Коста Конкордия: трагическая история круизного лайнера

13 января 2012 года произошла одна из крупнейших морских катастроф за последние десятилетия. Роскошный круизный лайнер Коста Конкордия сел на мель у берегов Италии. На его борту в этот момент находилось более 3 тысяч пассажиров и членов экипажа. Эвакуация проходила в спешке и хаосе. В результате инцидента погиб 31 человек.

Эта трагедия потрясла весь мир. Теплоход Коста Конкордия считался одним из самых современных и безопасных. Как же случилось, что такое гигантское судно оказалось брошенным у берегов Италии? Давайте вспомним историю лайнера с самого начала.

Строительство Коста Конкордии

Контракт на строительство роскошного круизного лайнера Коста Конкордия длиной 290 метров, рассчитанного на 3700 пассажиров и 1100 членов экипажа, был подписан итальянской судостроительной компанией Fincantieri с круизной компанией Costa Crociere 19 января 2002 года. Стоимость контракта составила 450 миллионов евро.

2 сентября 2005 года Коста Конкордия была торжественно спущена на воду на верфи Fincantieri. Это было одно из крупнейших круизных судов в мире, оснащенное по последнему слову техники: 15 палуб, 14 лифтов, 5 ресторанов, симулятор гоночных автомобилей, кинотеатр, бассейны, спа-центр, фитнес и многое другое.

30 июня 2006 года строительство Коста Конкордии было полностью завершено, и 7 июля состоялась торжественная церемония крещения лайнера. Его крестной матерью стала чешская супермодель Ева Герцигова. В тот же день Коста Конкордия отправилась в свой первый круиз по Средиземному морю.

  • Стоимость контракта на строительство - 450 млн евро
  • Длина судна - 290 метров
  • Количество пассажиров - 3700
  • Численность экипажа - 1100 человек
Дата закладки киля 19 января 2002
Дата спуска на воду 2 сентября 2005
Дата ввода в эксплуатацию 30 июня 2006

Таким образом, строительство ультрасовременного круизного лайнера "Коста Конкордия" обошлось в 450 миллионов евро и заняло более 4 лет - с 2002 по 2006 год. Это было одно из крупнейших пассажирских судов в мире, оснащенное по последнему слову техники.

лайнер коста конкордия

Несчастливые знамения на церемонии спуска на воду

Церемония спуска на воду Коста Конкордии 2 сентября 2005 года должна была стать праздником, однако ее омрачил ряд несчастливых знамений, которые впоследствии многие восприняли как предвестники грядущей трагедии:

  1. Крестной матерью судна была выбрана чешская супермодель Ева Герцигова. Когда пришло время разбить традиционную бутылку шампанского о борт, чтобы окрестить Коста Конкордию, Ева не смогла это сделать с первого раза. Бутылка разбилась лишь со второй попытки, что многие восприняли как дурной знак.
  2. Название лайнера «Коста Конкордия» с итальянского переводится как «Берег согласия», что должно было символизировать гармонию и спокойствие на борту. Однако гибель судна в катастрофе сильно контрастировала с этим значением.
  3. Наконец, в толпе гостей во время церемонии спуска на воду кто-то прошептал: «Это же как в истории с Титаником...», намекая на злополучную судьбу знаменитого «непотопляемого» лайнера. Эти слова позже многократно цитировали СМИ после крушения Коста Конкордии в 2012 году.

Первые поломки во время эксплуатации

Несмотря на то, что Коста Конкордия считалась одним из самых современных и технологичных круизных лайнеров в мире, уже в первые месяцы эксплуатации на ее борту произошли две серьезные аварии:

  1. Первый инцидент случился 22 ноября 2008 года во время швартовки в порту Палермо на Сицилии. При заходе в порт из-за ошибки экипажа лайнер слишком близко подошел к причалу. В результате Коста Конкордия сильно повредила носовую часть, навалившись на бетонный мол. Хотя в этот раз все пассажиры и члены команды остались невредимы, само судно получило серьезные повреждения обшивки по левому борту на протяжении 15 метров. После этого Коста Конкордию отправили на верфь для восстановительного ремонта.
  2. Вторая авария произошла в июне 2010 года во время очередного круиза у побережья Норвегии. В результате сбоя в работе главных двигателей Коста Конкордия внезапно потеряла ход и едва не села на мель у скалистых берегов небольшого норвежского острова. Посадка на мель была предотвращена в последний момент.

