Лоббирование - это что? Технологии и формы лоббирования

Лоббирование - это неотъемлемая часть современной политической и экономической жизни. Каковы его причины, особенности и последствия, обсудим в данной статье.

лоббирование это

Понятие лоббирования

Термин лоббирование - это заимствованное из английского языка понятие. Оно происходит от названия проходной части здания - lobby, и в общем смысле значит "кулуары". Именно там, где политики контактируют с посторонними, можно похлопотать о своих интересах и найти покровителей. В политической системе под лоббированием традиционно понимается механизм воздействия на парламентариев с целью принятия или отклонения нужного законодательного акта.

В самом широком смысле известное движение чартистов (рабочих, выступающих за принятие хартии) в Англии тоже можно назвать лоббированием, но с одной лишь только разницей, что законное давление на представительную власть со стороны общественного мнения не только нормально, но и полезно. К сожалению, в современном мире процветают разные формы лоббирования, которые назвать иначе как коррумпированными и преступными невозможно. К тому же лоббирование значительно расширило свое поле деятельности, включив в сферу своих интересов представителей как исполнительной, так и судебной власти.

Причины лоббирования

формы лоббирования
Продвижение и защита интересов определенных экономических групп в парламенте обусловлены тем, что в экономике возрастает зависимость от государственных решений, тенденций развития и поддержки тех или иных предприятий.

Лоббирование - это не новое явление. Известно, что оно процветало в Англии еще несколько веков назад. Сегодня во многих странах - это законный вид деятельности, которой занимаются как одиночные профессионалы, так и целые компании. К ним обращаются группы предпринимателей, которые получают консультации и налаживают связи с представителями исполнительной и законодательной власти.

технологии лоббирования

Прямое лоббирование

Существующие технологии лоббирования можно разделить на две большие группы. К первой относят прямые способы защиты экономических интересов через непосредственную, персональную связь с политическими деятелями. Это могут быть личные встречи или посещение политиком фирм, банков, выставок, производства, организация деловых встреч, симпозиумов, всевозможных конференций.

Прямое лоббирование осуществляется через передачу определенной информации, которая должна склонить законодателей к принятию или отклонению необходимых правовых актов, проведению экспертиз и научных исследований. При этом главная задача - склонить политиков в свою сторону при помощи серьезных аргументов и получить от них поддержку в виде определенных государственных решений и даже направлений политики.

Косвенные формы лоббирования

лоббирование интересов что это такое
В отличие от прямого лоббирования, косвенное происходит опосредованно, минуя личные контакты с нужными политическими деятелями. Для его осуществления необходимо ничуть не меньше профессионализма, анализа политической и экономической ситуации. Первый посредник в этом виде деятельности, конечно же, пресса. Недаром средства массовой информации называют четвертой ветвью власти. Распространение информации в нужном ключе через масс-медиа влияет в первую очередь на общественное мнение и формирует общественное сознание. Так происходит многократное увеличение давления на политиков с целью получить ожидаемый результат. Происходит это опосредованно, без личного прямого давления или убеждения. Цивилизованное лоббирование - это и поиск союзников, которые также заинтересованы в определенном исходе дела и могут помочь в представлении общих интересов, создании общественных организаций и т. п. На Западе лоббизм рассматривают как непосредственную часть гражданского общества, которая обеспечивает защиту общественных интересов перед государством и добивается уступок последнего.

Теневой лоббизм

Все вышесказанное характеризуют формы, при помощи которых осуществляется законное, разрешенное государством лоббирование интересов. Это действительность, с которой общество смирилось и даже научилось на этом зарабатывать деньги.

