Ежегодно, в первый воскресный день, наступающий после праздника святых равноапостольных Петра и Павла, Русская православная церковь чествует богородичную икону, обретённую немногим больше века назад среди суровых скал острова Валаама. Чем же прославилась Валаамская икона Божией Матери, в чём помогает и где она сейчас находится? Поговорим об этом в статье.
Болящая раба Божья Наталья
Обстоятельства, при которых была обретена икона Валаамской Божьей Матери, весьма удивительны, и история эта простирается на два десятилетия. Началась она с того, что в 1878 году жительница Петербурга Наталья Андреевна Андреева, набожная и благочестивая особа, происходившая родом из крестьян, простудилась.
В Питере с его сырым балтийским климатом это дело вполне обычное, но для Натальи Андреевны простуда закончилась осложнением – у неё стали болеть и распухать ноги, так что страдалица едва могла передвигаться. Так продолжалось почти десять лет.
Поскольку врачи, к которым она обращалась, не смогли оказать существенной помощи, Андреева по совету своей родственницы решила совершить паломничество в известный всему православному миру Валаамский монастырь. Там, на островах сурового Ладожского озера, во святых храмах и по тайным монашеским скитам, извечно пребывала благодать Божья, щедро изливаемая на всех, кто открывал ей двери своего сердца.
Дивное ночное видение
В ночь накануне отъезда, а было это в июне 1887 года, Наталью Андреевну посетило необычайное видение. В тонком сне она увидела женщину, облачённую в одеяние из малинового бархата, держащую на руках младенца и окружённую дивным сиянием. Ободрив больную своей улыбкой, молодая мать повелела ей непременно побывать в монастыре, обещая свою помощь и заступничество.
После этих слов женщина исчезла, не открыв изумлённой паломнице своего имени. Взволнованная увиденным Наталья Андреевна не смела даже помыслить, что этой ночью сподобилась явления самой Царицы Небесной. Но чудное видение придало ей силы, и наутро больная отправилась на пристань.
Первая поездка в монастырь
Первый раз она ступила на берег острова в день праздника обретения мощей местных святых преподобных Германа и Сергия. По этому случаю все храмы были переполнены паломниками, и лишь в самом конце своего пребывания на острове Наталья Андреевна сумела пробиться в Успенскую церковь, где в образе Пресвятой Богородицы, висевшем на одной из колонн, к своему изумлению, узнала гостью из своего ночного видения, посулившую ей помощь и заступничество. Это и была икона Валаамской Божьей Матери, к тому времени ещё не прославленная чудотворениями.
Однако едва она успела приложится к образу, как вдали прозвучал свисток парохода, призывавший богомольцев на пристань, и в этот свой первый приезд Андреева не успела даже отслужить молебен Богородице. Но тем не менее, вернувшись домой, она почувствовала в ногах необъяснимую лёгкость, ощущение которой было вызвано прекратившейся болью. С этого времени она быстро пошла на поправку и уже передвигалась без костылей.
Повторное посещение острова
Прошло ещё десять лет, в течение которых болезнь не возвращалась, и благодарная Наталья Андреевна пожелала вновь отправиться на остров, где хранилась икона Валаамской Божьей Матери, через который Пресвятая Дева явила ей чудо исцеления. Вновь, как и первый раз, собралась она в дорогу и отправилась на знакомую пристань.
Однако на острове её ждало разочарование – Валаамская икона Божией Матери бесследно исчезла из Успенской церкви. Более того, никто из насельников монастыря не только не мог сказать, куда она могла подеваться, но многие даже уверяли, что такого образа вовсе не было. Даже всеведущий отец ризничий в недоумении разводил руками, но предположил, что если такая икона и была, то, по всей видимости, отправлена в Петербург, где к тому времени открылось монастырское подворье.
Поиски в городе на Неве
Вернувшись в Петербург, Андреева первым делом поспешила на Нарвскую сторону, где находилось подворье Валаамского монастыря. Однако, к её великому разочарованию, и там заветного образа не оказалось. Икона Валаамской Божьей Матери исчезла так же бесследно, как ночное видение, посетившее когда-то рабу Божью Наталью.
Но какой-то внутренний голос не переставал внушать ей, что дивный образ, избавивший её некогда от страданий, реально существует и именно ей суждено его отыскать. Исполнившись верой в своё столь чудное предназначение, Наталья Андреевна в третий раз отправилась на остров.
Второе пророческое видение
Уповая в своих трудах на помощь валаамских святых, она начала с того, что отслужила молебен перед их мощами. В первую же ночь, проведённую в монастырской гостинице, Андреева увидела чудный сон, который наутро поспешила рассказать уже знакомому ей отцу Пафнутию – тому самому ризничему, к которому обращалась в прошлый свой приезд.
Ей снилось, что, блуждая по монастырю и не переставая молиться Божьей Матери, подошла она к старинной церкви Николая Чудотворца, давно упразднённой и закрытой по причине крайней ветхости. И вот там, стоя на паперти, раба Божья Наталья вдруг явственно услышала обращённый к ней голос с небес: «Ты скоро меня разыщешь. Я здесь».
