Семья Болконских и семья Ростовых. Сравнительная характеристика Ростовых и Болконских

семья болконских и семья ростовых
Может ли человек считать себя «знакомым с русской национальной культурой» не прикоснувшись к роману-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир»? Яркими мазками на этом полотне романа изображены Ростовы и Болконские. О том, как он рассматривал глубину своего труда, свидетельствует его ответ М.Горькому, встретившемуся с ним и спросившему: «Что же такое "Война и мир"?» Ответ Льва Николаевича был краток: «Илиада». Рождение этого выдающегося произведения было непростым. Мало того что оно неоднократно начиналось и откладывалось, оно «вытянулось» совершенно из другого замысла, как плод творческих исканий Толстого.

Идея создания романа

Идея, заставившая писателя–классика взяться в 1856 году за перо, заключалась в поиске исторического опыта для преодоления современного ему раскола российского общества. Половинчатая крестьянская реформа накалила отношения между крестьянами и помещиками. Хотя и тогда были помещики по типу «Ростовы и Болконские», гармонизирующие российское общество.

Толстой начал свой творческий поиск интегрирующей национальной идеи с эпохи декабристов. Его роман должен был начаться возращением ссыльного декабриста Пьера Безухова вместе с женой Натальей и семейством. Художественное осмысление сюжета направило его поиски к 1825 году (год восстания декабристов). Однако Пьер шел на Сенатскую площадь осознанно, что направило Льва Николаевича к вехам его жизни: сначала в 1812 год, а затем и в 1805, когда все начиналось. С 1863 по 1869 годы - за 7 лет - он создал этот роман–эпопею.

Семейственность и история

Классик в романе–эпопее показывает свыше 800 персонажей, из которых более 500 – исторически подтверждены. Люди в его описании не похожи на собранных безликих статистов, они характерны, их связывают семейные и любовные отношения. Тяжелые народные испытания рассматриваются им сквозь призму соприкосновений семейств. Семья Болконских, Курагиных и Ростовых в трех поколениях демонстрируют не только через образы отдельных своих представителей, но и через свои характерные родовые, «клановые» черты отношение к Родине, к народу, к обществу.

ростовы и болконские

Для Толстого семья – альфа и омега общества. Поэтому он как создатель «Войны и мира» пользуется властью художника–демиурга, чтобы «наградить» своих самых любимых героев крепкими семьями, основанными на любви и уважении.

«Здоровые силы» дворянства

В годину тяжкого испытания для России (и это мастерски показано в романе) семья Болконских и семья Ростовых «слились в один поток» с народом, обрушивающим на наполеоновскую армию беспощадную «дубину народной войны». Они выписаны Толстым особо тщательно, во всех деталях, потому что два этих рода – это не просто художественные образы, «оживляющие роман», это два типажа преданного Родине всей душой дворянства, готового отдать за ее свободу все: имущество и жизнь.

Ростов Илья Андреевич

Ростовы, потомственные русские бояре, продолжают жить укладом прошлого века. Они в своих поступках привыкли руководствоваться не разумом, а душевными порывами. Семья Болконских и семья Ростовых – разные не только по родовитости, но и по своим воззрениям.

Глава семьи, Илья Андреевич Ростов, имеет большие знакомства, он - хлебосольный и щедрый хозяин, регулярно дающий у себя балы, обеды. Предпочитает все русское, любит жить в деревне. С родными живет душа в душу. Понимает каждого, любит, деликатен, весел, жизнерадостен. С крепостными он демократичен – до курьезов. Бесстыжий приказчик Митька, пользуясь доверием хозяина, обворовывает его. Илья Андреевич не имеет деловой хватки, неэкономен в расходах, и его благосостояние становится все более сомнительным.