Эти два инцидента показали, что даже самые современные суда могут допускать серьезные технические сбои и ошибки пилотирования. К сожалению, не все эти уроки были учтены, что впоследствии привело к настоящей морской катастрофе.

  • Авария в порту Палермо в 2008 году - серьезные повреждения носовой части
  • Сбой в работе двигателей у берегов Норвегии в 2010 году
  • Эти инциденты показали уязвимость современных лайнеров
коста конкордия капитан скеттино

Отклонение от курса и посадка на мель

Роковую роль в судьбе Коста Конкордии сыграл ее капитан Франческо Скеттино. 13 января 2012 года он по непонятным причинам решил отклониться от запланированного маршрута и подвести лайнер ближе к берегам острова Джильо в Тирренском море.

Существует несколько версий, почему Скеттино решился на этот опасный маневр:

  • Хотел преподнести сюрприз жителям острова Джильо, многие из которых работали на Коста Конкордии
  • Хотел произвести впечатление на свою возлюбленную Доменику Чемолло, которая была с ним на мостике
  • Находился под воздействием алкоголя

На следствии капитан лайнера Франческо Скеттино признался, что решил подвести судно ближе к берегу острова Джилио и поприветствовать своего знакомого, бывшего капитана «Коста Конкордия», проживающего на острове, как и делал это неоднократно в прошлом.

Как бы то ни было, в 21:45 по местному времени Коста Конкордия на полной скорости врезалась в подводные скалы у острова Джильо. Острые камни буквально вспороли 50-метровую пробоину в левом борту лайнера ниже ватерлинии.

Началась стремительная посадка судна на мель. Через считанные минуты двигатели Коста Конкордии остановились, на борту отключилось электричество, а системы жизнеобеспечения перестали работать. Лайнер завалился на левый борт под углом в 20 градусов.

Только чудом удалось избежать полного опрокидывания судна. Благодаря близости к берегу большинство пассажиров Коста Конкордии были спасены. Однако 32 человека погибли в этой морской катастрофе, которую можно было предотвратить.

Хаос во время эвакуации пассажиров

Как только Коста Конкордия села на мель и начала опрокидываться на бок, на ее борту воцарился настоящий хаос. Более трех тысяч пассажиров и членов экипажа оказались в ловушке на тонущем лайнере. Капитан Франческо Скеттино одним из первых покинул судно на шлюпке, даже не подав сигнал бедствия. Руководство эвакуацией легло на плечи старшего помощника капитана Марко Де Понте и капитана береговой охраны Грегорио Де Фалько.

Эвакуация пассажиров проходила в сложных условиях крена и отключившегося электричества. Многим пришлось прыгать за борт. Спасательные шлюпки не успевали подбирать людей из ледяной воды. Особую опасность во время эвакуации представляли значительный крен лайнера и угроза его полного опрокидывания, поэтому времени на спасение людей было крайне мало. К счастью, из-за близости берега многим удалось доплыть до острова Джильо самостоятельно.

Хотя большая часть пассажиров и экипажа были эвакуированы за несколько часов до затопления Коста Конкордии, 32 человека погибли в этой катастрофе из-за хаоса, царившего на борту.

  • Более 3000 пассажиров и членов экипажа оказались в ловушке на тонущем лайнере
  • Капитан одним из первых покинул судно, не подав сигнал бедствия
  • Хаотичная эвакуация из-за крена, отключившегося света и угрозы опрокидывания

Гибель и ранения людей в результате крушения

Несмотря на масштабность катастрофы, количество жертв оказалось относительно небольшим - всего 32 человека погибли при крушении Коста Конкордии у острова Джильо. Еще десятки людей получили ранения и травмы.

Причинами гибели людей стали:

  • Утопление в ледяной воде или раздавливание падающими конструкциями при опрокидывании лайнера
  • Различные травмы от падения с высоты при эвакуации или прыжков за борт
  • Переохлаждение в холодной воде до прибытия спасателей

После подъема затонувшей Коста Конкордии в сентябре 2013 года в ее недрах были обнаружены тела двоих погибших пассажиров. Их личности удалось установить только год спустя с помощью экспертизы ДНК. Большинству пострадавших повезло больше: из воды их подобрали спасательные шлюпки или вертолеты береговой охраны. Десятки человек с серьезным переохлаждением и ушибами были госпитализированы.

Учитывая масштабы катастрофы, число жертв оказалось относительно небольшим. Этому поспособствовала быстрая эвакуация большинства людей до полного опрокидывания лайнера.

