Дизонтогенез представляет собой отклонение от нормального хода психического развития. Существует несколько основных форм дизонтогенеза: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие и дисгармоническое развитие.
Причины дизонтогенеза могут быть связаны как с биологическими факторами (поражения нервной системы), так и с социальными факторами (неблагоприятные условия воспитания).
В данной статье мы подробно рассмотрим различные проявления и механизмы каждого из основных типов дизонтогенеза.
При недоразвитии нарушено мышление
При недоразвитии в основе первично нарушено мышление, а уже вторично страдают все инструментальные функции - память, внимание и т.д. Это приводит к тяжелым и необратимым последствиям. Дизонтогенез - это путь, ведущий в сторону от нормы.
«Классификация дизонтогенеза» В.В. Лебединского выделяет четыре основных типа: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие и искаженное развитие. При недоразвитии наблюдается психический дизонтогенез с нарушением в первую очередь мышления. Это необратимый процесс, приводящий к инвалидизации.
Типы дизонтогенеза различаются в зависимости от того, какие психические функции страдают первично, а какие вторично. Недоразвитие характеризуется первичным нарушением мышления, задержанное и поврежденное развитие - инструментальных функций, а при искаженном наблюдается асинхрония в развитии отдельных функций.
При задержанном развитии страдают инструментальные функции
При задержанном психическом развитии в отличие от недоразвития страдают не столько высшие психические функции, сколько базовые инструментальные - память, внимание, восприятие. Дизонтогенез - это отклонение от нормального хода развития, которое при задержанном развитии выражается в замедлении темпов формирования психики, ее незрелости.
Задержанное развитие характеризуется мозаичностью нарушений в отличие от тотальности расстройств при олигофрении. Кроме того, задержка психического развития обратима и может быть скомпенсирована специальным обучением.
Выделяют конституциональную, соматогенную, психогенную и церебрально-органическую формы задержки психического развития. В любом случае дизонтогенез - это отклонение от принятых возрастных норм психического развития, что требует особого подхода в обучении и воспитании.
Поврежденное развитие ведет к регрессу функций
Поврежденное психическое развитие характеризуется необратимыми изменениями личности и регрессом уже сформированных психических функций. Дизонтогенез это патологическое отклонение от нормального хода онтогенетического развития. В данном случае имеет место не просто отставание в темпах формирования психики, а ее частичная деградация.
Поврежденное развитие может возникнуть в результате инфекционных заболеваний, травм и интоксикаций. В отличие от олигофрении здесь поражение наступает уже после того, как большая часть мозговых структур сформировалась. Это приводит к их повреждению и последующему распаду отдельных психических функций.
Типичной моделью поврежденного развития является детская деменция. Она подразделяется на приобретенную и врожденную. В любом случае дизонтогенез - это патологический процесс, ведущий к стойкой инвалидизации личности.
Дефицитарное развитие обусловлено сенсорными или двигательными нарушениями
Дефицитарное психическое развитие обусловлено первичным нарушением отдельных сенсорных систем или двигательного аппарата. Дизонтогенез - это отклонение от нормального пути развития психики, связанное в данном случае с недостаточностью первичных биологических функций, обеспечивающих взаимодействие индивида с внешним миром.
Классическим примером дефицитарного развития является аномалия психического развития при нарушениях зрения или слуха. В этих случаях страдают восприятие, предметно-действенное мышление, речь. Дизонтогенез - это процесс, который без специальной коррекции приводит к стойким и необратимым нарушениям познавательной деятельности и социальной адаптации.
Дефицитарное развитие может быть также обусловлено поражением опорно-двигательного аппарата. Затруднение передвижения и манипуляции с предметами накладывает глубокий отпечаток на всю психическую деятельность ребенка. Здесь дизонтогенез - это значительное ограничение чувственного опыта из-за двигательных расстройств.
При искаженном развитии наблюдается асинхрония функций
При искаженном психическом развитии наблюдается особое сочетание ускоренного формирования одних функций и запаздывания в развитии других. Дизонтогенез - это патологический процесс, при котором происходит нарушение нормальной последовательности этапов психического развития.
Так, при раннем детском аутизме ребенок может очень рано научиться читать, но при этом демонстрировать глубокое недоразвитие социальных навыков и коммуникации. Здесь мы видим яркую асинхронию в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы. Дизонтогенез - это процесс, ведущий к дисбалансу и дисгармонии личности.
Еще одним примером искаженного развития может служить психопатия. Здесь также наблюдается специфическое сочетание прогресса интеллектуального развития и глубокой незрелости эмоционально-волевой сферы. Дизонтогенез - это отклонение от оптимальной траектории психического развития.
Дисгармоничное развитие связано с аномалиями эмоциональной сферы
Дисгармоничный тип психического дизонтогенеза характеризуется нарушением соотношения интеллектуального и эмоционально-волевого развития с преобладанием расстройств последнего. Дизонтогенез - это отклонение от нормальной траектории психического развития, при котором одни функции могут опережать в развитии другие.
