Зачастую оригинальные товары с наличием легальной маркировки товарным знаком ввозятся на территорию государства официальным дистрибьютором, основываясь на соответствующем лицензионном соглашении.
Эти же товары могут быть ввезены и с использованием неофициального канала дистрибуции либо не правообладателем. Именно такое экономическое явление носит название «параллельный импорт» (или «серый импорт»).С позиции права рассмотрение данного явления должно основываться на определении грани исчерпания исключительных прав на товарный знак. Отечественным законодательством закреплен момент, в который у правообладателя исчезает право осуществления контроля товара, у которого есть соответствующая маркировка (товарный знак). Именно в таком аспекте параллельный импорт выделяет два основных принципа исчерпания таких прав: международный и национальный. При первом подходе такие исключительные права могут исчерпываться введением в оборот товара на территории любой страны, исходя из доктрины первой продажи. При втором – исчерпание таких прав происходит при вводе в оборот товара внутри государства. Наличие национального принципа позволит владельцу товарного знака привлечь к ответственности тех лиц, которыми ввозится на территорию страны оригинальный товар без его специального разрешения.
Нельзя забывать о том факте, что параллельный импорт отражается на конечном потребителе. И это естественно. Ведь стоимость оригинальных товаров, ввозимых параллельными импортерами, несколько ниже, чем та, которую выставляют на рынке официальные дистрибьюторы. Иногда такая разница может достигать 50 процентов.
Поэтому потребителю выгоднее приобретать одну и ту же продукцию, но за меньшую цену. Кроме того, экспертами отмечено, что запрет на параллельный импорт не способствует развитию здоровой конкуренции на рынке. Также он негативно скажется на развитии высокотехнологических и инновационных отечественных отраслях, не даст развиваться малому бизнесу.Поэтому необходимо принимать во внимание, что официальные данные показывают: «просочившийся» в Россию параллельный импорт 2013 года составил 19% реализованных товаров независимых интернет-магазинов.