Валаамский монастырь. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь

Мужской ставропигиальный Валаамский монастырь, расположенный на островах Валаамского архипелага, привлекает к себе многочисленных паломников, желающих прикоснуться к святыням православия. Удивительная редкая красота природы, тишина и удаленность от мирской суеты оставляют незабываемые впечатления у всех посетителей этого святого места.

валаамский монастырь

История основания монастыря

В северной части Ладожского озера (Карелия) располагается архипелаг, насчитывающий около 50 островов, площадь которых составляет примерно 36 кв. км. Самым большим из них является величественный остров Валаам. Природа этой местности обладает удивительной и неповторимой красотой, поражающей всех посетителей острова. Но привлекает к этому чудному месту не только она. Неописуемая святость этого места является главным стимулом для туристов, желающих посетить монастырь.

Историки наиболее склоняются к дате – 1329 год, предполагая, что именно в этом году была организована святая обитель. Валаамский монастырь многократно подвергался пожарам и разорениям, вследствие чего были утрачены летописи, отражающие исторические данные об организации монашеской жизни на этом месте. В итоге в наши дни существуют три версии зарождения Валаамского монастыря, связанные с появлением на острове двух монахов: святых Сергия и Германа Валаамских, распространивших здесь православную веру и заложивших основу монашества.

  1. Согласно монастырскому преданию, отраженному в текстах богослужебных книг, в X веке на этот остров пришли два греческих инока (Сергий и Герман) с миссионерской целью просвещения языческой Руси. Поселившись на острове, они основали обитель и утвердили Христову веру в этих краях.
  2. Другая версия предполагает, что Сергий был учеником Андрея Первозванного, посетившего и благословившего в I веке эти святые места, предвидя здесь развитие христианства. Сергий Валаамский со своим учеником Германом подвизались на Валааме, заложив здесь благодатную почву для распространения христианства.
  3. Согласно Софийскому свитку как письменному историческому источнику, в XIV веке на острове поселились первые иноки, желающие отрешиться от мирской суеты и совершить христианский подвиг на этом месте. Преподобные отцы – Сергий и Герман, Валаамские Чудотворцы, пришли на сию землю, заложив начало Преображенской обители на острове Валаам. Преподобные способствовали утверждению православия на Карельской земле, защищая истинную религию от воинственного и жестокого влияния шведских католиков. Преподобные иноки Сергий и Герман в 1329 году основали на острове Спасо–Преображенскую обитель с общежитием, которая изначально стала многолюдной благодаря духовной силе и мудрости ее основателей.
    хор братии валаамского монастыря

Расцвет обители

Наибольшая слава пришла к обители только в XV-XVI веках. В этот период здесь насчитывалось до 600 насельников. Монахи Валаамского монастыря усердно трудились и совершали молитвенный подвиг в стенах скитов и келий. Таким образом, монастырь постепенно приобретал всемирную известность, привлекая к себе многих верующих паломников.

Обитель находилась непосредственно на границе России со Швецией, из-за чего многократно подвергалась разорению и набегам. Из-за регулярных нападений многие насельники принимали мученическую смерть от воинствующих иноверцев, другие же монахи спасались бегством, не оказывая вооруженного сопротивления.

В начале XVII века обитель была полностью разорена и разрушена, а земли архипелага отошли во владение Швеции. Только по прошествии 100 лет, в итоге Великой Северной войны Петра I, Валаам вновь возвращается в родную гавань. В 1715 году был издан указ императора о восстановлении обители и строительстве Преображенского собора.

подворье валаамского монастыря

Устав обители

В XVIII веке, благодаря усердию игумена Назария, в монастыре был принят Строгий Устав обители (за образец был взят устав Саровской пустыни). Чин регламентировал все стороны жизни насельников, предполагая три вида монашеской жизни: отшельническую, скитскую и общежительную. Скиты располагались на разных островах архипелага, давая братии возможность подвизаться в удалении. При игумене Назарии было начато каменное строительство на острове: была отстроена Петропавловская надвратная церковь (1805 год) и Богородичный больничный храм «Живоносный источник». Кроме того, была возведена колокольня высотой 72 метра.

Обитель в XIX веке

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь достиг наивысшего расцвета к XIX веку. Именно в этот период были сооружены многие памятники архитектуры, дошедшие до наших дней. В 1839 году во главе монастыря стал игумен Дамаскин, пробывший на этой должности 42 года. Он способствовал совершенствованию строительства на острове, привлекая к работам только профессиональных архитекторов.

В этом же веке благодаря ученикам Паисия Величковског, была возрождена древняя традиция старчества, предназначенная для духовной помощи и водительства новоначальным инокам. Многие паломники, стремясь получить совет, молитву и благословение от святых людей, приезжали в обитель издалека.

Нередко знатные особы посещали монастырские святыни и храмы. Члены императорской семьи регулярно приезжали на остров, надеясь отдохнуть душой от мирской суеты. Многие знаменитые поэты, композиторы, ученые, писатели и художники также стремились побывать на Валааме.

монахи валаамского монастыря

Период Советской Власти

С 1811 по 1917 годы Валаамский архипелаг входил в состав Российской Империи, Великого княжества Финляндского. Благодаря тому, что после Октябрьской революции Валаам отошел в состав независимого государства Финляндии, церковные здания не подверглись массовому истреблению от советских властей, так сохранились исторические постройки.