сравнительная характеристика ростовых и болконских

Барин выдержан и незлоблив. Например, когда крестьянин-охотник по недомыслию в сердцах обругал его за нерасторопность на охоте, тот отнесся к этому с иронией, промолчав и сделав виноватый вид. Возможно, за этот патриархальный уклад, приверженность традициям и доброту дворовые действительно любят Ростовых, не «работая на них», а «помогая вести хозяйство», как они помогали бы родным людям.

Илью Андреевича можно назвать человеком чести. Когда его сын Николенька проигрался в карты на 43 тыс. руб. бессовестному и озлобившемуся Долохову, отец, пребывая в трудном материальном положении, деньги отдал сразу. Он поступал так, исходя из самих основ своей семьи: любви и доверия.

Семья отставного генерал-аншефа и семья русского барина

Как мы упоминали ранее, Семья Болконских и семья Ростовых имеют различные нравы. Если Ростовы – люди гражданские, вросшие за многие поколения «корнями» в московскую землю, то Болконские – служивые. Причем служба Родине для них – это не гонка за чинами и наградами.

Не по своей воле попал в деревенское имение князь Николай Андреевич Болконский, а после опалы. Пострадал за свою бескомпромиссность, за неумение гнуть спину перед начальниками. Озлобился ли он на окружающий мир? В какой-то степени, на уровне подсознания - да.

Хозяйствование Ростовых и Болконских

Отставной генерал-аншеф отгородился своим имением, как крепостными стенами, от всего остального мира. Он презирает светскую жизнь, зато его хозяйство «работает как часы». Князь закупает актуальный импортный сельхозинвентарь, лично контролирует сельхозработы. Старый Болконский заботится о крестьянах. Те не воруют, но знают - труд будет оплачен, и если случится нужда, то от князя Николая можно ожидать помощи. Народ его, скорее, уважает, чем любит.

Семья Болконских и семья Ростовых хозяйничают по-разному. Если Ростовы все больше впадают в упадок, то старый Болконский твердой рукой держит нити управления, получает доход и вкладывает его в сельхозмашины и в самообразование. Его имение, да и сам граф, живут жестко по распорядку дня, по образцу воинской части.

Сравнительная характеристика Ростовых и Болконских

Впрочем, читателю бросается в глаза, что князь Николай, преобладая разумом и хозяйственностью, уступает «силой души» Илье Андреевичу Ростову. Старый Болконский «чутьем души своей» не ловит, не ощущает веяния душ близких людей, их стремления. Но именно это сильная сторона Ростовых. Вызывает умиление их трогательное отношение друг к другу.

характеристика семьи болконских и ростовых

Это часто спасает семью. Когда «растоптанный и уничиженный» Николенька Ростов, проигравший прохвосту Долохову по деньгам фактически имение, вернулся домой, то его уберегла, может быть, от самоубийства сестра Наташа. Он услышал за стеной ее музицирование и пение, а затем к нему через это «душевное чувство» пришло понимание, что все зло мира не стоит той любви, которая витает вокруг его семьи.

Одним словом, сравнительная характеристика Ростовых и Болконских по критерию душевности семейных отношений – не в пользу отставного генерала суворовских времен. Ростовы, возможно, недалекие и недообразованные, но они пребывают в счастье, в постоянном общении, живя душевными порывами, превозмогая любовью и взаимопониманием вызовы жестокого окружающего мира.

В чем проявилось самодурство князя Николая

Князь Николай, сумев дать своим детям образование, привив патриотизм, стесняется своих чувств, считая их слабостью. Следует заметить, что по сути своей старший Болконский совсем другой. Но его портит въевшаяся «маска солдафона».

Например, прощаясь с сыном, он, как бы стесняясь, просит его «остаться живым», добавив при этом, что ему «больно будет», если того убьют. После чего торопливо уходит, чтобы скрыть слезы. В этой краткой фразе есть все: страдающая отцовская душа, любовь к сыну, благословление его к служению.

