Думать о своём будущем и планировать собственную старость - вполне рациональный подход к жизни. И в западных странах такое стремление граждан полностью поддерживается действующим законодательством уже много десятилетий. В России пенсионная реформа действует достаточно давно, чуть больше десятилетия. Несмотря на это, многие работающие граждане до сегодня не могут понять, что такое накопительная и страховая часть пенсии, а, следовательно, какая сумма обеспечения их ждет в старости. Для того чтобы разобраться в данном вопросе, нужно ознакомиться с ниже следующей информацией.
Предпосылки изменения пенсионной системы
До 2002 г. расчет пенсионного обеспечения граждан происходил по «принципу солидарности», который использовался еще со времен СССР. За рубежом такую распределительную систему называли «pay as you go», что в переводе на русский язык значит «плати, пока идешь». Суть этой системы была в том, что пенсионные взносы всех работающих граждан страны распределялись между людьми, находящимися на заслуженном отдыхе в текущий момент. Такой подход был вполне логичен и оправдан, но только до того момента, пока пенсионная нагрузка не стала стремительно увеличиваться. Раньше минимальный объем обеспечения одного пенсионера возлагался на 2 - 2,5 работающих людей, но с ухудшением демографической ситуации в стране эта цифра стремительно снизилась. И, как утверждают специалисты, уже в 2020 роду данное соотношение будет 1:1.
Кроме того, взносы на страховую часть пенсии, которые отчисляются работающими гражданами в ПФ, для государства выполняют функцию инвестиций в модернизацию экономики страны. Изменив пенсионное законодательство, государство не только обеспечивает будущее своих людей, но и получает существенное вливание капитала в собственное развитие.
Суть реформы и формирование трудовой пенсии
С 2002 года в силу вступили 4 закона, регламентирующие сбалансированную работу пенсионной системы. Однако говорить о кардинальных изменениях, в соответствии с содержанием этих документов, нельзя, так как они являются плавным переходом от распределительной системы, существующей ранее, к распределительно–накопительной.
С момента вступления в силу нового законодательства формирование трудовой пенсии осуществляется в системе ОПС (обязательного пенсионного страхования), и состоит она из трех основных частей: страховой, базовой и накопительной. Что касается размера пенсионного обеспечения граждан, то он рассчитывается по формуле, установленной федеральным законодательством.
В целом реформа позволила гражданам РФ самостоятельно регулировать размер пенсии, увеличивая собственные накопления с помощью частных управляющих компаний или специализированных негосударственных пенсионных фондов.
Основная проблема пенсионеров
Несмотря на то, что пенсионная реформа в России действует уже достаточно давно, многие пенсионеры и работающие граждане до сих пор еще не разобрались в том, что такое накопительная и страховая часть пенсии. А, следовательно, не могут правильно распорядиться своими накоплениями и получить достойную прибыль. Именно поэтому, начиная рассматривать современную пенсионную систему, следует изучить основные понятия. И только после этого рассуждать, переводить ли накопительную часть пенсии и как это сделать?
Пенсионная система 2002-2010
Все работодатели федерации, в соответствии с действующим законодательством, ежемесячно должны осуществлять оплату взносов в ПФ в размере 20% от заработной платы каждого сотрудника. До конца 2007 года ставка делилась на три части: 4 % составляла накопительная часть, 10% - страховая, и, соответственно, 6 % - базовая. Такое распределение было не совсем честным по отношению к гражданам, которые хотели увеличить свой доход от инвестиций и при выходе на пенсию получить достойную сумму ежемесячного обеспечения. С января 2008 года в силу вступили поправки к законам о пенсионной реформе. В соответствии с ними процент страховой части пенсии был снижен на 2 единицы, которые перевели в накопительную статью.
Что же касается индивидуальных предпринимателей, то, в соответствии с законодательством, на них возложено обязательство ежемесячно отчислять в ПФ четко фиксированную ставку. Для организаций любой формы собственности, использующих специальную упрощенную систему налогообложения, предусмотрены взносы на страховую часть пенсии в размере 10% и 4% - на накопительную.
Базовая часть пенсии
Наименьшей составляющей пенсии выступает базовая часть, которая является строго фиксированной суммой, установленной государством в качестве гарантийного обязательства перед гражданами. Первоначально с 2002 года она составляла 450 рублей, но с каждым годом эта сумма индексируется с учетом инфляции.