В итоге советско-финской войны острова перешли во владение Советского Союза. Спасаясь от политического и идеологического преследования, монахи были вынуждены оставить обитель, переселившись в Финляндию. Здесь на новом месте они основали Ново-Валаамский монастырь, сохранив сложившиеся традиции. Опустевшие здания бывшей Валаамской обители были используемы советской властью для гражданских целей. С 1950 по 1984 в бывших монастырских зданиях располагался Валаамский дом инвалидов ВОВ.

Возрождение монастыря

В 1989 году в канун праздника Андрея Первозванного на Валааме была возрождена монашеская жизнь. В 1991 году монастырь получил статус ставропигиального. Игуменом монастыря назначен Панкратий (Жердев), епископ Троицкий. В наши дни Валаамский мужской монастырь насчитывает примерно 160 человек братии, также возрождается скитская жизнь – за недолгий период были восстановлены 10 скитов. В 2008 году был построен новый, Свято-Владимирский скит, в котором расположены Патриаршая резиденция, музей и иконописная мастерская.

псалтырь валаамского монастыря

Паломнические туры на Валаам

Паломническая служба Валаамского монастыря организует однодневные и многодневные поездки на остров с расселением и проживанием в гостинице. Православные христиане, совершая паломничество, могут участвовать в суточном круге монастырских богослужений и приложиться к христианским святыням. Также предлагаются обзорные прогулки по острову с целью ознакомления туристов с природой, историей, архитектурой и святынями Валаама.

Святыни Валаама

Многие православные христиане стремятся посетить Валаамский монастырь, этот северный духовный уголок России, с целью прикоснуться к святыням и увидеть красоту самобытной природы. Одним из самых посещаемых мест на Валааме является Спасо-Преображенский мужской монастырь. Возведение собора было начато 1887 году, а освящение состоялось только в 1896-ом. При советской власти здание было частично лишено некоторых архитектурных решений. Нижний этаж собора освящен в честь Сергия и Германа Валаамских, а верхний – в честь Преображения Господня.

валаамский мужской монастырь

Верующие православные паломники стремятся приложиться к мощам основателей монастыря - святых преподобных отцов Сергия и Германа Валаамских. Рака со святыней находится в Спасо-Преображенском соборе.

Одной из самых почитаемых святынь монастыря является чудотворная икона Божией Матери (Валаамская), написанная иноком Алипием в 1878 году. Еще одна чудотворная икона монастыря – икона святой праведной Анны, праматери Христа, являющаяся списком с афонского подлинника и обладающая чудесным свойством исцеления от бесплодия.

Хор братии Валаамского монастыря

По благословению Владыки Панкратия, епископа Троицкого, организован концертный праздничный хор Валаамской обители. Регент и руководитель хора Алексей Жуков является заслуженным артистом Республики Карелия. Солисты данного коллектива, дипломированные дирижеры и вокалисты, демонстрируют высокое профессиональное мастерство исполнения. Ежегодно данный хор участвует в Патриарших богослужениях Валаамского монастыря, является лауреатом многих хоровых конкурсов в России и за рубежом.

Кроме концертного состава, существует хор братии Валаамского монастыря, являющийся традиционным исполнителем разнообразных знаменных песнопений. Хор под руководством иеродьякона Германа (Рябцева) участвует в богослужениях, а также ведет концертную деятельность, предоставляя многочисленные записи унисонных или многоголосных произведений древнерусского творчества. Данную вокальную группу отличает своеобразная манера исполнения – чистый, выверенный строй, отличный ансамбль, глубокая проникновенность и задушевность.

псалмы валаамский монастырь

В репертуаре хора множество различных церковных богослужебных песнопений, как знаменного распева, так и авторские произведения. Валаамская обитель активно сотрудничает с кафедрой древнерусского пения Санкт-Петербургской консерватории. Преподаватели оказывают огромную помощь в изучении древнего знаменного пения Руси.

Псалмы

Валаамский монастырь известен своей просветительской деятельностью. В 2000 году по благословению игумена была произведена студийная запись всех псалмов царя Давида. Чтение Псалтыри длится более пяти часов и перемежается хоровым исполнением некоторых молитв. Псалтырь Валаамского монастыря пользуется большой популярностью не только среди православных верующих христиан, но и у всех, кто интересуется церковной традицией богослужебного чтения.

Подворья Валаамского монастыря

Монастырское подворье является общиной монастыря, оно может находиться в любом городе патриархата, при этом состоит в ведении монастыря и подчиняется его правящему Архиерею. Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь имеет 4 подворья:

  1. Подворье Валаамского монастыря, находящееся в Санкт-Петербурге, располагается по адресу: Нарвский пр., д. 1/Старо-Петергофский пр. 29.
  2. Валаамский монастырь – Москва: адрес подворья – ул. 2-я Тверская-Ямская, дом 52.
  3. В городе Приозерск подворье расположено по адресу: ул. Пушкина, дом 17.
  4. В Республике Карелия подворье располагается в Сортавальском районе, поселок Красная Горка, Свято-Никольский храм.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 7
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.