Как бы парадоксально и странно это ни звучало, но бас-гитара не является на самом деле гитарой. Благодаря сходству по внешним признакам настоящим предком современной классической гитары, как и всех прочих современных гитар, является лютня. Это щипковый струнный инструмент, который во время игры располагается горизонтально. Бас-гитара – это своеобразное перерождение контрабаса. Как виолончель и альт, она берет свои истоки от виолы. Во время игры инструмент нужно располагать вертикально.
Истоки инструмента
Дальнейшее изменение инструментов нижнего диапазона происходило, основываясь на виольном семействе. Виола де гамбо, которая играет в нижнем регистре, могла солировать, отличалась большими габаритами и пятью-шестью струнами. Контрабасы-виолы активно использовались уже в XV столетии для усиления октавы. Они помогали сделать звучание струнной группы похожим на органную музыку. Контрабасовая виола считается предшественником контрабаса, у которой отсутствовала пятая струна, в результате чего получался классический басовый строй.
Расцвет баса
Перенесемся ко второй половине XX столетия: зародился рок-н-ролл, а после него эпоха панка. Молодежный протест в своем расцвете. Эрик Клэптон уже придумал свой знаменитый перегруженный гитарный звук. Каждый гитарист становится героем и легендой. Каждый хочет быть гитаристом.
«В наше время было принято считать, что бас-гитарист - это неприметный толстый парень, который стоит в самом дальнем углу сцены», - говорил как-то Пол Маккартни. Каждый музыкант стремится к самореализации. Можно с большой долей вероятности утверждать, что бас-гитара получила столь стремительное развитие благодаря полным профанам, которые отличались чувством собственного достоинства, и нескольким профессионалам, которые действительно заинтересовались данным инструментом. Появление новых стилей повлияло на развитие акустических бас-гитар. Прочий функционал баса диктовался структурой композиции. Люди не хотели играть «правильно».
Профессионализм в каждом движении
Потенциально перспективный музыкант Клиффорд Ли Бертон, играющий на пианино, просто влюбился в акустическую бас-гитару и каждый день практиковался на ней по шесть часов. Спустя много лет, его ORION смог в живую сыграть только Роб Трухилье.
Лес Клейпул часто признавался, что начал играть на басе только от скуки, но смог достичь феноменальной техники, не разбираясь в теории музыки.
Стив Харрис не находился в тени группы вообще, ведь именно он создал ее. Он не имел никакого музыкального образования и выбрал бас только потому, что он был «большим, мужским и очень громким».
Петер Балтес также хотел играть на гитаре, но предложили ему только бас.
Один из главных композиторов ACCEPT доигрался до того, что стал лучшим басистом на территории Германии.
Сложно доподлинно определить того, кто ввел определенный прием игры. Скорее всего, винить во всем можно именно Джако Пасториуса. Он был психически больным, ему было наплевать на «ритмическую основу» или «фундамент композиции». Он хотел создавать многоплановые соло-пьесы, активно внедрял гитарные фишки. Маркус Миллер и Виктор Вутен, к примеру, все еще используют его наработки и техники. Он как-то заявил: «Я являюсь лучшим басистом мира, а если вы хотите сказать обратное, то попробуйте сыграть лучше меня».
«Затмение» бас-гитары
Привычная разнообразная музыка продолжалась, но люди начали подсаживаться на глэм. Все пропало! Огромное количество «ксюш, юбочек из плюша» с пестрых американских побережий разрывали эфир, а бас отправили на свое первичное положение, гармонической подклади. Однако на этом пестром фоне мир знакомится с Билли Шиханом, который даже в рамках такого направления смог поднять возможности баса на совершенно новый уровень.
Параллельно стремительно развивается джаз, фьюжн. Стьюард Хемм и Джон Патитуччи начинают блистать. Они стали «королями» шестиструнной бас-гитары, играя очень сложно. Увеличение диапазона позволяет использовать теппинг полифонических этюдов, вводя басовые и мелодические линии одновременно в различных частях грифа.
Новый виток развития
Появляется сольный альбом от басистов, где при помощи бас-гитары создаются полноценные многосложные мелодичные композиции. Сумасшедшая «тру-блэк-дэт-металл» группа по своему звучанию напоминает Баха, который в свое время старался все структурировать. Джазовые техники, примененные на басе в тяжелом роке, технически сильные соло композиции на безладе, построенные на стандартной гармонии, дают возможность поверить, что исполнительский, а самое главное, композиторский уровень «тупых» металл-басистов можно смело сравнивать с участниками выдающихся симфонических оркестров. К таким творцам можно смело отнести Стивена Диджорджио, Джонни Миянга, Тони Чойя.
