Данная статья представляет собой обзор, не претендующий на фундаментальность, который кратко можно назвать «право и имущественные отношения». (Как вы понимаете, необзорное раскрытие данной темы требует на два порядка больший объем изложения, чем тот, который мы демонстрируем нашим читателям.) Сообразно сути предмета, наши дальнейшие рассуждения будут касаться определенных волевых отношений экономического характера между субъектами российского рынка. Следует также отметить, что анализироваться будут именно отношения к имуществу в их классическом виде, не учитывая ни использование, ни переход средств производства.
Виды имущественных отношений
Как известно, имущественные отношения подразделяются на два вида:
- свидетельствующие о принадлежности имущества некоему правовому субъекту;
- касающиеся перехода от одного правосубъекта к другому.
Первая группа рассматривает как отношения по изменению имущества владельца либо вида своей собственности, так и временную передачу его лицам, не являющимися собственниками (например, по договору аренды). Вторая группа берет во внимание отношения, порожденные гражданско-правовыми договорами, наследованием, а также временную форму - необоснованное в правовом поле обогащение.
Правовое регулирование множества возникающих в обществе производных форм от вышеупомянутых двух видов составляет суть предмета обучения «право и имущественные отношения».
А если рассуждать в русле взаимосвязи правового регулирования и как причины с динамикой макроэкономики, и как со следствием? То можно заметить, что именно имущественные отношения характеризуют определенный тип распределения благ, составляющий экономическую суть государства. Реальное использование их в интересах всего общества свидетельствует о развитых демократических основах. Характерно, что становление имущественных отношений и их развитие происходят в правовом поле документарно, т. е. дискретно (в моменты времени закрепления или изменения режима собственности по определенным субъектам).
Имущественная роль гражданского права
Характеризуя имущественные отношения вообще, не в последнюю очередь следует упомянуть гражданское право. Поскольку именно оно является центральной отраслью юриспруденции, регулирующей их. Что же представляют собой имущественные отношения, регулируемые гражданским правом? Очевидно, что к ним относятся материальные блага товарного характера, но только ли они? К ним также приравнивают и вещи, известные еще из римского права как «нетелесные». Примерами таких res incorporates (нетелесных вещей) являются, например, банковские вклады и результаты выполнения работ. При этом если банковский вклад обладает природой права требования вкладчика к банку, то работы следует рассматривать в контексте их товарной формы.Категории имущественных отношений свойственна скорее даже не столь юридическая, как экономическая природа.
Ведущая роль в регламентации непубличных межличностных экономических взаимоотношений исторически и функционально принадлежит гражданскому праву. Это проявляется в том, что именно оно (в определенных случаях) регулирует и семейные, и трудовые отношения при недостаточной проработке конкретной правовой ситуации соответствующим видом законодательства.
Взаимосвязь имущественных и неимущественных отношений
Имущественные отношения, совокупно с неизменно возникающими вокруг них неимущественными, собственно, и являются предметом и специализацией гражданского права. Поговорим об этом подробнее.
Имущественные и неимущественные отношения сосуществуют в тесной взаимосвязи друг с другом (речь идет о неимущественных отношениях, упомянутых в ч. 1 статьи 2 Гражданского Кодекса, регулируемых авторским и лицензионным правами). В одном случае правовой защите подлежат смежные права, суть которых – в охране интересов правообладателей при наличии у них результатов их интеллектуальной деятельности. В другом – лицензионное право, которое регулируется Федеральным Законом от 08.08.2001 года «О лицензировании различных видов деятельности». Как известно, посредством лицензирования государство производит учет и ограничение количества экономических игроков в определенных секторах народного хозяйства. Федеральный лицензирующий орган правомочен предоставлять разрешение осуществлять определенные виды деятельности на всей территории России, региональные, соответственно, на территории региона.
Нематериальные отношения как результат договорного права
Еще одна группа нематериальных отношений порождена договорным правом. Взаимосвязь материальных и нематериальных отношений в этом случае не публична, но более гармонична, поскольку как имущественные, так и порожденные ими неимущественные отношения основываются на принципах автономии воли, равенстве, самостоятельности участников, договорном формулировании ими взаимных обязательств. Такие правоотношения соответствуют принципам частного права, где отдельные субъекты - личности, коллективы, предприятия - сообразуют свою деятельность при помощи договоров, заключенных равноправными сторонами.
Характерно, что при частно-правовых отношениях как коллективы, так и отдельные индивиды независимы, самостоятельны и руководствуются своими собственными интересами. При этом юридические механизмы гарантируют одновременное достижение рыночных целей многими субъектами. Предполагается, что в сфере таких имущественных отношений прямое влияние государства ограничено или запрещено. Необходимыми условиями для эффективного ведения предпринимательской, а также корпоративной деятельности являются качественно сформулированные и структурированные имущественные отношения. Поэтому гражданское право должно идти в ногу со временем, поддерживать принцип социальной справедливости, потребительские интересы, честную конкуренцию.
