает поддержки со стороны социума в сензитивные периоды развития и отставание от сверстников растет.
Очевиден вопрос: Всем ли детям необходимы препараты для лечения СДВГ?
Анализ мнений различных специалистов показывает, что в настоящее время в самом разгаре спор между двумя точками зрения. Первая однозначно причисляет СДВГ к психиатрической болезни, которую можно лечить только медикаментозно. Причем психостимулирующие препараты для лечения СДВГ не устраняют причины, а только снимают симптомы.
Вторая точка зрения основана на педагогическом подходе к решению проблемы дефицит внимания/гиперактивность.
Есть исследования, которые обоснованно доказывают, что применение психостимуляторов и антидепрессантов в детстве является сильнейшим фактором риска в формировании наркотической зависимости.
Что легче родителям: дать успокоительную таблетку или упорно, не покладая рук, трудиться для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности поведения и обучения? Ответ напрашивается сам собой.
Но… Каждого ребенка можно поднять на ступеньку выше в развитии, чем он находится на сегодняшний день. Может быть, терпение, любовь, самотверженность матери –лучшее лечение беспокойного ребенка?