Стоит отметить, что формально базовая часть пенсии финансируется из ежемесячных взносов, которые работодатели отчисляют в ПФ. Однако на самом деле этой суммы не хватает на выплаты, поэтому её компенсирует федеральный бюджет. Ведь не зависимо от того, какой размер страховой базовой части пенсии поступил в текущем периоде на счета ПФ, государство должно выполнять взятые на себя обязательства по обеспечению социально незащищенных граждан.
Эта сумма обеспечения назначается всем гражданам, достигшим пенсионного возраста, чей стаж роботы составляет более пяти лет. Скорректированная в сторону увеличения ставка полагается лишь лицам, возраст которых более 80 лет, инвалидам и гражданам с нетрудоспособными иждивенцами. В принципе, эта сумма объединила прежние доплаты, компенсационные надбавки и минимальную пенсию. Основной ёё функцией является обеспечение некой базовой социальной гарантии, что подтверждает и само её название.
С начала 2010 года данный компонент обязательства исчез из пенсионной системы, а его место заняла фиксированная часть страховой пенсии.
Особенности накопительной пенсии
Действующая в последние годы в РФ пенсионная реформа предполагает использование такого понятия, как накопительная часть пенсии, которая формируется из 6% взносов, отчисляемых ежемесячно работодателем в ПФ. Отличительной её чертой от других составляющих пенсионного обеспечения является то, что это «живые» средства, увеличение размера которых полностью зависят от работника. Ведь суть накопительной части пенсии заключается в возможности самостоятельного инвестирования своих денег. Насколько удастся увеличить накопленный капитал, зависит от выбора правильной стратегии вложения, иными словами, кому в управление будут отданы деньги.
Первые выплаты по этой статье после начала реформы граждане начали получать с 01 июля 2012 года, когда в силу вступил закон № 360-ФЗ (в народе этот документ более известен как «Выплатной закон»). Конечно, суммы полученные гражданами не очень большие, как, в принципе, и срок накопления, но это стало первым шагом самостоятельного обеспечения старости.
Реформирование пенсионной системы в РФ продолжается и в настоящее время. Уже подписано много законов, регулирующих отчисления и способ формирования именно накопительной части. Одна из новаций, о какой стоит знать всем, говорит о том, что уже с 2015 года данная составляющая пенсионного обеспечения будет формироваться для всех работников «по умолчанию». Это значит, что без подачи соответствующего заявления о передаче средств под управление других организаций накопительная часть автоматически переходит в страховую.
Кому доверить управление накоплениями?
На сегодняшний день существует три варианта управления пенсионных накоплений, и каждый из них имеет как свои преимущества, так и «подводные камни».
Итак, первое, что можно сделать со своими накопительными пенсионными сбережениями - это просто оставить их в государственном ПФ. Вариант хороший, не требует траты времени и сил на оформления документации, но, выбрав его, остаётся только надеяться, что к моменту выхода на заслуженный отдых инфляция оставит хоть малую сумму на старость. Еще одним существенным недостатком является и то, что человек не заключает индивидуальный договор с ПФ и не имеет достоверной информации о состоянии своих денег. Преимуществом такого управления можно назвать то, что гарантом возврата финансовых средств выступает само государство.
Второй вариант значительно выгодней первого и сводится к тому, что накопительную часть пенсии можно передать в управление УК (управляющей компании). Доходность от такого инвестирования пусть незначительно, но превышает инфляцию, что гарантирует сохранность накоплений. В этом варианте, как и предыдущем, гарантом выступает государство, а человек может один раз в год получить информацию о состоянии своего накопительного счета. Не смотря на экономическую выгоду, управление финансами УК имеет самую высокую степень риска, так как данные организации наделены правом инвестирования в доходные инструменты.
Третьим вариантом могут воспользоваться люди, которые не только хорошо ориентируются в том, что такое накопительная и страховая часть пенсии, но и готовы отказаться от протекции федерации, доверив свои денежные средства Негосударственному пенсионному фонду. С момента подписания индивидуального договора накопительная часть пенсии переходит в собственность НПФ. Несомненно, доходность от такой инвестиции будет значительно выше инфляции, но даже это не может гарантировать исполнения обязательств по возврату средств.
