Знание - это очень обширное понятие, имеющее несколько определений, разные формы, уровни и характеристики. В чем отличительная черта школьных знаний? Какие области они охватывают? И зачем нужно проверять знания? Начнем с основополагающего понятия.
Знания
Приведем четыре основных определения:
- Знания - это вид, в котором существуют результаты деятельности человека, направленной на познание.
- В широком, общем смысле знаниями называют личное, субъективное представление индивида об окружающей действительности, заключенное в форму понятий и определений.
- В конкретном, узком смысле знания - это проверенная информация, которая помогает решить поставленную задачу.
- Знание какого-либо предмета - это система информации о нем, помогающая использовать данный предмет для достижения необходимых результатов.
Знания не обязательно относятся к науке, чему-то сложному для усвоения и восприятия. То, как вам удобно держать ложку, вы знаете.
Формы знаний
Существует три основные формы знаний: понятийные, символические и художественно-образцовые.
Первым в истории знанием считают игровое познание человека. Оно имеет обучающий и развивающий характер, дает возможность выявить личные качества человека.
Видов знания также насчитывается несколько:
- научные знания;
- ненаучные знания;
- здравый смысл (обыденные знания);
- интуитивные;
- религиозные знания.
Научные знания стремятся постичь истину, описать, объяснить, понять различные факты, процессы и явления. Их основные характеристики - универсальность, объективность, общезначимость.
Ненаучные знания существуют в каком-либо обществе, подчиняются его принципам, законам, несут на себе стереотипы этой группы людей. Иначе их именуют эзотеризм.
Обыденные знания - основные для человека, они определяют, как человек ведет себя, какие поступки совершает, помогают ему ориентироваться в реальности. Этот вид знания был уже на ранних стадиях развития человеческого сообщества.
Природа знаний
По природе своей знания могут быть процедурные и декларативные.
Первые - активные, они дают представление о средствах для получения новых знаний, это методы, алгоритмы, системы. Например, метод мозгового штурма.
Вторые - так сказать, пассивные, это система представлений о чем-то, факты, формулировки, понятия. Например, у светофора три цвета: красный, желтый и зеленый.
Еще знания разделяют на научные и вненаучные. Научные знания - это эмпирические, знания, полученные опытным путем или теоретические - абстрактные теории, предположения.
Вненаучная область знаний включает в себя такие знания как:
- паранаучные (несовместимые с существующим гносеологическим стандартом);
- лженаучные (развивающие область домыслов, мифов, предрассудки);
- квазинаучные (развиваются в периоды жесткой идеологии, тоталитаризма, опираясь на насильственные методы);
- антинаучные (заведомо искажающие существующие знания, стремящиеся к утопии, развиваются в периоды социальной нестабильности);
- псевдонаучные (базирующиеся на всем известных теориях и легендах);
- обыденно-повседневные (базовые знания личности об окружающей действительности, пополняются постоянно);
- личностные (зависят от способностей индивида).
Школьные знания
В процессе обучения ребенок осваивает знания, учится их применять на практике (умения) и автоматизирует этот процесс (навыки).
База знаний, получаемая учащимся, это система, совокупность знаний, умений и навыков, приобретенная в рамках обучения.
В рамках школьного обучения знания - это система закономерностей какой-либо части реального мира (предметной области), которая позволяет учащемуся решать поставленные перед ним конкретные задачи. То есть знания включают в тебя такие термины и понятия, как:
- факт;
- понятие;
- суждение;
- образ;
- взаимосвязь;
- оценка;
- правило;
- алгоритм;
- эвристика.
Знания структурируемы - это значит, что между ними есть связи, которые характеризуют степень осмысления основных законов и принципов для данной предметной области.
Они интерпретируемы, то есть их можно объяснить, доказать, обосновать.
Знания связаны между собой в различные блоки по темам, по функциям и т. д.
Также они активны - они производят новые знания.
Индивидуум может знания сохранить (запомнить), воспроизвести, проверить, обновить, преобразовать, интерпретировать.
Знания нужны для того, чтобы человек мог решить какую-либо конкретную задачу, справиться с возникшей проблемой, то есть он должен знать, что сделать, чтобы получить ответ, результат.
