Интерьер жилища
Просыпается Обломов, скорее всего, уже после 9 часов утра. В книге, правда, он оторвал голову от подушки в 8 часов, но при этом писатель указал, что герой проснулся «раньше обычного». Что же покажет нам один день из жизни Обломова? То, что он открыл глаза – еще ничего не значит: оторваться от дивана Илья Ильич и не думает. Ведь этот предмет мебели ему заменяет и рабочий кабинет, и кухню, и спальню, и прихожую. Под стать ему – и любимая одежда помещика – изношенный восточный халат, мягкий, просторный, способный дважды охватить полное тело. Обломов на диване занят не только размышлениями - он здесь живет: сюда слуга Захар подносит покушать, находясь здесь же, хозяин принимает гостей. Слуга, кстати, немногим менее ленив, чем барин, большую часть времени он дремлет на лежанке.
Ежедневное общение с Захаром
Молодой барин, проснувшись и поразмышляв полтора часа, не вставая с дивана, зовет Захара. Как и каждый день, начинает привычно попрекать того за неприбранную пыль и грязь в помещении. Захар так же стандартно отвечает своему барину, что «души не чает в службе». При этом все остается на своих местах, включая пыль. Захар философствует, что немецкий порядок для русских - ни к чему, он весьма находчив в отыскании отговорок.
Илья Ильич долго мучительно что-то вспоминал, а затем попросил своего слугу принести записку от приказчика своего деревенского имения. Много времени занял его поиск. Ведь в комнате вещи не раскладываются по местам, приходится просматривать массу других конвертов, переставляя такие предметы, как грязные тарелки и стаканы.
Однако письмо так и не начало писаться, вместо этого Обломов перевел разговор на счета к оплате, которые принес ему слуга. Впрочем, этот вопрос не нашел своего логического завершения, он завис в воздухе. Прошло уж три часа после пробуждения, после чего помещик поинтересовался, готова ли вода и умывальные принадлежности. Но и до умывания не дошло дело у Ильи Ильича. Он опять отвлекся на философскую беседу с Захаром об «ослах», которые женятся.
Прием гостей
Затем Обломов принял несколько гостей. Прибыл светский франт Волков. Весь их разговор свелся к монологу гостя о влюбленностях, о назначенных встречах у Савиновых, Маклашиных, Тюменевых, Муссинских, Вязниковых. В конце Волков пригласил Илью Ильича «на устрицы», но не на свои деньги, а «дармовые», поскольку «угощает Миша». Наш главный герой после ухода светского персонажа дает ему оценку – «человека нет», он «рассыпается» на десять мест ежедневно.
К нашему герою входит мужчина в форменном зеленом фраке с гербовыми пуговицами – начальник отделения Судьбинский. Мысли его – о службе, о выгодной для дальнейшей карьеры свадьбе. «…По уши увяз!» - думает о нем Обломов.
Затем в дверях – писатель Пенкин. Поверхностный, недалекий «маратель» бумаги. Он, человек недалекий, даже не пытается увидеть в своих образах «божью искорку», живого человека, изображая события в черно-белых тонах. За ним – Алексеев, человек невыразительный, «серый», не уверенный в себе, лишенный собственных мыслей.
После того как гости ушли, Обломов, наконец, находит письмо старосты. Оно, как оказалось, «спряталось» в складках одеяла. Причем это - послание еще с прошлого года. Оно содержит сообщение о резком уменьшении дохода с имения – на две тысячи. Эта новость вызывает лишь вялое обломовское рассуждение. Поэтому староста особо не утруждает себя деловой перепиской с барином: все равно со стороны хозяина не будет оказано никакого воздействия.
Чьим визитом заканчивается один день из жизни Обломова? В завершение гостевого потока к Илье Ильичу заходит Михей Андреевич Тарантьев. Это человек такой же непрактичный, как и Обломов. Но, в отличие от первого, в совершенстве усвоивший искусство словесного мошенничества. Он умеет увлечь идеей, подчеркнуть простоту и заманчивость ее исполнения, подвести «жертву» к ее осуществлению. Но далее - Михей Андреевич ретируется. Только его и видели. Его интересует деревенское имение главного героя, он пытается завлечь Обломова в свои планы, чтоб тот «попал в его сеть». Тарантьев убеждает его приехать в деревню, сменить старосту, он обещает ему теплую встречу у своей кумы – Агафьи Пшеницыной (брату которой – Мухоярову Ивану Матвеевичу, прожженному пройдохе – отведена роль действительного разорителя Обломова).Затем последовал обильный обед, и – покой, после дневных трудов. Подобный «напряженный режим дня» выдерживали уже несколько поколений его предков.
Выводы
Здесь уместна аналогия с известным американским фильмом «День сурка». В отличие от гончаровского романа, это кинотворение носит фантастический характер. Главный герой Филл «застрял» в одном и том же дне. Казалось – день закончился. Ночь, сон. Затем утро – и опять начинается вчерашний день, повторяющийся в мельчайших подробностях. И лишь благодаря самодисциплине и «накоплению» позитивного баланса добрых дел герою фильма удается вырваться из этого замкнутого круга. Если попытаться ответить на вопрос: «В чем трагедия жизни Обломова?», то ответ, очевидно можно построить, исходя из аналогии с вышеупомянутым фильмом. Образно говоря, гончаровский персонаж - не старый (32 – 33 года) помещик Обломов Илья Ильич - не только на двенадцать лет «плотно застрял» в однообразии дней, наполненных пассивным размышлением и созерцанием, но и не пытается развиваться, проявить мужской характер, начать конструктивную деятельность. В результате на почве гиподинамии развивается смертельно опасная болезнь.