Начну свое повествование о выдающемся Мастере Слова, рожденном Русской Землей, с одного примечательного эпизода. Случай, который он сам с теплотой и благодарностью не однажды вспоминал. К Ивану Сергеевичу Тургеневу на небольшой железнодорожной станции подошли двое молодых мастеровых людей и справились о том, правда ли перед ними стоит автор «Записок охотника». Услышав утвердительный ответ, они оба поклонились ему в пояс, сказав, что это ему – поклон от всего русского народа (в средине - конце XVIII века знать краткое содержание «Записок охотника» было признаком хорошего тона). Поверьте, дорогие читатели, что это был вовсе не импульсивный поступок молодых людей. Это была глубокая демонстрация личной роли писателя в отмене крепостного права.
Давайте же перейдем к характеристике книги. В начале отметим: на таком мастерском уровне писать - поэзией в прозе - могли лишь два человека: Гоголь и Тургенев. Раскрывая краткое содержание «Записок охотника», следует начинать с поэтичного и тонкого тургеневского рассказа «Хорь и Калиныч». Его главная идея – межкастовая дружба двух людей – помещика и крепостного, возможная, пожалуй, лишь в России. Спокойная, размеренная логика помещика Хоря гармонично дополняется эмоциональностью Калиныча.
Главный герой Тургенева, скрепляющий воедино композицию «Записок…», – влюбленный в свою малую родину просвещенный помещик Орловской губернии. От имени этого путешественника по родному черноземью и излагает Тургенев «Записки охотника». Содержание рассказов многолико: то охотник подслушает разговоры мальчишек, выведших коней в ночное («Бежин луг»), то трепетно поведает о берущей за душу народной песне («Певцы»), то поделится сокровенным - о просветленном человеке, которого можно назвать совестью родной земли, о Божьем страннике Касьяне с Красивой Мечи.
Тургенев создавал настолько художественно-совершенные, а поэтому прекрасные, реальные образы крестьян, мещан, разночинцев, что влюблял в них внимательного читателя, но вместе с тем, «Записки охотника» являются правдивой и лиричной книгой о русском народе середины XIX века. Помещичье землевладение тогда было основной формой ведения хозяйства. Однако современные Ивану Сергеевичу помещики были по своему складу и властной харизме уже далеко не екатерининские вельможи («Малиновая вода»). Формулируя краткое содержание «Записок охотника», можно сказать, что крепостничество в XIX веке себя полностью исчерпало. Не было уж того размаха, отечественными лендлордами для управления своими рабами практиковались придирки, а также наказания.
Крепостные крестьяне, в свою очередь, бесправны. Их легко можно обидеть, сделать несчастными, они не могут в надлежащей мере распоряжаться собой и своей жизнью. Не удивительно, что деформированное общество, превратившее людей в рабов, лишило многих крепостных социальной активности. Беспросветная жизнь зачастую склоняла батраков к пьянству, лжи, лености.
Зачастую ведение всего домашнего хозяйства оказывалось на плечах женщин, в то время как мужчины пьянствовали. А когда жить становилось совсем невмоготу, вспыхивали тупые и жестокие кровавые бунты. Оригинальное название «Стучит!» дал писатель одному из своих произведений. Идея наличия риска эскалации насилия в обществе составляет краткое содержание рассказа. «Записки охотника» как бы идейно обобщаются аллегоричной более поздней повестью «Муму»: могучий немой народ слепо подчиняется недалекой, мелочной барыне.Тургеневский цикл рассказов (окончательно изданный в 1852 г.) сыграл видную роль в освобождении крестьянства. Поясним последнюю мысль (ведь нам уже знакомо краткое содержание «Записок охотника»). Будучи глубоким лириком, Иван Сергеевич, несомненно, сознавал свой долг перед обществом. Хотя Тургенев не был любителем хлесткой, жесткой лексики, обличая мелочных помещиков-самодуров, но все же жестокость, недалекость, моральное банкротство помещиков Зверкова, Стегунова, Пеночкина отображено им в полной мере. Он использовал более мощное оружие – щемящую, за душу берущую правду. Вышеуказанный цикл рассказов, как свидетельствуют хроники, произвел глубокое впечатление на не единожды прочитавшего его российского императора Александра II. Как известно, сам народ с благодарностью назвал этого царя, отменившего крепостное право, Освободителем.