Умения
Предметное применение знаний на практике - умения. Иначе, это освоение способа выполнения действий, который обеспечен, подкреплен какими-то знаниями. Их человек (учащийся) применяет, преобразует, обобщает, по необходимости пересматривает.
Навыки
Это умения ученика, доведенные до автоматизма. Когда действия, выбранные сознательно для решения такого рода задачи, повторяются снова и снова, а результат их получается верным, успешным, то вырабатывается своего рода рефлекс.
Учащийся, анализируя поставленную задачу, выбирает способ для ее решения в максимально короткий срок.
Проверка знаний
Учителю необходимо знать, насколько хорошо дети усвоили материал, тему, чтобы продолжать обучение дальше.
Для этого необходима регулярная проверка знаний. Ее главная задача - повысить уровень знаний учащегося, не унизить его, поймать на незнании материала, отсутствии умений и навыков. Проверка должна помогать учителю выяснить, насколько успешно ребята усваивают школьные знания.
В истории российского образования было много неудачных опытов установления процесса проверки понимания тем, они основывались на унижении, запугивании, были субъективны.
Сейчас у нас существует пятибалльная система оценки знаний.
Общее понятие этого раздела - контроль: выявление, измерение, оценивание знаний; их проверка - только часть контроля.
Также в "контроле" есть понятия "оценка" - средство воздействия, стимулирование личности и "оценивание" - процесс выявления уровня.
Контролирование должно быть объективным, систематичным, наглядным и состоять из:
- предварительной проверки в начале года;
- проверки после каждой пройденной темы (текущей);
- повторной, укрепляющей полученный объем знаний;
- проверки по разделам курса (периодической);
- итоговой;
- комплексной.
Проверка должна выполнять три основные функции:
- контролирующую (поверку знаний перед следующим этапом обучения);
- обучающую (реализуется при работе в группе);
- воспитывающую (стимулирует самоконтроль, активность, уверенность в себе).
Иностранные языки
Знание языков других стран, народов, носителем которого человек не является, всегда было плюсом. Человека, хорошо знающего иностранный язык, выделяют среди остальных. Это помогает строить успешную карьеру, путешествовать, развивать память и т. п.
Человек может иметь разные заслуги, ученые степени, но знание двух (пяти, двенадцати) языков всегда будет стоять отдельной строкой в списке его регалий и вызывать особое уважение.
В разные эпохи в России повсеместно приветствовалось знание французского, немецкого, английского и китайского (сейчас).
Обучение иностранным языкам уже довольно давно вошло в общеобразовательную систему. Ребенок может выбрать язык (языки), который хочет изучать в самом начале курса и углублять свои знания факультативно.
Также очень активно развиваются частные клубы и школы, в которых изучают самые разные (от популярных до редких и забытых) языки. В некоторых занятия проводят носители языка, а на каникулах создаются выездные школы с "погружением". На таких мероприятиях не принято говорить на русском, общаются исключительно посредством изучаемого языка.
Уровень знаний языка
Существует международная градация, которая определяет уровни знаний иностранного языка у учащихся.
- Самый высокий - свободное владение письменной и устной речью - Proficient уровень.
- Когда человек свободно говорит, читает и пишет, допуская небольшие ошибки, - это уровень Advanced.
- Имеющий большой словарный запас, возможность вступать в споры, читать бегло любые тексты и понимать их содержание с некоторыми неточностями, человек поднялся до Upper Intermediate уровня.
- Когда усвоен базовый запас слов, но уже есть хорошее восприятие речи на слух, навыки чтения и письма довольно высоки, - Intermediate.
- Если человек может понять речь, которую произносят специально для него (медленно и четко), много времени уделяет грамматическому построению фраз, словарный запас его тоже не дает возможности общаться свободно - это Pre-Intermediate уровень.
- Когда знания базовые, только основные грамматические формы, запас слов скуден, навыки чтения и письма не отработаны - перед нами человек с Elementary уровнем знаний.
- Когда учащийся только начинает знакомиться с языком, еще не имеет четких представлений о грамматических формах и знает буквально несколько фраз - Beginner.
Часто эту классификацию относят исключительно к английскому языку.