Описываемый предмет с точки зрения публичности
В своей значительной части имущественные отношения выходят за рамки гражданского права в область права публичного. Речь идет о ситуации, урегулированной властными полномочиями одного субъекта над другим. Например, при функционировании финансового и налогового механизмов государства действует принцип подчиненности, и соответственно, не предусмотрено равенство юридических прав. По подобным причинам из сферы регулирования гражданским правом выпадают отношения по управлению публичным (например, государственным) имуществом.
На уровне государства имущественные отношения регулирует соответствующее Федеральное агентство (сокращенно - Росимущество) совместно с остальной исполнительной вертикалью: региональными министерствами и первичными подразделениями.
В целях информационного обеспечения исполнительных органов областной власти относительно управляемого ими государственного имущества при региональных министерствах экономики ведется сводный кодированный защищенный реестр госсобственности области. Этим же реестром регламентируются управление и распоряжение федеральным имуществом, включая земельный фонд.
Регионы: деятельность министерства имущественных отношений
Основные направления деятельности Министерства имущественных отношений мы можем проследить, взяв за основу наших рассуждений его сводный отчет, кстати, размещенный публично. Бросается в глаза экономический характер его деятельности. Например, Министерство имущественных отношений Московской области, согласно своего годового отчета, выполняет такие функции, как:
- Ведение реестра федеральной собственности, включающего унитарные предприятия, государственные учреждения, хозяйственные общества, объекты недвижимого имущества, составляющие казну.
- Регистрация перехода права государственной собственности, закрепленной на праве хозяйственного ведения министерств, в областную (городскую) собственность.
- Инвентаризация земельных участков, пребывающих в областной собственности соответственно с Законом РФ о Земельном кодексе.
- Приобретение в собственность области имущества. При этом отдается предпочтение рентабельным предприятиям (например, ОАО), потенциально способным приносить прибыль.
- Оптимизирует подотчетные имущественные отношения, регулирует перераспределение прибыли в областной бюджет.
- Передает объекты недвижимости между федеральной, областной и муниципальной собственностью.
- Управляет акциями уставных капиталов акционерных обществ, находящихся в собственности области.
- Руководит областными унитарными предприятиями, госучреждениями.
- Передает арендаторам объекты областного имущества.
- Осуществляет распоряжение и управление земельными участками, являющимися собственностью области.
- Утверждает и контролирует выполнение плана приватизации имущества области.
Как видим, Министерство имущественных отношений Московской области является весьма активным экономическим игроком столичного региона. Его деятельность планомерна, соответствует единой политике государства в области земельных и имущественных отношений.
Некое представление о динамике работы данного министерства и его статистике можно получить из интервью, данных его главой - Андреем Владимировичем Аверкиевым. Он с 27.11.2012 года - министр имущественных отношений Московской области. Как следует из интервью, главным критерием эффективности работы министерства в условиях мирового финансового кризиса является достижение во взаимодействии с правительством Московской области стабильности, в первую очередь – в деятельности ГУПов, в строительном комплексе, дорожных работах.
Если же взять в целом по России структуру соответствующего Федерального агентства (имеется в виду Росимущество), то можно увидеть, что остальные его территориальные органы действуют подобным образом. То есть они являются исполнительными органами государственной власти и поступают соответственно постановлениям областного правительства.
Первичные подразделения Росимущества
Первичным территориальным звеном рассматриваемого нами федерального агентства является муниципальный отдел имущественных отношений. Это на территориальном уровне. А если говорить о крупных государственных имущественных комплексах, то это специальное территориальное управление имущественных отношений. Эти подразделения основаны соответственно Приказу Минимущества РФ N 233 от 12.09.2002 г. Целями их деятельности являются:
- Обеспечение наличия единой госполитики управления имуществом.
- Управление и распоряжение госсобственностью, закрепленной за федеративным субъектом, при котором, собственно, и создано территориальное управление.
- Осуществление контроля и необходимого регулирования за правовым соответствием оценочной деятельности.
Рассмотрим подробнее муниципальный отдел имущественных отношений с точки зрения выполняемых им задач в сфере управления муниципальным имуществом. Он осуществляет анализ и контроль региональных процессов на основании получаемых документов о перечне объектов госсобственности (имеется в виду соответствующий реестр) и об изменении статуса объектов, указанных в них. Особой сферой его деятельности является контроль за подотчетными ему региональными государственными унитарными предприятиями (ГУПами). Отдел согласовывает их уставы, закрепляет движимое имущество, организует их банковские сделки, контролирует их эффективность, а также перечисление части прибыли в местный бюджет. Значительное место в работе отдела занимают планирование, деятельность по подготовке договоров купли-продажи казенного имущества, организация аудита ГУПов. Также этим структурным подразделением координируется управление земельными участками, пребывающими в государственной собственности.
Регулирование имущественных отношений территориальными управлениями исполняется не обособленно, оно осуществляется в тесном взаимодействии с экономическими подразделениями органов региональной исполнительной власти. Территориальные подразделения министерства имущественных отношений имеют двойное подчинение – своему министерству и региональной исполнительной вертикали. Только таким образом организационно обеспечивается максимальная эффективность их деятельности.
