Мир музыки многогранен, несколько главных направлений составляют основу всей музыкальной культуры. Классическая, симфония, блюз, джаз, поп-музыка, рок-н-ролл, народная, кантри - существуют различные жанры и стили на любой вкус и для любого настроения.
Зарождение
Музыка как искусство возникла в начале шестнадцатого века, когда появились первые смычковые и щипковые инструменты. Намного раньше были придуманы примитивные дудочки, рожки и свирели, которые делались из тростника, рогов животных и других подручных средств. В семнадцатом веке музыкальная культура уже развивалась бурными темпами: инструментов появлялось все больше, музыканты стали объединяться в группы, дуэты, трио, квартеты, а позже и в оркестры.
Нотная грамота
Нотная грамота появилась раньше музыкальных инструментов, поскольку пение, искусство вокала требовали какой-то системности, возможности записывать на бумаге придуманные мелодии и уже потом исполнять их. Так появились нотный стан и всем известные семь нот. Складывая ноты в определенном порядке, удавалось получить мелодию, композиционно-несложную, поскольку отсутствовали полутона. Затем появились диез и бемоль, которые сразу расширили возможности композитора. Все это касается исполнительского мастерства музыкантов, придерживающихся теоретических основ в музыке. Но есть немало мастеров, которые играют только на слух, они не знакомы с теорией музыки, она им не нужна. К таким музыкантам относятся исполнители блюза и кантри. Несколько заученных аккордов на гитаре или фортепиано, а остальное довершает природный талант. Тем не менее с терминами, имеющими непосредственное отношение к их искусству, эти музыканты знакомы, но только поверхностно.
Появление музыкальных терминов
Для того чтобы не запутаться в стилях и направлениях музыки, разнообразных инструментах и приспособлениях, были придуманы музыкальные термины. Постепенно все, что имеет отношение к музыке, получило свое название. А поскольку музыка зародилась в Италии, практически все музыкальные термины были приняты на итальянском языке и в его транскрипции. Некоторые названия композиций пишутся на французском или латинском языке, в зависимости от их происхождения. Итальянские музыкальные термины отражают только общую картину и могут подменяться в отдельных случаях другими названиями, аналогичными по смыслу.
Итальянское происхождение
Музыка - это обширный пласт мировой культуры, который требует серьезного системного подхода. Музыкальные термины утверждались на уровне комитетов по лингвистике ведущих европейских стран, включая Италию, и таким образом получили официальный статус. Административное обеспечение музыкальных учреждений во всем мире базируется на использовании терминов в соответствии с их применением - для этого созданы справочники и руководства.
Известные термины
Самый известный музыкальный термин - это "скрипичный ключ", его знают все. Значение наиболее популярных названий трудно переоценить, в их написании присутствует своего рода аксиома, то же самое происходит, когда мы слышим известное словосочетание. Например, самый музыкальный термин - это, безусловно, "джаз". У многих он ассоциируется с негритянской ритмикой и экзотическими вариациями.
Названия и классификация
Нельзя однозначно определить самый известный музыкальный термин. К этой категории можно отнести название "симфония", синоним классической музыки. Когда мы слышим это слово, перед глазами возникает оркестр на сцене, скрипки и виолончели, пюпитры с нотами и дирижер во фраке. Музыкальные понятия и термины помогают осмыслить происходящее в концертном зале и глубже понять суть произведения. Искушенная публика, посещающая концерты в филармонии, никогда не спутает адажио с анданте, поскольку каждый термин имеет свое определение.
Основополагающие термины в музыке
Представим вашему вниманию наиболее известные музыкальные термины. Список включает такие названия, как:
- Арпеджио – чередование нот аккорда последовательно, когда звуки выстраиваются один за другим.
- Ария – вокальное произведение, часть оперы, исполняется в сопровождении оркестра.
- Вариации – инструментальное произведение или его отрывки, исполняемые с различными усложнениями.
- Гамма – чередование нот в определенном порядке, но без смешивания, вверх или вниз до октавного повторения.
- Диапазон – интервал между самым низким и самым высоким звуком инструмента или голоса.
- Звукоряд – звуки, расположенные в ряд по высоте, аналогичные гамме. Звукоряд может присутствовать в музыкальных произведениях или в их отрывках.
- Кантата – произведение для концертного исполнения оркестром, солистами или хором.
- Клавир – переложение симфонии или оперы для интерпретации на фортепиано или для пения в сопровождении фортепиано.
- Опера – важнейший музыкальный жанр, соединяющий драму и музыку, музыку и балет.
- Прелюдия – вступление перед основным музыкальным произведением. Может использоваться как самостоятельная форма для небольшого произведения.
- Романс – произведение для вокального исполнения с сопровождением. Отличается романтическим настроем, мелодичностью.
- Рондо – повторение основной темы произведения с включением между рефренами других сопутствующих эпизодов.
- Симфония – произведение в исполнении оркестра из четырех частей. Основывается на принципах сонатной формы.
- Соната – инструментальное произведение сложной формы из нескольких частей, одна из которых доминирует.
- Сюита – музыкальное произведение из нескольких частей, разных по содержанию и контрастирующих друг с другом.
- Увертюра – вступление к произведению, коротко раскрывающее основное содержание. Оркестровые увертюры, как правило, представляют собой самостоятельное музыкальное произведение.
- Фортепиано – объединяющее название инструментов, действующих по принципу удара молоточка о струну посредством клавишей.
- Хроматическая гамма – гамма из полутонов, образуется заполнением промежуточными полутонами больших секунд.