Его дети: благородный офицер Андрей Болконский и дочь княжна Марья – несчастны от недополученного родительского тепла. Но если князь Андрей сам выстраивает свою карьеру, то княжна живет в имении «при отце». Старый князь, будучи неглупым человеком, подсознательно понимает дефицит душевности, но «маска солдафона» сильнее, и он занимается самодурством. Без сомнений, князь Николай сам толком не знает, зачем взрослой девушке в глуши изучать геометрию. Однако установив такой порядок, следит за его исполнением.

В конце своей жизни князь становится настоящим тираном по отношению к дочери, зачем-то «тренируя у нее исполнительность» и третируя морально почти на военный манер, что выглядит как прямое издевательство. Впрочем, душевная княжна Марья превозмогает силой своей любви отцовские комплексы, и тот на смертном одре просит у нее прощения.

Задумаемся, столь ли разнополюсной является сама характеристика семьи Болконских и Ростовых? Возможно, в ней имеются и общие черты.

Общее у Ростовых и Болконских

Несмотря на различный образ жизни: «от души» и «от рассудка» - глубинный стержень этих двух семейств одинаков. «Русскость», любовь к своей земле и преданность Отечеству.

семья болконских и ростовых сравнение

На войне, променяв штабную карьеру на командование боевым полком, служит Андрей Болконский. Он как настоящий герой в атаке со знаменем в руках получает тяжелое ранение и затем от раны погибает. Конечно же, младший Болконский унаследовал от отца «суворовское» мужество.

Охваченный юношеским порывом, юный Петя Ростов рвется на фронт вслед за братом Николаем. Отец и мать благословляют его. Беспощадная война, как писал Толстой, - противоречащее «человеческому разуму» и «человеческой природе» действо - убивает шальной пулей этого романтичного и светлого мальчика.

Стойко сражается с французами Николай Ростов, не прячется в штабах. Рискуя жизнью, вблизи передовых французских частей спасает княжну Марью, ставшую впоследствии его супругой.

Реальную, не героически–фанфарную историю излагает «Война и мир». Ростовы и Болконские (а именно - гражданская часть семейств) остаются в своих имениях до самой последней возможности, до захвата французами. Ростовы при этом превращают свой дом в госпиталь для раненных. А когда враг вплотную приближается, граф Илья Андреевич Ростов сознательно идет на свое разорение ради спасения соотечественников. Он велит сбрасывать с подготовленных к эвакуации повозок нажитое имущество и забирать на них истекающих кровью русских солдат. Он не может поступить иначе.

Князь Николай Болконский решает по-партизански противостоять французам, он в Лысых Горах вооружает своих крестьян и становится во главе ополчения. Однако полученное накануне тяжелое известие – сдача Смоленска - уже подкосило его силы, и его сердце не выдерживает. Он умирает.

Наташа Ростова и Андрей Болконский

Князь Андрей, гримасой своего «красивого лица» реагирующий на светские развлечения, по иронии судьбы на балу встретил Наташу Ростову. Почему же ему так претила светскость? Он был ею разочарован. Это грустная история: по любви Андрей Болконский женился на знатной девушке Лизе. Та любила его, но душевно они были далеки. Вместе с молодой женой он, с единственной целью - угодить ей, посещал балы и рауты, где отсиживался в сторонке. Семейного счастья не получилось, вскоре случилась беда - смерть Лизы при родах. Жена, «маленькая княгиня», подарила Андрею сына. Воспитанием его занимался его отец.

сравнить семью болконских и ростовых
Неожиданное знакомство с Наташей Ростовой на балу, как глоток свежего воздуха, всколыхнуло молодого князя. Наташа, по признанию молодого Болконского, обладала тем, чего он был лишен – мудростью сердца. Какими были наши герои до этой встречи? Ответ на этот вопрос поможет нам в очередной раз сравнить семью Болконских и Ростовых.

Наташа Ростова, всеобщая любимица, не могла физически без общения с близкими людьми. Ей претило находиться одной, раздумывать. Она чем-то похожа на веселый журчащий весенний ручей. Вспомним сцену возвращения с войны Николая Ростова. Как изображает Толстой Наташу, встречающую брата? Не как человека, а как вихрь, поток радостной, бурлящей энергии: «что-то,… как буря, вылетело». И это что-то обняло и «начало целовать его».

