Знание - это очень обширное понятие, имеющее несколько определений, разные формы, уровни и характеристики. В чем отличительная черта школьных знаний? Какие области они охватывают? И зачем нужно проверять знания? Начнем с основополагающего понятия.
![знания это](http://fb.ru/misc/i/gallery/17559/456391.jpg)
Знания
Приведем четыре основных определения:
- Знания - это вид, в котором существуют результаты деятельности человека, направленной на познание.
- В широком, общем смысле знаниями называют личное, субъективное представление индивида об окружающей действительности, заключенное в форму понятий и определений.
- В конкретном, узком смысле знания - это проверенная информация, которая помогает решить поставленную задачу.
- Знание какого-либо предмета - это система информации о нем, помогающая использовать данный предмет для достижения необходимых результатов.
Знания не обязательно относятся к науке, чему-то сложному для усвоения и восприятия. То, как вам удобно держать ложку, вы знаете.
Формы знаний
Существует три основные формы знаний: понятийные, символические и художественно-образцовые.
Первым в истории знанием считают игровое познание человека. Оно имеет обучающий и развивающий характер, дает возможность выявить личные качества человека.
Видов знания также насчитывается несколько:
- научные знания;
- ненаучные знания;
- здравый смысл (обыденные знания);
- интуитивные;
- религиозные знания.
Научные знания стремятся постичь истину, описать, объяснить, понять различные факты, процессы и явления. Их основные характеристики - универсальность, объективность, общезначимость.
Ненаучные знания существуют в каком-либо обществе, подчиняются его принципам, законам, несут на себе стереотипы этой группы людей. Иначе их именуют эзотеризм.
Обыденные знания - основные для человека, они определяют, как человек ведет себя, какие поступки совершает, помогают ему ориентироваться в реальности. Этот вид знания был уже на ранних стадиях развития человеческого сообщества.
Природа знаний
![школьные знания](http://fb.ru/misc/i/gallery/17559/456388.jpg)
По природе своей знания могут быть процедурные и декларативные.
Первые - активные, они дают представление о средствах для получения новых знаний, это методы, алгоритмы, системы. Например, метод мозгового штурма.
Вторые - так сказать, пассивные, это система представлений о чем-то, факты, формулировки, понятия. Например, у светофора три цвета: красный, желтый и зеленый.
Еще знания разделяют на научные и вненаучные. Научные знания - это эмпирические, знания, полученные опытным путем или теоретические - абстрактные теории, предположения.
Вненаучная область знаний включает в себя такие знания как:
- паранаучные (несовместимые с существующим гносеологическим стандартом);
- лженаучные (развивающие область домыслов, мифов, предрассудки);
- квазинаучные (развиваются в периоды жесткой идеологии, тоталитаризма, опираясь на насильственные методы);
- антинаучные (заведомо искажающие существующие знания, стремящиеся к утопии, развиваются в периоды социальной нестабильности);
- псевдонаучные (базирующиеся на всем известных теориях и легендах);
- обыденно-повседневные (базовые знания личности об окружающей действительности, пополняются постоянно);
- личностные (зависят от способностей индивида).
Школьные знания
В процессе обучения ребенок осваивает знания, учится их применять на практике (умения) и автоматизирует этот процесс (навыки).
База знаний, получаемая учащимся, это система, совокупность знаний, умений и навыков, приобретенная в рамках обучения.
![база знаний](http://fb.ru/misc/i/gallery/17559/456390.jpg)
В рамках школьного обучения знания - это система закономерностей какой-либо части реального мира (предметной области), которая позволяет учащемуся решать поставленные перед ним конкретные задачи. То есть знания включают в тебя такие термины и понятия, как:
- факт;
- понятие;
- суждение;
- образ;
- взаимосвязь;
- оценка;
- правило;
- алгоритм;
- эвристика.
Знания структурируемы - это значит, что между ними есть связи, которые характеризуют степень осмысления основных законов и принципов для данной предметной области.
Они интерпретируемы, то есть их можно объяснить, доказать, обосновать.
Знания связаны между собой в различные блоки по темам, по функциям и т. д.
Также они активны - они производят новые знания.
Индивидуум может знания сохранить (запомнить), воспроизвести, проверить, обновить, преобразовать, интерпретировать.
Знания нужны для того, чтобы человек мог решить какую-либо конкретную задачу, справиться с возникшей проблемой, то есть он должен знать, что сделать, чтобы получить ответ, результат.
