Закон отрицания отрицания является одним из фундаментальных принципов диалектического понимания развития. Он был сформулирован еще Гегелем, который рассматривал развитие как процесс возникновения и разрешения противоречий. Согласно этому закону, развитие осуществляется через отрицание наличного состояния, его превращение в противоположность, а затем отрицание этой противоположности.
Хотя отдельные аспекты закона отрицания отрицания отмечались еще в античной философии, именно Гегель придал ему стройную форму закона диалектики. В марксистской философии этот закон также занимает центральное место, рассматриваясь как всеобщий закон развития природы, общества и мышления.
Происхождение закона отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания впервые был сформулирован Гегелем, однако отдельные его черты, такие как диалектический характер отрицания, роль преемственности в развитии, фиксировались в философии и ранее. Этот закон тесно связан с другим основным законом диалектики - законом единства и борьбы противоположностей.
Если закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития, а закон перехода количественных изменений в качественные - его механизм, то закон отрицания отрицания характеризует направление развития, его форму и результат. Он показывает, что новое возникает через отрицание старого, но вбирает в себя все ценное из предыдущего этапа.
Таким образом, закон отрицания отрицания раскрывает диалектику преемственности и новизны в развитии, единство поступательности и возврата к старому на новой основе. Он имеет универсальный характер и проявляется во всех сферах действительности.
Формулировка закона Гегелем
Гегель впервые сформулировал закон отрицания отрицания в своей работе "Наука логики". Согласно Гегелю, развитие представляет собой процесс возникновения и разрешения противоречий.
Каждая ступень развития порождает свою противоположность, свое отрицание. Это отрицание, в свою очередь, также отрицается, что приводит к новому, более высокому этапу. Таким образом, отрицание отрицания является всеобщей формой движения и развития.
Гегель приводит пример с развитием семени в растение. Семя отрицает само себя, переходя в противоположное состояние - росток. Затем росток тоже отрицается, уступая место развитому растению. И растение сохраняет в себе свойства семени, но на качественно новом уровне.
Так происходит и с философскими категориями в логике Гегеля - каждая порождает свою противоположность, а затем отрицание этой противоположности возвращает нас к исходной категории, но уже с более глубоким содержанием. Этот процесс Гегель называет "снятием".
Диалектическое отрицание как основа закона
Ключом к пониманию закона отрицания отрицания является диалектическое отрицание. В отличие от метафизического отрицания, которое означает полное уничтожение или отбрасывание старого, диалектическое отрицание сохраняет связь с отрицаемым.
При диалектическом отрицании новое возникает не на пустом месте, а на основе старого, через его преобразование. Новое несет в себе отпечаток старого, но при этом качественно от него отличается. Так, например, капитализм отрицает феодализм, но сохраняет частную собственность на средства производства.
Важно, что диалектическое отрицание никогда не бывает одномоментным актом - это всегда процесс. Старое не исчезает сразу, а постепенно вытесняется новым, уступая ему место. При этом новое тоже претерпевает изменения.
Так происходит и с отрицанием отрицания - снятие не означает простого возврата к исходному пункту, к старому, а лишь частичное воспроизведение его моментов, но уже на новой, более высокой ступени развития.
Значение закона отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания имеет важнейшее значение для понимания процессов развития. Он раскрывает источник, движущие силы и направленность развития.
Во-первых, этот закон показывает, что развитие осуществляется посредством отрицания, преодоления старого. Без отрицания не может быть никакого движения вперед, обновления. В связи с этим ложны воззрения, отрицающие роль борьбы, конфликтов, революций в истории.
Во-вторых, закон отрицания отрицания раскрывает преемственность в развитии. Новое не возникает на пустом месте, оно имеет связь со старым, опирается на него. Этим опровергается идея об абсолютной случайности событий.
В-третьих, на основе этого закона можно понять направленность развития. Каждый новый этап несет в себе отрицание предыдущего и в этом смысле превосходит его. Так реализуется прогресс в развитии.
Наконец, закон отрицания отрицания выявляет наличие циклов, витков в развитии. Каждый цикл включает тезис - антитезис - синтез. Это придает развитию спиралевидный характер.
Проявление закона в природе и обществе
Закон отрицания отрицания проявляется во всех сферах действительности, как в неорганической, так и в органической природе, в обществе, в познании.
В неживой природе этот закон выражается в постоянных процессах возникновения и разрушения, смены состояний вещества. Например, испарение воды есть отрицание ее жидкого состояния, а конденсация пара - отрицание газообразного состояния.
В живой природе закон отрицания отрицания проявляется в смене поколений, в развитии организма от зародыша до взрослой особи и так далее. Качественные изменения биологических объектов также подчиняются этому закону.
В обществе действие закона отрицания отрицания можно проследить на смене общественно-экономических формаций, научно-технических и культурных революциях. Каждый новый способ производства отрицает старый, но сохраняет связь с ним.
Роль закона в познании и науке
Закон отрицания отрицания играет важную роль в процессе познания и развитии науки. Развитие знания осуществляется путем преодоления старых теорий и воззрений и замены их новыми, более глубокими.
Каждая новая теория отрицает старую, но в то же время сохраняет с ней связь, используя накопленные ею факты и методы. Например, теория относительности отрицала классическую механику, но вобрала в себя все ее достижения.
Развитие знания совершается скачкообразно, через научные революции, которые также подчиняются закону отрицания отрицания. Накопление новых фактов, противоречащих старой теории, ведет к ее кризису и смене новой парадигмой.
Таким образом, без отрицания старого, его критики и опровержения невозможно движение научной мысли и познания в целом. При этом новое знание несет в себе моменты преемственности со старым.