Но существуют методы, основанные на использовании преступных приемов. В широком смысле слова они называются теневыми. К ним относят шантаж, угрозы, давление и, конечно, подкуп. Можно сделать вывод, что цивилизованный лоббизм построен на силе убеждения, а теневой на принуждении или выгоде. Излишним будет напоминать, что последнее преследуется по закону. В жизни же тяжело увидеть, где проходит грань между преступлением и законным лоббизмом. Так, в некоторых штатах Северной Америки, лоббисты должны официально регистрировать свои политические требования. Эта прозрачность позволяет контролировать возможные пути оказания давления на политических оппонентов.

цивилизованное лоббирование это

Дело "Локхид"

Дело "Локхид" является одним из самых громких процессов последнего времени, показывающих, как происходит незаконное лоббирование интересов. Что это такое? Это громкий скандал, связанный с покупкой японским правительством лайнеров американской фирмы "Локхид". По техническим показателям и параметрам безопасности они существенно уступали европейским, хотя стоимость их была на "европейском" уровне. Почему же японцы пошли на столь невыгодную сделку? В 1976 году стали известны факты дачи крупных взяток представителям власти в Японии, при этом была озвучена сумма в два миллиона долларов. Обвинение в коррупции было выдвинуто премьер-министру Страны восходящего солнца Танако. Обвинительный приговор был вынесен в 1983 году, но его тут же обжаловал подсудимый. В целом процесс тянулся до смерти подозреваемого, то есть до начала 90-х годов прошлого века. Самое интересное, что Танако еще долгое время после обвинения занимался политической деятельностью. Это происшествие стало энциклопедическим примером применения теневых методов лоббирования в высших эшелонах власти.

PR

лоббирование что это
Один из разделов PR-службы отвечает не только за связи с обществом в широком смысле, но и за налаживание отношения с властными структурами разных уровней и ветвей власти. Подобная деятельность так называемых GR-менеджеров сродни лоббированию. Они организуют встречи с государственными служащими, обеспечивают социальный имидж бизнес-проектов тех или иных фирм. И, конечно, участвуют в избирательных кампаниях, вынашивая далеко идущие планы на долгосрочное сотрудничество с политиком. Многие крупные российские компании уже с середины 90-х годов начали организовывать такие отделы на своих фирмах. В некоторых странах Европы термин "лоббист" вообще не используется из-за негативной окраски общественного восприятия. И все же есть разница в работе пиарщика и лоббиста.

Разница в деятельности лоббистов и GR-менеджеров

Лоббист в современном мире - это "свободный художник". Этим он отличается от GR-менеджера, работающего на определенную фирму и получающего заработную плату. Его заработок значительно выше, так как имеет вид гонорара или процентов от заключенных сделок. Лоббист может работать сразу с несколькими клиентами, которых выбирает себе сам, а менеджер защищает интересы только своей кампании. Самым же главным отличием профессии лоббиста от смежных и похожих является политическая окраска их деятельности. Пиарщики же выполняют в первую очередь экономические функции.

лоббирование интересов это

Некоторые выводы

Лоббирование - это широкое понятие, которое в современном мире рассматривается как политический механизм, задачей которого является налаживание отношений определенных бизнес-структур с представителями власти с целью продвижения и защиты интересов экономических групп.

Лоббизм сродни многим современным профессиям, например, консультанту по связям с правительством или пиар-менеджеру. Именно поэтому возникает путаница относительно содержания этого термина. Обыватели понимают его как отстаивание интересов, что-то сродни работе адвоката. Некоторые специалисты выделяют этот вид деятельности как одну из технологий отделов по работе с общественностью (PR). Тем не менее, большинство исследователей сходятся во мнении относительно специфики лоббирования как отдельного вида деятельности, особенно в условиях рыночной экономики и капитализма. Крупные капиталы и фирмы заинтересованы в налаживании связи с политическими деятелями, как и последние с ними.

Подводим итоги: лоббирование - что это? Взаимовыгодное, двустороннее движение навстречу друг другу. Лоббисты выступают лишь посредниками, теми, кто помогает найти общие точки соприкосновения и наладить контакты.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Обычное взяточничество.)
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.