Умения
Предметное применение знаний на практике - умения. Иначе, это освоение способа выполнения действий, который обеспечен, подкреплен какими-то знаниями. Их человек (учащийся) применяет, преобразует, обобщает, по необходимости пересматривает.
Навыки
Это умения ученика, доведенные до автоматизма. Когда действия, выбранные сознательно для решения такого рода задачи, повторяются снова и снова, а результат их получается верным, успешным, то вырабатывается своего рода рефлекс.
Учащийся, анализируя поставленную задачу, выбирает способ для ее решения в максимально короткий срок.
Проверка знаний
![знание языков](http://fb.ru/misc/i/gallery/13346/457700.jpg)
Учителю необходимо знать, насколько хорошо дети усвоили материал, тему, чтобы продолжать обучение дальше.
Для этого необходима регулярная проверка знаний. Ее главная задача - повысить уровень знаний учащегося, не унизить его, поймать на незнании материала, отсутствии умений и навыков. Проверка должна помогать учителю выяснить, насколько успешно ребята усваивают школьные знания.
В истории российского образования было много неудачных опытов установления процесса проверки понимания тем, они основывались на унижении, запугивании, были субъективны.
Сейчас у нас существует пятибалльная система оценки знаний.
Общее понятие этого раздела - контроль: выявление, измерение, оценивание знаний; их проверка - только часть контроля.
Также в "контроле" есть понятия "оценка" - средство воздействия, стимулирование личности и "оценивание" - процесс выявления уровня.
![проверка знаний](http://fb.ru/misc/i/gallery/17559/456389.jpg)
Контролирование должно быть объективным, систематичным, наглядным и состоять из:
- предварительной проверки в начале года;
- проверки после каждой пройденной темы (текущей);
- повторной, укрепляющей полученный объем знаний;
- проверки по разделам курса (периодической);
- итоговой;
- комплексной.
Проверка должна выполнять три основные функции:
- контролирующую (поверку знаний перед следующим этапом обучения);
- обучающую (реализуется при работе в группе);
- воспитывающую (стимулирует самоконтроль, активность, уверенность в себе).
Иностранные языки
![уровни знаний](http://fb.ru/misc/i/gallery/17559/456397.jpg)
Знание языков других стран, народов, носителем которого человек не является, всегда было плюсом. Человека, хорошо знающего иностранный язык, выделяют среди остальных. Это помогает строить успешную карьеру, путешествовать, развивать память и т. п.
Человек может иметь разные заслуги, ученые степени, но знание двух (пяти, двенадцати) языков всегда будет стоять отдельной строкой в списке его регалий и вызывать особое уважение.
В разные эпохи в России повсеместно приветствовалось знание французского, немецкого, английского и китайского (сейчас).
Обучение иностранным языкам уже довольно давно вошло в общеобразовательную систему. Ребенок может выбрать язык (языки), который хочет изучать в самом начале курса и углублять свои знания факультативно.
Также очень активно развиваются частные клубы и школы, в которых изучают самые разные (от популярных до редких и забытых) языки. В некоторых занятия проводят носители языка, а на каникулах создаются выездные школы с "погружением". На таких мероприятиях не принято говорить на русском, общаются исключительно посредством изучаемого языка.
Уровень знаний языка
Существует международная градация, которая определяет уровни знаний иностранного языка у учащихся.
- Самый высокий - свободное владение письменной и устной речью - Proficient уровень.
- Когда человек свободно говорит, читает и пишет, допуская небольшие ошибки, - это уровень Advanced.
- Имеющий большой словарный запас, возможность вступать в споры, читать бегло любые тексты и понимать их содержание с некоторыми неточностями, человек поднялся до Upper Intermediate уровня.
- Когда усвоен базовый запас слов, но уже есть хорошее восприятие речи на слух, навыки чтения и письма довольно высоки, - Intermediate.
- Если человек может понять речь, которую произносят специально для него (медленно и четко), много времени уделяет грамматическому построению фраз, словарный запас его тоже не дает возможности общаться свободно - это Pre-Intermediate уровень.
- Когда знания базовые, только основные грамматические формы, запас слов скуден, навыки чтения и письма не отработаны - перед нами человек с Elementary уровнем знаний.
- Когда учащийся только начинает знакомиться с языком, еще не имеет четких представлений о грамматических формах и знает буквально несколько фраз - Beginner.
Часто эту классификацию относят исключительно к английскому языку.