К сожалению, понятие банковской системы РФ по инерции продолжают соотносить с переходной экономикой. Не все так просто. Внешне стабильным, пожалуй, остается лишь двухуровневый принцип ее построения (лицензионная деятельность коммерческих банков регулируется Центробанком).
Содержание же самой системы, включая деятельность 112 крупнейших системообразующих банков, стоит сейчас на пороге существенного реформирования.Невзирая на неблагоприятные прогнозы на 2013 год, связанные с уменьшением объемов кредитования, активно разрабатывается новая стратегия. Поэтому понятие «банковская система» сегодня нестатично. Будут меняться ее инструменты. Переходная модель исчерпала себя. Банковская система, как составная народного хозяйства, вышла на рубеж стабилизации экономики. Имеется в виду официальная констатация достижения страной в первом полугодии 2007 года экономического уровня 1990 г.
На современном этапе она становится миссионером придания ликвидности всему промышленному сектору. Необходимость трансформировать понятие и элементы банковской системы очевидна. Инвестиции капитала в инновационные технологии являются неотъемлемой социальной миссией банков. Отрадно то, что практические шаги в этом направлении уже делаются. Преодолевая «замкнутый круг» жестких монетарных подходов, сдерживающих отечественное производство, изменяется денежно-кредитная политика.
Понятие «банковская система» вскоре будет изменяться посредством нового механизма «ключевой ставки», составляющей сегодня 5,5 %. Для сравнения, действующая ставка рефинансировния – 8,25 %. Механизмы взаимодействия с новой ставкой народного хозяйства в настоящее время разрабатываются.Одновременно мы становимся свидетелями «делиберизации», т. е. наращивания государственного участия в банковском секторе. Свидетельство этому - возникновение муниципальных банков.
Возможным ориентиром развития для отечественной банковской системы может послужить банковский сектор Китая. Нас сближает с этой моделью похожая квота контролируемых государством банковских капиталов – около 60 %. Смысл очевиден. Для преодоления кризисного отставания экономики востребован опыт смягчения процентных ставок, снижения цен на кредиты, «мягкого» регулирования денежной массы. Красноречивы результаты КНР: темпы роста до 2006 г - 9,5 %, и даже сейчас, в условиях мирового кризиса, «заоблачные» для западного бизнеса - 8 %. Модернизированное понятие «банковская система» нашего восточного соседа основывается на двух принципах. Во-первых, четко определенный и обозначенный государственный сектор банковской системы. Его основу составляют 4 государственных банка (Банк Китая, Промышленный и Коммерческий, Строительный банк, Сельскохозяйственный банк).
Во-вторых, «рыночные» его составляющие, не «возведены на развалинах» государственных, а гармонично созданы в дополнение к первым. Заслуживает также внимания не «прорывное», а эволюционное наделение полномочиями рыночных институтов.Показательно, что в настоящее время российский Центробанк начинает обозначать конструктивную позицию государства относительно вывоза российского капитала.
Озвучивается необходимость отладить прозрачное и понятное валютное регулирование. Стоит лишь вспомнить «вдруг замеченный» уходящим с поста Сергеем Игнатьевым незаконный отток капитала в прошлом году на сумму 48-49 млрд. долларов. В два раза большую сумму (по оценкам правоохранителей и Интерпола) таит «ценовой» отток по схемам экспорт-импорт!
Все более пристальное внимание обращается на деятельность «дочек» иностранных банков. Оживление потребительского кредитования в прошлом году – их стихия. Квота участия иностранного капитала при выгодной конъюнктуре выросла в апреле 2012 до 31 %!
То, что «банки-иностранцы» помогают государству, обслуживая денежное обращение, не вызывает сомнений. Однако сегодняшние «дочки» вполне прозрачно являются нетто-заемщиками российского рынка, решающими проблемы «породивших» их материнских западных структур, стимулируя отток капитала за счет кредитования нерезидентов. Как видим, понятие «банковская система» искажается за счет этого оттока.
Все вышеуказанные факторы «бегства» капитала официально озвучены, конечно же, не напрасно. Очевидно, что с окончанием переходного этапа и формированием основных игроков рынка просто «настало время» всерьез заняться этой брешью. Впрочем, всем известно, что именно породило этот негатив. Искусственно внесенные «с тяжелой руки» ВМФ изменения в федеральный закон о валютном регулировании фактически открыли двери на наш рынок валютным спекулянтам и развязали руки криминальным капиталам.
Заканчивая, отметим, что общество возлагает большие надежды на реформирование отечественной банковской системы.