Обратная сторона медали – бессознательное
Психологи выделяют два пласта психики: сознание и бессознательное. Так вот, до сознательной части доходят только те представления о нас самих, которые нам нравятся и которые мы принимаем в себе. Но не бывает безупречных людей.
Неугодные характеристики безжалостно подавляются и вытесняются. Но они остаются в нас и коренятся в нашем бессознательном. Иногда эти представления прорываются в сознательный слой, заставляя нас вести себя не самым идеальным образом. Так и проявляется наша «вторая личина», которую мы, конечно же, не признаем и стараемся оправдать себя, найти многочисленные объяснения своему поведению. Вот и получается, что двуличные люди – это все окружающие, но не мы. Человек настолько привык показывать миру только положительные и одобряемые свои качества, что уже сам не признает своих отрицательных черт. Многие люди еще с детства начинают вполне успешно использовать свое двуличие в отношениях с окружающими, что, несомненно, приносит им большую выгоду (на работе, в личной жизни). Тогда и встает вопрос: "А так ли плохо быть двуличным, если от этого много плюсов?"Двуличие в нашей жизни
Как гласят многие цитаты про двуличных людей, человек настолько привыкает к своей маске (которую он являет миру), что она становится его лицом. Очень легко переступить ту грань, когда человек забывает свое истинное "я", когда он постоянно подстраивается под ситуацию, словно хамелеон, и начинает притворяться перед самим собой. Такие двуличные люди, по сути, глубоко несчастны, хотя другим и самим себе они демонстрируют отличное настроение. Наиболее ярко такой пример можно увидеть в произведении С. Моэма «Театр».
О том, что данная проблема порядком набила оскомину, свидетельствуют многочисленные статусы про двуличных людей, постоянно появляющиеся в социальных сетях. Современному обществу, насквозь пропитанному рыночными отношениями, чрезвычайно не хватает искренности и прямоты. Например, можно прочитать такой статус: «Мы настолько долго притворяемся перед другими, что в конце концов начинаем притворяться перед самими собой». Правда и ложь, лицемерие и искренность слишком сильно переплетаются друг с другом, и уже нельзя отличить одно от другого. Можно упомянуть еще одну цитату: «Когда ты находишься в комнате наедине с собой, я боюсь открыть дверь и никого там не увидеть». Двуличие, конечно, позволяет получить некую выгоду, но разве потеря собственного "я" того стоит?