Школьникам на уроках литературы очень часто дают задание хотя бы поверхностно проанализировать стихотворение, чтобы лучше понять его смысл. Просьбу сделать этот анализ подавляющее большинство учащихся воспринимает как попытку учителей дать самое ненужное задание, какое вообще можно придумать. Однако такое задание не только расширяет кругозор и улучшает способность школьников мыслить, но и развивает творческие способности.
Особенности восприятия
Тема и основная мысль стихотворения разными людьми могут быть определены по-разному, и отличия в трактовке порой просто потрясают. Конечно, некоторые преподаватели работают строго по учебнику, поэтому попытки учащегося объяснить стих как-то по-своему воспринимают как каприз и нежелание соблюдать священный стандарт. Таким педагогам следует вспомнить основную цель образования: прежде всего - научить ребенка думать, а не зубрить и повторять то, что когда-то сказали «умные люди». А уж об одном-единственном мнении в такой сфере, как литература, вообще говорить не приходится.
Концепт и его помощь в определении темы
Примечательно, что не каждый учитель литературы сможет с легкостью объяснить, что такое тема стихотворения. В лирических произведениях присутствует очень тонкая грань между субъективностью и объективностью, и поэтому определение данного понятия должно звучать максимально просто, чтобы еще больше не запутать учащегося. Определение темы в литературе – это очень деликатный вопрос, который всегда был актуальным. Это как раз тот случай, когда многие могут сказать «понимаю, но объяснить не могу». А как быть с теми, кто даже не понимает? Считается, что основная тема стихотворения определяется с помощью анализа его концептосферы, однако такой подход слишком сложен для представления в школе. Как бы то ни было, именно он является самым объективным. Читатель выделяет первые пять-семь ассоциаций, которые возникают у него при чтении произведения, а затем ищет в тексте слова, которые вызвали у него эти ассоциации. И вот тот образ, который «наберет» больше всего слов, и будет являться темой стихотворения.
Постмодернизм и проблемы с поиском смысла
Можно сказать, что концепт – это и есть одновременно и тема, и главная мысль произведения. Литературоведы порой даже представляют концептосферу визуально в виде «паутины», в центре которой расположен самый сильный, основной концепт, а по всей периферии размещены все остальные ассоциации. Такое оформление позволяет максимально четко представить себе структуру стихотворения и выделить все стилистические средства, использованные автором для создания определенной атмосферы. Однако и после такого анализа учащиеся могут не понять, что такое тема стихотворения. Особенно часто вопросы возникают при анализе стихов спорного характера, относящихся к постмодернизму, где упор делается на образность и эмоциональность. Анализировать произведения этого направления вообще очень сложно, независимо от формы повествования. Тема и идея стихотворения в данном случае будут очень размытыми, многогранными, если сам автор не объясняет их в эпиграфе или пояснении в сноске.
Есть вопрос? Ответ найдется
Анализ концептосферы подойдет студентам филологического отделения или просто людям, которые разбираются в стилистических приемах и могут анализировать язык. Школьники нуждаются в упрощенном варианте. Для того чтобы объяснить, что такое тема стихотворения буквально на пальцах, можно использовать следующий алгоритм. Тема стихотворения – это вопрос, который задает автор, а идея – ответ, который он же и дает в ходе повествования. Иногда тему можно определить просто исходя из названия, а над идеей приходится пораскинуть мозгами. Конечно, это объяснение вызывает скептические смешки у лингвистов и литературоведов, однако практика показывает, что оно действительно помогает понять суть определения. Например, в стихотворении, где автор плачется о неразделенной любви, тема и идея могут быть следующими: «Кто виноват, что любовь бывает безответной?»/«Никто не виноват, так сложилась судьба».Главное отличие лирики от прозы: отсутствие рифмы
Объяснение, данное выше, хорошо помогает понять, что такое тема стихотворения, но не слишком углубляется в его скрытые смыслы. Все-таки поэзия – это очень тонкое дело, и эмоциональные авторские метафоры можно разбирать часами, прежде чем их истинное значение будет постигнуто. Лирика отличается от основной массы прозы как раз тем, что в ней авторы гораздо чаще используют образные стилистические средства. Это можно легко объяснить: в лирическом произведении у поэта меньше времени, чтобы впечатлить читателя, так как «регламент» стихотворения – это, чаще всего, несколько строф. В этот объем автору нужно вложить все свои мысли и переживания, а лучше всего сделать это помогают как раз стилистические средства. Метафоры, аллегории, гиперболы, аллюзии, а также некоторые фонетические приемы (ассонанс, аллитерация) – все это добавляет поэтическому произведению образности и усиливает его эмоциональный посыл.
Тема – дело авторское и тонкое
Примечательно, что в современной лирике порой и сам автор не знает, какова у него тема стихотворения. Поэт просто пишет, что чувствует, и надеется, что эти же чувства он сможет вызвать у читателя. Иногда из-за чрезмерной образности его труд кажется перегруженным, и в подобных произведениях читателю очень трудно разобраться. В них не всегда просматривается даже намек на идею, даже если у автора за плечами несколько удачных сборников. В любом случае определение темы и идеи стихотворения – это очень субъективное дело. Не следует ругать учащихся за то, что в поэме о любви они увидели намек на ненависть, просто похвалите их за сообразительность.