Возвращаясь к своим истокам, очевидно, что 5-6 струнный бас является давно забытым прошлым. Это всего навсего новый виток для развития.
«Классический» родственник
Похожую ситуацию, параллельно, можно наблюдать и в классической музыке, особенно, в камерном направлении. Непревзойденный инструмент контрабас не стоит на одном месте, он стабильно и смело развивается, расширяя границы привычного. Можно встретить большое количество настоящих виртуозных контрабасистов, современных творцов и признанных мэтров, как Сергей Кусевицкий. На этом инструменте он исполняет одну из самых сложных пьес для контрабаса. Также не стоит забывать об Анри Тескье. Данным исполнителям легко удалось добиться желаемой остроты и точности в интонациях на низкочастотных диапазонах, что крайне важно для правильного восприятия слушателем.
Почему бы не освоить бас?
У многих людей появляется вопрос: «Как играть на бас гитаре?» Инструмент является очень эксцентричным, хотя, это можно сказать про любой музыкальный инструмент. Строй бас-гитары относят к ритм-секции, а в рок-музыке она является одной из главных составляющих: мощная, крепкая стена, которая создается басом и барабанами позволяет создать надежную основу для вокальных и гитарных партий. Если вы хотите стать частью этого направления и взять в руки такую гитару, значит вы точно станете профессиональным музыкантом.
Нужно найти свое звучание
Настроек бас-гитары и способов играть на данном музыкальном инструменте существует большое количество. Как вы будете играть на нем, зависит исключительно от вас. Свои музыкальные предпочтения вы сможете полностью раскрыть благодаря бас-гитаре.
К примеру, некоторые музыканты используют пальцевую технику, другие – весьма удачно работают при помощи медиатора. Стоит отметить, что существует методика получения звука, как слэп, с английского это слово можно перевести, как шлепок. Действительно, во время игры музыкант щипковыми движениями, но больше уникальными шлепками получает довольно-таки непростые, обрывистые звуки.
Звук, что получается во время игры с использованием медиатора или пальцев, существенно отличается друг от друга. Именно поэтому во время освоения инструмента вы сами должны определиться: какой именно способ ближе для вас.
Каждый стиль музыки на бас-гитаре требует большого внимания. Сложность партии может существенно от этого зависеть.
К примеру, в фанк жанре бас-гитара считается солирующим инструментом. Этот стиль отличается сложными партиями, что больше похожи на гитарное соло.
Для панк-рока бас-гитара считается простой поддержкой для ударных, благодаря которой создается очень мощная звуковая волна.
В связи с тем, что более экстремальные стили металла унаследовали многое от панка, роль инструмента в этом направлении такая же.
Хардрок-музыка отличается наличием большого количества гениальных басистов, что во многом относятся к джазовой школе. Тем не менее, это не помешало им играть в экстремальном и прогрессивном музыкальном направлении.
Упорство и труд
Для начинающих бас гитара может показаться несколько сложной. Если вы решили начать карьеру музыканта и желаете научиться играть на этом инструменте, вам нужно сразу же определиться со стилем музыки, который будете исполнять. Именно он влияет на манеру вашей игры, настройки звучания, способ того, как будете извлекать звук. Стиль музыки, который вы предпочитаете, повлияет на выбор модели бас-гитары.
Различные устройства могут отличаться более мягким или глубоким, резким или стеклянным звуком. На настройку бас-гитары также влияет расстановка звукоснимателей, их количество. Многое зависит и от материала, из которого изготовлен инструмент. Лучшие бас гитары создаются из хвойных пород, ольхи, ясеня, американской липы. Выбирая инструмент, всегда лучше опираться на отзывы людей, что уже имеют опыт. Идеальной ситуацией будет, если у вас есть знакомый музыкант, который подскажет верное решение.
Классическим строем бас-гитары является строй, что и для 4 струн шестиструнных гитар, но на одну октаву ниже:
- Соль в большой октаве.
- Ре в большой октаве.
- Ля в контроктаве.
- Ми в контроктаве.
Существуют также четырехструнные, пятиструнные и даже восьмиструнные модели. Это такой инструмент, который требует от музыканта наличия уникального склада ума. Не считайте бас-гитару чем-то легким и простым. Чтобы ей профессионально обладать, нужно много сил, упорства и толику таланта. Про вашу игру на бас-гитаре отзывы непременно будут восхищенными, если вы всерьез займетесь совершенствованием своего мастерства и умений.