Прежде чем выбрать для обеспечения старости вариант инвестирования накопительной части пенсионного обеспечения, следует тщательно обдумать все варианты.
Как переводить накопительную часть пенсии?
На сегодняшний день активными участниками пенсионной реформы, которые участвуют в накопительной программе, являются граждане РФ, родившиеся после 1967 года. Именно они могут самостоятельно контролировать часть своего пенсионного обеспечения и решать, куда инвестировать эту сумму средств. Многие, конечно, не создавая себе дополнительных трудностей, предпочитают оставить деньги в пенсионном фонде федерации и надеются только на государство. Но те, кого не устраивает ежегодный доход ниже инфляции, могут перевести свои накопления в управляющую компанию или НПФ. Срок перевода накопительной части пенсии не лимитируется временными рамками, поэтому заявка может быть подана в любой момент. Однако договор инвестирования вступит в силу только с января следующего года, а деньги из федерального ПФ в новую управляющую компанию перечисляются до 31 марта. Если по каким-либо причинам застрахованное лицо недовольно результатом сотрудничества с управляющей компанией, то по истечению одного года накопительную часть пенсии можно перевести в другую УК.
Накопительный компонент пенсии сегодня
Лояльные условия для инвестирования накопительных средств действовали в РФ только до 2013 года, после государство на законодательном уровне воспользовалось бездействием граждан, которые просто не занимаются своими инвестициями. Но не все так категорично, как кажется на первый взгляд. Тем, кто всерьез хочет заняться вопросом обеспечения собственной старости, такая возможность предоставлена в полном объеме. Именно для этого продлили накопительную часть пенсии, точнее срок, когда люди могут самостоятельно выбрать ставку и компанию для инвестирования. До 2015 года любой работающий гражданин может подать заявление о сохранении 6% взносов в накопительный фонд. Если такой документ подан не будет, государство имеет право снизить эту ставку до 2% или даже её всю перевести в процент страховой части пенсии. Пока есть шанс сохранить и успешно инвестировать свои накопительные пенсионные средства, необходимо срочно обратиться в ПФ.
Как получить пенсионные выплаты?
С момента выхода на заслуженный отдых каждый гражданин, учавствовавший в накопительной пенсионной программе, имеет право на получение своих денег. Сделать это можно тремя способами, удобными для пенсионера. Во-первых, если сумма накоплений незначительна, можно оформить единовременную выплату, которая будет осуществлена в течение 90 дней с момента подачи соответствующего заявления. Во-вторых, выплаты можно растянуть на определенный срок и систематически получать фиксированные суммы. В-третьих, если страховая часть пенсии по старости невелика, можно разделить накопленные средства на срок дожития и получать их как надбавку.
Но, как и в каждом правиле, в законе о выплате накопительных пенсий есть исключения, позволяющие осуществлять срочные выплаты. Однако они полагаются только той категории застрахованных лиц, которая участвовала в софинансированнии программы и уплачивала взносы самостоятельно. Так, например, это могут быть женщины, направившие часть средств материнского капитала в ПФ. Срок таких выплат не может быть менее 10 лет.
Наследование пенсионных накопительных средств
Зная, что такое накопительная и страховая часть пенсии, не трудно догадаться у какой из них больше шансов обеспечить достойную старость. Но и это еще не все преимущества накопительной составляющей. Ее могут наследовать приемники застрахованного лица. Для этого достаточно обратиться в УК или пенсионный фонд и подать соответствующий пакет документов.
Страховая часть пенсии
Рассматривая суть страховой части пенсии, можно с уверенностью сказать, что этот компонент является частью прежней пенсионной системы. Ведь все взносы, уплаченные работодателями на данную статью обеспечения, поступают в распоряжение государства и распределяются между текущими пенсионерами. Следовательно, страховая часть пенсии по старости - это только понятие, которое носит условно-накопительный характер.
Еще до 2010 года этот компонент пенсионного обеспечения был выделен в отдельную категорию, и на него отчислялось лишь 8% ежемесячных взносов работодателей. Но потом процент страховой части пенсии дополнился базовым, существенно увеличив страховой фонд. Такое перенаправление средств, поступающих в распоряжение государства, позволило обеспечить выплату пенсионных обязательств всем нынешним пенсионерам, не используя дополнительных инвестиций.