Классическим примером дисгармонического развития служат психопатии. Здесь наблюдается стойкое искажение характера, невротические реакции, патологическое фантазирование на фоне достаточной сохранности интеллектуальных функций. «Дизонтогенез это» специфический дисбаланс когнитивного и личностного развития.
Дисгармоничное развитие может быть также связано с аномалиями полового созревания, когда изменение гормонального фона приводит к патологическим изменениям личности и поведения.
Ранний детский аутизм - пример искаженного развития
Ранний детский аутизм является характерной моделью искаженного психического развития. Здесь мы наблюдаем сочетание серьезных нарушений социального взаимодействия и коммуникации на фоне часто вполне сохранных когнитивных способностей. Дизонтогенез - это патологический процесс, ведущий к асинхронному формированию различных психических функций.
Для аутизма характерен уход в себя, отрешенность от реального мира, стереотипные действия и интересы, нарушение социального и эмоционального контакта. При этом аутистические дети нередко демонстрируют удивительные способности в отдельных областях, например, математике или музыке. Дизонтогенез - это крайнее проявление неравномерности психического развития.
Таким образом, ранний детский аутизм наглядно демонстрирует искажение психического онтогенеза, при котором формирование личности идет совершенно дисгармонично по сравнению с познавательной сферой. Дизонтогенез - это отклонение от оптимальной траектории развития психики.
Психопатии демонстрируют дисгармоничный склад личности
Психопатия представляет собой стойкий дисгармонический склад психики. Дизонтогенез - это заболевание характеризуется нарушением нормального хода психического развития. Основные варианты нарушения психического развития при дизонтогенезе:
- Эпилептоидный тип
- Истероидный тип
К психическому дизонтогенезу можно отнести и так называемую невропатию — особый вид аномалии эмоционально-волевой сферы, обусловленный неустойчивостью регуляции вегетативных функций. Эта аномалия может иметь как конституциональный характер — тип дизонтогенеза, связанный с генетическим фактором.
Ретардация и акселерация полового созревания влияют на развитие
Особым видом дисгармонического развития дизонтогенез является аномалия психического развития, связанная с отклонением темпа полового созревания. Здесь речь идет о вегетативно-эндокринной регуляции, в одних случаях приводящей к замедлению темпа полового созревания (его ретардации), в других — к ускорению (акселерации).
Эти аномалии развития могут быть обусловлены как генетическими особенностями, так и экзогенно обусловленной органической недостаточностью нервной системы. Ретардация полового созревания проявляется в замедленном развитии вторичных половых признаков, задержке менструаций у девочек, поллюций и сперматогенеза у мальчиков.
Ретардация | Замедленное половое созревание |
Акселерация | Ускоренное половое созревание |
Акселерация, напротив, характеризуется преждевременным развитием вторичных половых признаков и наступлением половой зрелости. Оба этих процесса могут оказывать существенное влияние на психическое развитие подростка.
Генетические и средовые факторы имеют значение
Психический дизонтогенез может быть обусловлен как биологическими, так и социальными факторами. К биологическим факторам относятся генетические особенности и повреждения нервной системы, возникающие по причине инфекций, интоксикаций, травм и других причин.
Большое значение для развития патологии имеет время повреждения (чем раньше действует патогенный фактор, тем более выражен объем повреждения), мозговая локализация процесса и степень его распространенности, а также интенсивность повреждения. К социальным факторам относятся неблагоприятные условия воспитания и социальной среды. В этом случае проявления дизонтогенез менее грубые и обратимые.
- Наследственные заболевания
- Внутриутробные инфекции
- Травмы и интоксикации
Таким образом, причинами психического дизонтогенеза могут стать как генетические факторы, так и экзогенные воздействия на развивающийся мозг в пренатальном, интранатальном и раннем постнатальном периодах. Кроме того, важную роль играют условия воспитания ребенка.
Возможна компенсация некоторых нарушений
Несмотря на наличие тех или иных отклонений в психическом развитии при дизонтогенез, во многих случаях возможна компенсация имеющихся недостатков. Так, при задержке психического развития нарушения носят обратимый характер и могут быть скорректированы специальным обучением.
При дефицитарном развитии, обусловленном сенсорными или двигательными нарушениями, активная стимуляция сохранных функций может частично компенсировать имеющиеся дефекты. Например, максимальное развитие речи при нарушении слуха уменьшает степень первичного дефекта.
Даже при глубоком недоразвитии интеллекта возможно формирование ряда социальных навыков, позволяющих людям с такими нарушениями адаптироваться в повседневной жизни. То есть, несмотря на необратимость многих проявлений дизонтогенеза, разумная психолого-педагогическая коррекция и социальная поддержка могут позволить достичь определенной компенсации имеющихся отклонений в развитии.