Искусство росписи по дереву можно отнести к исконно русскому достоянию. Это одна из самых древних отраслей народного промысла, широко распространенная по всей территории России, особенно в северных ее широтах. Русская роспись по дереву упоминается еще в былинах.
В древних избах роспись располагалась абсолютно на всех предметах быта (посуде, утвари, игрушках и украшениях), ею украшалась сама изба (наличники, крыльцо). Особого общения между находящимися на огромном расстоянии друг от друга селами быть не могло, а соответственно, подражания в росписи тоже удалось избежать. Потому этот вид народного творчества подразделялся на своеобразные школы, которые получали свое имя по месту возникновения. Отличались они не только названиями, но и стилем письма, качественным составом красок, орнаментами и характерными деталями, по которым сразу, безошибочно, узнавался адрес изготовления изделия.Так, Хохломская роспись по дереву, или «хохлома», возникла, как и многие другие, в Нижегородской области, в одноименном селе. Эта манера росписи по дереву очень известна, о ней упоминается во многих фольклорных произведениях, и не только. Отличается она обязательным золотым фоном, на который наносятся черными и красными (реже зелеными) красками орнамент. Такой росписи в основном подвергались шкатулки, короба, небольшие бытовые изделия.Реже встречается Полхов-Майданская (в основном свистульки и игрушки) и роспись с выжиганием, или Сергиево-Посадская. Чаще всего последняя применялась при росписи шкатулок с обязательным изображением на крышке Троице-Сергиевой Лавры.
Палех, хотя он как школа возник при советской власти, тоже можно отнести к традиционной росписи по дереву. Он впитал в себя богатый объем знаний и умений древних мастеров.
Особого упоминания заслуживает Мезенская роспись по дереву, самая древняя из всех, возникшая на заре времен, при формировании славянских племен. Никто не знает точно, что было ее предтечей, - древние промыслы республики Коми или древнегреческое искусство. Символика Мезенской росписи имеет четкое толкование, ей присущ такой общеизвестный знак, как свастика, олицетворяющая живое солнце. Имеются и такие символы: «лебедь», «бердо», «уточка», волнообразные и наклонные линии, символизирующие воду и дождь. Благодаря этим знакам можно расшифровать смысл, заключенный в древних панно.
Возникла эта роспись в деревне Палащелье (отсюда ее второе название - «Палащельская») Архангельского края, на реке Мезени, впадающей в Мезенскую губу Белого моря. В этих краях издревле расписывалось все, но основным предметом художественной обработки местных мастеров была прялка. Мезенская прялка изготавливалась не из трех традиционных частей, а вырезалась целиком из специально подысканных деревьев, корневище которых могло служить ее основанием. Все это делалось для того, чтобы орнамент получился более емким и смог поведать потомкам какой-нибудь завет или историю.