Основная терминология в расчете пенсионного обеспечения
Прежде чем рассматривать, какая часть пенсии страховая, а какая накопительная будет выплачиваться человеку после достижения пенсионного возраста, необходимо рассмотреть несколько других важных понятий. Итак, под часто используемым термином «пенсионный капитал» следует понимать сумму средств, сформированную из ежемесячных взносов работника за все годы трудового стажа. Второе, но не менее важное понятие, которое необходимо знать, чтобы рассчитать размер страховой части пенсии - «срок дожития». Использование данного термина, на первый взгляд, кажется достаточно грубым и неуважительным к пенсионерам, но без него рассчитать ежемесячное обеспечение просто невозможно. Обозначает он предположительный срок дожития граждан почтенного возраста и равен для всех, но это далеко не значит, что по истечению указанного времени человек перестанет получать пенсию. Выплачиваются в дальнейшем суммы из бюджетных средств государства в том же объеме, что и раньше.
Как рассчитать пенсионное обеспечение?
Чтобы понять, какая часть пенсии страховая будет выплачиваться гражданину после достижения им пенсионного возраста, необходимо точно знать размер пенсионного капитала и установленный законодательством срок дожития. Причем последний показатель в 2002 составлял 12 лет и с каждым годом увеличивался на 12 месяцев. Таким образом, в 2013 срок этот показатель составил 228 месяцев.
Рассчитывается размер ежемесячного страхового обеспечения по одной простой математической формуле: СЧП= ПК/СД + БЧП, где ПК – расчетный пенсионный капитал, сформированный из взносов пенсионера за годы рабочего стажа; СД – установленный период выплаты пенсионного обеспечения (срок дожития); БЧП - фиксированная часть страховой пенсии, которая ранее называлась базовой частью.
Для того чтобы полученная сумма пенсионного обеспечения соответствовала уровню инфляции, страховая часть трудовой пенсии ежегодно индексируется. Такой подход к сохранению доходов граждан позволяет сохранять стабильность условий жизни пенсионеров.
Влияние реформы на жизнь военных пенсионеров
Во всех законах пенсионной реформы, вступивших в силу с 2002, права военных пенсионеров на получение заслуженной пенсии в полном объёме были ущемлены. Иными словами, категории людей, которые долгие годы отдавали долг государству, и вышли на заслуженный отдых, полагалась только страховая часть военной пенсии. Если же после ухода из вооруженных сил, человек продолжал работать в любой другой отрасли и за него работодатель оплачивал взносы в ПФ, эти суммы просто оставались в бюджете федерации. Такая несправедливость вызвала массу возмущений не только среди военных, но и других категорий работников бюджета, поэтому проблему необходимо было решать быстро.
В средине 2008 года ситуация кардинально изменилась, так как вступили в силу несколько поправок к основным законам о пенсионной реформе. С этого момента страховая часть пенсии военным пенсионерам стала рассчитываться, исходя из общего капитала. Иными словами, если человек закончил службу в рядах вооруженных сил и продолжил работать на гражданских предприятиях, все ежемесячные взносы в ПФ шли на формирование его расчетного капитала.
Чего ждать будущим пенсионерам
Как показывает статистика, пенсионная реформа последних лет, может быть, и немного улучшила финансовое благополучие стариков, однако поставленных целей так и не достигла. Количество пенсионеров достаточно велико, соответственно, остается на минимуме их страховая часть пенсии. Что это: ошибка финансистов или детально продуманный план? Ответить на этот вопрос сегодня крайне сложно, да и бессмысленно. Причину неудачи искать уже поздно, необходимо решать возникшую проблему, и ПФ нашел для себя выгодный вариант выхода из ситуации: увеличить размер расчетного капитала за счет взносов работающего населения.
Конечно, в новой пенсионной реформе речь не идет об увеличении процентных ставок, а только о перенаправлении средств из УК во власть бюджета федерации. Для тех граждан, которые не утруждали себя информацией о том, что такое накопительная и страховая часть пенсии, все станет еще проще. Им не нужно будет думать об инвестиции средств, а надеяться только на государство, которое станет гарантом их пенсионного обеспечения. Таким образом, в распоряжении ПФ окажется значительно больше средств для погашения собственных обязательств, но, сколько сможет существовать такая система, покажет только время.