- Фактура – способ изложения музыки. Основные виды: фортепианная, вокальная, хоровая, оркестровая и инструментальная.
- Тональность – характеристика лада по высоте. Тональность отличают ключевые знаки альтерации, определяющие состав звуков.
- Терция – трехступенчатый интервал. Большая терция – два тона, малая – полтора тона.
- Сольфеджио – занятия по принципу репетиторства с целью становления музыкального слуха и его дальнейшего развития.
- Скерцо – музыкальная зарисовка легкого, шутливого характера. Может входить в крупное музыкальное произведение в качестве его составной части. Также может быть самостоятельным музыкальным произведением.
Музыкальный термин "аллегро"
Отдельные приемы широко распространены. В качестве примера можно привести музыкальный термин "аллегро" (allegro) - "быстро", "весело", "экспрессивно". Сразу становится ясно, что в произведении заключается мажорная экспрессия. Кроме того, музыкальный термин "аллегро" обозначает необычность, а иногда и праздничность происходящего. Стиль, который характеризуется этим понятием, представляется самым жизнеутверждающим. Только в редких случаях музыкальный термин "аллегро" обозначает спокойное и размеренное развитие сюжета, спектакля или оперы. Но и в этом случает общий тонус произведения веселый и экспрессивный.
Термины, определяющие стиль и жанры музыки
Названия подразделяются на несколько категорий. Темп, ритм или скорость исполнения определяют определенные музыкальные термины. Список обозначений:
- Адажио (adagio) - спокойно, медленно.
- Аджитато (adgitato) - взволновано, возбужденно, импульсивно.
- Анданте (andante) - размеренно, не спеша, задумчиво.
- Аппассионато (appassionato) - живо, со страстью.
- Аччелерандо (accelerando) - увеличивая темп, ускоряясь.
- Каляндо (calando) - с угасанием, уменьшая скорость и снижая напор.
- Кантабиле (cantabile) - певуче, распевно, с чувством.
- Кон дольчерецца (con dolcherezza) - мягко, с нежностью.
- Кон форца (con forza) - с силой, напористо.
- Декрещендо (decrescendo) - постепенно уменьшая силу звучания.
- Дольче (dolce) - нежно, со сладостью, мягко.
- Долорозо (doloroso) - с грустью, жалобно, с отчаянием.
- Форте (forte) - громко, с силой.
- Фортиссимо (fortissimo) - очень сильно и громко, громоподобно.
- Лярго (largo) - широко, привольно, неспешно.
- Легато (legato) - плавно, спокойно, безмятежно.
- Ленто (lento) - медленно, еще больше замедляя.
- Леджиеро (legiero) - легко, плавно, бездумно.
- Маэстозо (maestoso) - величаво, торжественно.
- Мистериозо (misterioso) - тихо, таинственно.
- Модерато (moderato) - умеренно, с расстановкой, неспешно.
- Пиано (piano) - тихо, негромко.
- Пианиссимо (pianissimo) - очень тихо, приглушенно.
- Престо (presto) - быстро, интенсивно.
- Семпре (sempre) - постоянно, не изменяясь.
- Спиритуозо (spirituozo) - одухотворенно, с чувством.
- Стаккато (staccato) - отрывисто.
- Виваче (vivace) - живо, скоро, безостановочно.
- Виво (vivo) - темп, средний между престо и аллегро.
Терминология технического характера
- Скрипичный ключ – специальный значок, проставляемый в начале нотной линейки, указывающий на то, что нота первой октавы "соль" находится на второй линии нотного стана.
- Басовый ключ – значок, подтверждающий нахождение ноты "фа" малой октавы на четвертой линии нотного стана.
- Бекар – значок, обозначающий отмену действия знаков "бемоль" и "диез". Является знаком альтерации.
- Диез – значок, обозначающий повышение звука на полтона. Является знаком альтерации.
- Бемоль – значок, обозначающий понижение звука на полтона. Является знаком альтерации.
- Дубль-диез – значок, обозначающий повышение звука на два полутона, целый тон. Является знаком альтерации.
- Дубль-бемоль – значок , обозначающий понижение звука на два полутона, целый тон. Является знаком альтерации.
- Затакт – неполный такт, который дает начало музыкальному произведению.
- Знаки, сокращающие нотное письмо, служат для упрощения нотного письма в случае его обширности. Наиболее распространенные: тремоло, знак репризы, знаки мелизматические.
- Квинтоль – форма из пяти нот, замещающая обычную группу из четырех нот, обозначение – цифра 5, под или над нотами.
- Ключ – значок, обозначающий место записи звука на нотной линейке в соотношении с остальными звуками.
- Ключевые знаки – значки альтерации, проставляемые рядом с ключом.
- Нота – значок, проставляемый на одной из линеек нотного стана или между ними, обозначающий высоту и продолжительность звука.
- Нотный стан – пять параллельных линий для размещения нот. Расстановка нотных значков ведется снизу вверх.
- Партитура – нотная запись, отдельная для каждого участника исполнения произведения, с учетом совместимости голосов и инструментов.
- Реприза – значок, обозначающий повторение какой-либо части произведения. Повторение фрагмента с некоторыми изменениями.
- Ступень – обозначение порядка расположения звуков лада, обозначается римскими цифрами.
Музыкальные термины на все времена
Музыкальная терминология - это основа современного исполнительского искусства. Без терминов невозможно записать ноты, а без нот профессиональный музыкант или певец не сможет ни сыграть, ни спеть. Термины академичны – не меняются со временем и не уходят в прошлое. Придуманные более трехсот лет назад, они по-прежнему актуальны.