Статья посвящена такому джазовому оркестру, как биг-бэнд. Дана основная характеристика оркестра, рассматриваются такие стили, как бибоп, свинг, фьюжн. Также вы узнаете, какие существовали биг-бэнды и имена их руководителей.
Джазовый биг-бэнд. Что это такое?
Дословный перевод данного словосочетания – большой оркестр. Это одна из отличительных особенностей джазового оркестра, которая характеризуется определенным составом инструментов. Главная роль отведена группе духовых инструментов. Среди специфических особенностей биг-бэнда необходимо отметить следующие:
- Разделение инструментальных групп, которые принято называть «секции».
- Особая техника игры ансамбля: сплетение импровизаций солистов с аранжированными разделами, а также использование нестандартных типов оркестрового аккомпанемента (бэкграунда).
- Смешение ярко-контрастных тембров, что вызывает ассоциации с коллажным и миксажным звучанием.
- Неравномерная ритмическая пульсация, постоянные сдвиги акцентов, что является очень сложным элементом исполнения.
Количество музыкантов – от десяти до двадцати человек. Наиболее часто биг-бэнд выходит в таком инструментальном составе: пять саксофонов, четыре трубы, четыре тромбона и ритм-группа (гитара, бас, фортепиано, ударные). Предполагается наличие следующих групп инструментов:
- Секции саксофонов – ридс.
- Секции медных духовых инструментов – брасс.
- Ритм-секции.
- Секции деревянных духовых инструментов – вудс.
- Струнная группа.
Вот основная характеристика такого оркестра, как биг-бэнд. Свинг, бибоп, фьюжн – это три разных джазовых стиля, о которых речь пойдет ниже.
Основная характеристика джазового стиля бибоп
Разновидность этого стиля сформировалась к началу 40-х годов. Его точное название – боп (bop). А уже производные этого слова (бибоп, бибап, рибап) стали широко применятся в обиходе. Все они непосредственно связаны с практикой скэт-вокала и имеют звукоподражательный генезис. Еще одно его название – минтонс-стиль. Свое происхождение этот термин берет от названия гарлемского клуба (Minton's Playhouse). В этом клубе выступали музыканты-основоположники бибопа. Данный стиль (боп) появился как экспериментальное направление после свинга.
Основные тенденции, которые характеризуют стиль боп:
- Модернизация старого хот-джаза.
- Наличие независимой сольной импровизации.
- Новаторство в области музыкально-выразительных средств (ритмики, мелодики, фактуры, гармонии, темпа, тембра и прочих).
Свинг – выразительное средство в джазе
В переводе с английского (swing) означает взмах, качание. Слово свинг употребляется в двух значениях, как выразительное джазовое средство и как стиль.
Свинг как выразительное джазовое средство - специфическая разновидность метроритмической пульсации, сформированная на бесконечных ритмических отклонениях (как запаздывающих, так и опережающих) от сильных долей граунд-бита. В связи с этим возникает ощущение огромной внутренней энергии, которая находится в состоянии непостоянного равновесия. Создается эффект своеобразного «покачивания» звуковой массы, неустойчивой метрической основы. Для свинга как выразительного средства характерны метроритмические конфликты.
Свинг как стиль оркестрового джаза
Появился в период 20-30-х годов как итог совмещения европеизированных и негритянских стилевых форм джазового направления в музыке. Изначально его представлял биг-бэнд, а уже ближе к концу 30-х годов музыку в этом стиле исполняли комбо (камерные ансамбли). Характерные признаки стиля:
- Своеобразная пульсация, вызывающая непосредственные ассоциации с «раскачиванием».
- Особое совмещение сольной импровизации с секционной техникой игры.
- Оригинальный тембровый колорит.
- Значительная роль композиции и аранжировки.
Не все знают, что такое биг-бэнд свинговый. Это итог развития и расширения чикагского стиля.
Характеристика стиля Фьюжн
В переводе с английского fusion означает слияние, сплав. Фьюжн – это стилевое направление современности. Данная разновидность стиля появилась в 70-х годах на основе джазового рока, а также совмещения элементов неевропейского фольклора и европейской академической музыки.
Музыка стиля фьюжн, в основном, носит инструментальный характер. Ее обычно отличают сложные метроритмические особенности и тактовый размер. Слушатели Европы, Японии и Южной Америки являются поклонниками и настоящими ценителями данного стиля музыки.
В России одним из первых исполнителей стала группа «Арсенал» (основанная в 1973 году) с участием Алексея Козлова. В 1974 году под руководством Георгия Гараняна был выпущен первый альбом под названием «Лабиринт. Джазовые композиции» в стиле джаз-фьюжн.
Какие существовали биг-бэнды?
Процесс появления биг-бэндов и их популярность не всегда были в равной степени.
Так, например, оркестр Бенни Гудмена пользовался чрезмерной популярностью и высоким спросом у публики, которая даже не догадывалась, что этот big band возник при помощи других, существовавших ранее оркестров. Данный оркестр базировался на колоссальном опыте и поддержке биг-бэнда Флетчера Хендерсона. По подобному пути пошли такие музыканты, как:
- Арти Шоу;
- Боб Кросби;
- Джимми Дорси;
- Харри Джеймс.
В конце 30-х годов особой популярностью пользовался оркестр Гленна Миллера. Его создатель был тромбонистом, который на протяжении длительного времени изучал основы аранжировки. Он применил целый ряд новаций. Одна из них – crystal chorus.
Биг-бэнд Каунта Бэйси был образован в 30-х годах в Канзас-Сити, окончательно он был сформирован в Нью-Йорке. Бэйси, который чтил джазовые традиции, смог добиться безупречного свинга и мощного звучания. В этом оркестре явно чувствуется присутствие стилевых приемов, которые характерны для биг-бэнда. Среди них стоит отметить следующие:
- Вопросо-ответная форма.
- Взаимодействие оркестровых секций.
- Применение оркестровых риффов.
Оркестр Дюка Эллингтона. Руководитель группы объединял в себе сразу несколько талантов: бэнд-лидера, пианиста, композитора, живописца. Ему удалось сделать индивидуальный саунд, совмещающий элементы оркестровки академической музыки и традиционно джазовые приемы.
Таким образом, биг-бэнд имеет свои характерные и отличительные особенности, определенный состав музыкантов и инструментов. Существуют разные джазовые стили: свинг, бибоп, фьюжн. Процесс появления биг-бэндов и их популярность не всегда были равны. Большой популярностью пользовались биг-бэнды Бенни Гудмена, Гленна Миллера, Каунта Бэйси, Дюка Эллингтона.