Повышение эффективности регулирования госсобственности
Естественно, что главная миссия госуправления - эффективные имущественные отношения. Примеры свидетельствуют о том, что решающим фактором в стимулировании экономического роста является собственность. В связи с этим особое внимание уделяется муниципальной собственности. Как известно, в нее входит как имущество, так и финансы сельских и городских поселений. Это имущество может быть предназначено для:
- выполнения государственных муниципальных полномочий;
- служебной деятельности муниципальных сотрудников;
- решения задач, относящихся к обеспечению муниципальных поселений.
Методологической основой для анализа эффективности использования государственного имущества является Закон № 131-ФЗ «О принципах местного самоуправления РФ». Муниципальная собственность приносит доход, перечисляемый в местные бюджеты.
Для достижения большей эффективности вышеупомянутым законом предусмотрено, что нужно делать, если нарушены имущественные отношения. Примеры свидетельствуют: в случае несоответствия целям муниципальных органов, упомянутых в пунктах 2–4 статьи 50 ФЗ 131, имущество отчуждается в другие формы собственности. Порядок и сроки прохождения этого процесса определяет другой федеральный закон - № 178 «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Следует также отметить, что возникновение, осуществление и прекращение права собственности муниципальной, как и порядок учета имущества, находящейся в ней, также определяются ст. 50 ФЗ 131. Ответим на вопрос, в какие виды собственности чаще всего переходит муниципальная. Во-первых, в частную (благодаря ее приобретательскому характеру и способности превращаться в капитал). Во-вторых, в государственную (из-за ее свойства создавать в целях публичных государственных интересов специальный благоприятный климат для функционирования и развития стратегически важных предприятий).
Востребованность специалистов по земельно-имущественным отношениям
Современная экономика общества постоянно связывает его институты и граждан с различного рода недвижимостью. Это – предельно широкая категория, к которой относится и земля с различными зданиями и сооружениями, и ее недра. Эффективное включение недвижимости в экономику страны, управляемость ими посредством взвешенных экономических, технических и управленческих решений является деятельностью, требующей специальной квалификации. Вышеизложенное обусловило для народного хозяйства востребованную специальность «земельно-имущественные отношения». О ее специфике можно судить, перечислив некоторые предметы обучения по данному профилю: оценочные работы, техническая инвентаризация, финансово-хозяйственный анализ объектов, экономика строительства.
Актуальности данной специальности способствовало принятие в 2008 году Единого Кадастра земель, а также в конце 90-х годов - государственных кодексов. Народное хозяйство в настоящее время ощущает потребность в грамотных специалистах данного профиля.
Личное имущество
Другой уровень имущественных отношений определяется в гражданском праве. Примечательно то, что до 1996 года, когда были приняты Гражданский и Семейный кодексы, этот уровень касался личных и имущественных отношений. Личные имущественные отношения, таким образом, обрели свое современное толкование благодаря возрождению в России теории частного права. К личной собственности обычно относят индивидуальное имущество человека (реже – домохозяйство). В этом контексте речь обычно идет о бытовом имуществе, вещах, не относящихся к производственной деятельности. Личная собственность, в отличие от частной, человеком лишь приобретается, не принося ему прибыли, что обуславливает однонаправленное движение его средств. Если частная собственность непосредственно стимулирует и развивает рынок, то личная опосредствованно создает спрос на свое производство. Также принято считать, что личные имущественные отношения способствуют раскрытию некоей вещественной оболочке личности человека, удовлетворяя его потребности.
Данная сфера отношений своеобразно трансформируется институтом брака, получая свое дальнейшее толкование в семейном праве.
Имущество в семейном праве
Соответственно п. 1 ст. 33 Семейного Кодекса РФ, в правовых отношениях между супругами устанавливается режим совместной (бездолевой) собственности. Имущественные отношения супругов характеризуются общим имуществом (совместной собственностью) и личным (раздельным).
Статья 34 Семейного Кодекса предоставляет перечень того, что относится к имуществу супругов, нажитому ими в совместном браке. Составными частями являются совместные доходы, получаемые супругами в оплату труда (за интеллектуальную и предпринимательскую деятельность); различного рода средства социального обеспечения; приобретенное за полученные общие доходы движимое и недвижимое имущество; иное, приобретенное на имя любого из супругов.
К раздельному имуществу супругов относится:
- имущество каждого из них, нажитое до брака;
- полученное во время пребывания в браке в именной дар или при наследовании;
- предметы индивидуального пользования (к ним не имеют отношения драгоценности и прочие предметы роскоши).
Правовое регулирование имущественных отношений супругов предполагает раздел их общей собственности как во время брака, так и при его расторжении (либо сразу, либо в срок до трех лет после развода). Оно осуществляется или согласно нотариально заверенному соглашению между ними, или соответственно судовому решению. Статья 39 Семейного Кодекса РФ предполагает при разделе совместного имущества по умолчанию равные его доли каждому из супругов.