Не случайно в произведении Толстого встретились Наташа Ростова и Андрей Болконский, «лед и пламень». И пламя растопило лед, история их любви – настоящее украшение великого романа. Встреча Андрея Болконского с Наташей повлияла на князя. Он ощутимо помолодел. Его холодная рассудительность оттаяла, глаза приобрели блеск, произошло взаимоединение чувств двух совершенно разных людей. До этого он позволял себе быть собой лишь с небольшим кругом людей. Наташа сразу же, с первой встречи ворвалась в этот круг.

Как же случилось (и довольно скоро), что негодяй Анатоль Курагин от скуки увлек Наташу за собой, влюбив в себя, затеяв аферу с похищением? Ответ найти несложно. Наташа всегда жила чувствами, а чувства, возбуждаемые лжецами, обманчивы. Впрочем, она, пройдя сквозь осознание и раскаяние, поняла, что любит молодого Болконского, но тот, глубоко оскорбленный, решил посвятить всего себя службе.

Глубина образа Андрея Болконского

Андрей Болконский – один из лучших и глубочайших образов в русской литературе. Лев Николаевич Толстой устами М.И.Кутузова дал ему характеристику: его путь – это путь доблести, путь служения.

наташа ростова и андрей болконский

Потомственный офицер имеет все данные для блестящей карьеры: ум, здравый смысл, понимание сути военного дела, проницательность. Вначале он бывает эгоистичен, несдержан. Однако душевная чистота, стремление служить Отечеству, быть заботливым и решительным командиром вверенного ему полка определяют эволюцию жизненной позиции Андрея Болконского.

К полному осмыслению себя как личности он приходит после ранения, умирая. За несколько лет войны к нему пришло осознание своего бытия такой глубины, к которой адепты следуют десятилетиями. Он постигает, что такое божья любовь.

Княжна Марья

В литературной критике и различных сочинениях часто можно видеть суждение о том, что любимым женским образом Льва Толстого была Наташа Ростова. Это неправда.

Любимый образ классика – княжна Марья. Именно в нее писатель вложил самое дорогое для себя - то, как он сам представлял свою маму.

война и мир ростовы и болконские

Лев Николаевич не помнил ее. Она умерла, родив Леве сестричку, когда тому было всего 2 годика. С детства и на всю жизнь образ матери был свят для классика. Когда он пытался себе представить ее, она визуализировалась нежной, чистой, с мягким лучистым взглядом. Классик признался, что, даже пребывая «в возрасте», он в тяжкую годину «молился на ее образ», и мама помогала.

Не будем останавливаться на взаимоотношениях Марьи и отца (они уже были освещены выше). Заметим, что княжна Марья – девушка, склонная к уединению, к размышлению, к благодетельности. Внешне она «обыкновенная», впрочем, до того момента, когда собеседник не заглянет в ее глаза, настоящая красота исходит у нее из души. Признательность, высказанная ею Николаю Ростову, помогавшему ей избегнуть захвата французами, глубоко запали тому в сердце. Именно через их брак соединились семья Болконских и Ростовых.

Сравнение классиком двух этих достойных семейств, безусловно, украсило один из лучших романов мировой литературы.

Вывод

Роман Льва Толстого «Война и мир» - книга, заставляющая думать и анализировать. Это особенно актуально теперь, когда окружающая жизнь наполнена штампами, клише. Сегодня часто представители одной социальной группы представляют себе представителей другой примитивно-обобщенно.

Мыслящий же человек всегда должен видеть истину. Как аргумент «за» внимательное изучение им людской природы может быть «Война и мир», где ясно видно на примере дворян, что они разные, в частности, в их среде есть и Болконские, и Долоховы, и Ростовы, и Курагины.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.