Спасательная операция и поиск погибших

Сразу после крушения Коста Конкордии у острова Джильо в ночь с 13 на 14 января 2012 года началась масштабная спасательная операция. К утру активная фаза эвакуации пассажиров и экипажа была в основном завершена. Однако на протяжении всего следующего дня продолжались работы по поиску возможных выживших внутри лайнера, а также тел погибших среди обломков корабля у подножия скал:

  • К утру 14 января лайнер был обследован водолазами, выживших больше не обнаружили
  • В течение дня велись работы по подъему тел погибших со дна моря вокруг Коста Конкордии
  • Часть тел удалось опознать в тот же день, некоторые лишь спустя месяцы по ДНК

Помимо спасения людей, срочно требовалось принять меры по недопущению экологической катастрофы. Из поврежденных топливных баков Коста Конкордии начинало происходить загрязнение моря нефтепродуктами. Поэтому в течение последующих двух недель с затонувшего лайнера откачали оставшееся топливо, а также удалили другие опасные жидкости, которые представляли угрозу для экосистемы моря.

Сразу после крушения развернулась масштабная спасательная операция по эвакуации людей и ликвидации последствий экологической катастрофы.

Подъем и буксировка Коста Конкордии

Операция по подъему затонувшего круизного лайнера «Коста Конкордия» началась 16 сентября 2013 года и продолжалась около 19 часов. Для проведения этого сложного инженерного проекта была создана специальная 30-метровая подводная платформа, к которой было прикреплено 36 стальных тросов. С их помощью 290-метровое судно было медленно выровнено и поднято в вертикальное положение над водой.

В ходе операции в корпусе «Коста Конкордии» были обнаружены останки двух человек, которых не удалось найти во время предыдущих поисковых работ. Их личности установили только после проведения экспертизы ДНК.

1 февраля 2014 года во время присоединения к судну дополнительных понтонов произошел несчастный случай, в результате которого погиб один водолаз. Несмотря на это, инженерные работы продолжились. 23 июля 2014 года начался последний этап операции - буксировка «Коста Конкордии» в порт Генуи для утилизации. 27 июля лайнер прибыл в порт, где и провел следующие два года на демонтаже и разделке корпуса на металлолом. Полная утилизация завершилась только 7 июля 2017 года.

Подъем и буксировка «Коста Конкордии» стали уникальной инженерной операцией, не имеющей аналогов в истории судостроения. Хотя она и обошлась судовладельцу в 600 миллионов евро, затраченные средства позволили избежать экологической катастрофы и сохранить туристическую привлекательность побережья Тосканы.

Расследование причин катастрофы и суд над капитаном

Расследование причин крушения лайнера "Коста Конкордия" началось сразу после аварии. Следствие установило, что основной причиной стало халатное отношение капитана Франческо Скеттино к своим обязанностям.

Скеттино принял рискованное решение отклониться от проложенного маршрута и пройти слишком близко к острову Джильо. Это нарушение правил безопасности привело к столкновению с подводными скалами. Действия Скеттино после аварии только усугубили ситуацию. Он покинул тонущий корабль одним из первых, даже не подав сигнал бедствия. Спасательная операция началась без его участия.

За халатность, повлекшую гибель людей, капитан Скеттино был приговорен итальянским судом к 16 годам тюремного заключения. Он до сих пор отбывает наказание в тюрьме, где пишет книгу о крушении "Коста Конкордия".

Утилизация судна и уроки трагедии

После подъема с морского дна в 2014 году теплоход «Коста Конкордия» был отбуксирован в порт Генуи для утилизации. Разбор затонувшего лайнера оказался масштабной инженерной задачей.

Судно длиной 290 метров весило 114 тысяч тонн. Его решили разделить на части прямо в доке с помощью газовых резаков. Эта операция заняла 22 месяца и обошлась владельцу в 60 миллионов евро. Последний кусок корпуса «Коста Конкордия» был отправлен на металлолом 7 июля 2017 года. Так завершилась пятилетняя эпопея с крупнейшим в истории затонувшим круизным лайнером.

Трагедия «Коста Конкордии» навсегда вошла в учебники морского дела как пример опасности человеческого фактора. Халатность капитана привела к гибели 32 человек, хотя технически судно было исправно. После этого инцидента в круизной индустрии были введены дополнительные требования к подготовке и психологическим тестам капитанов. Также ужесточились правила безопасного маневрирования в прибрежных водах.

Благодаря применению новых технологий удалось поднять и утилизировать затонувший лайнер, не нанеся ущерба экологии. Этот опыт тоже оказался полезен для будущего.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.