Не успели смолкнуть звуки голоса, как церковную дверь вдруг отворил неизвестно откуда появившийся старец в синей камилавке, в котором Андреева тут же узнала преподобного Сергия Валаамского, пред образом которого в тот день молилась. Он указал ей внутрь, где в глубине храма, среди старой церковной утвари, стояла в углу икона Валаамской Божьей Матери.
Значение сна было вполне очевидным – сама Царица Небесная указывала ей место, где находился её чудотворный образ. Но прежде чем совершить святое дело, Наталья Андреевна сочла своим долгом сначала причаститься и во святых дарах обрести силы. Три дня она постилась и готовила себя ко причастию святых даров, а накануне ночью во сне увидела выходящего из церкви отца Пафнутия, в руках которого был тот самый образ.
Обретение святого образа
Причастившись на ранней литургии святых даров и едва выйдя из церкви, Андреева увидела перед собой толпу богомольцев, впереди которой торжественно шёл отец Пафнутий, неся пред собой образ Пресвятой Богородицы. Сцена, несомненно, являлась продолжением её сегодняшнего сновидения. Поравнявшись с Андреевой, священник срывающимся от волнения голосом произнёс одно лишь слово: «Она?» Сомнений не оставалось, это была та самая икона Валаамской Божьей Матери, столь чудным образом исцелившая её десять лет назад.
Появление отца Пафнутия с иконой в руках перед Натальей Андреевной объясняется следующим образом. Услышав её рассказ о виденном во сне, он также истолковал его как знамение свыше и, получив благословение у настоятеля, отправился в старую церковь, двери которой не отпирались уже много лет. В ней он и обрёл святыню, стоявшую в углу, среди потемневших от времени икон с едва различимыми ликами святых, а также сломанных аналоев и прочей отслужившей свой век церковной утвари.
Прославление чудотворной иконы
Чудесный образ поместили в главный монастырский собор и перед ним в тот же день отслужили торжественный молебен с водосвятием, во время которого произошло немало новых исцелений. Молитва Валаамской иконе Божией Матери, возносимая с верой и упованием, всегда бывала услышана.
Обо всех чудесах были сделаны подробные записи, и, чтобы ни у кого впоследствии не возникло сомнений в их достоверности, каждую страницу заверили подписями многочисленных свидетелей. Когда в 1901 году обитель возглавил игумен Гавриил, он вложил в нижнюю часть иконы величайшую святыню – частицу ризы Божьей Матери.
Вскоре после того как Валаамская икона Божией Матери приобрела славу своими чудотворениями и к ней потянулись тысячи паломников, удалось установить имя написавшего её мастера. Им оказался подвизавшийся некогда в монастыре иеромонах Алипий (Константинов).
Образ Богородицы он завершил в 1887 году, незадолго до своей кончины, как раз в то время, когда Наталья Андреевна простудилась. Как удивительно оказались связаны между собой эти два события – в тиши монастыря художник написал икону, а в Петербурге в это время заболела женщина, недуг которой в конечном итоге послужил её прославлению.
Иконография Валаамского чудотворного образа
Остановимся подробнее на том, что представляет собой Валаамская икона Божией Матери, фото которой представлено в статье. По мнению искусствоведов, она принадлежит к типу богородичных образов, берущему своё начало из Византии и именуемому «Панагия», что в переводе означает «Всесвятая». Также эта икона по своему композиционному построению может быть отнесена к иному, но близкому типу «Никопея» – «Победительница».
С ними её роднит изображение Богородицы, стоящей в полный рост и держащей перед собой младенца, благословляющего зрителя жестом правой руки. Однако держава, находящаяся в его левой руке, не византийского происхождения. Эта деталь композиции характерна для западноевропейских икон «Христос – Спаситель мира».
Икона Валаамской Божьей Матери имеет любопытную деталь, являющуюся уникальной в православной иконописи: Царица Небесная изображена с босыми ногами, они видны из-под края её облачения. Ничего подобного не встречается в иных богородичных иконах восточной церкви.
Отъезд на чужбину
До 1940 года остров Валаам принадлежал Финляндии, и среди прочих святынь там находилась Валаамская икона Божией Матери. Празднование дня её обретения, некогда многолюдное за счёт паломников, приезжавших из Петербурга и прочих российских городов, после революции стало совершаться лишь насельниками обители да теми немногими её почитателями, что после октябрьского переворота иммигрировали на Запад.
Когда же по окончании Финской войны Ладога со всеми её островами была присоединена к Советскому Союзу, насельники монастыря, покинув обжитое место, перебрались в глубь Финляндии, где ими был основан монастырь, получивший название «Новый Валаам». С собой они постарались увезти всё, что было возможно. В первую очередь, разумеется, взяли наиболее дорогие им святыни, среди которых были кресты, иконы, церковные книги и облачения.
Так оказался в Финляндии и чудотворный образ, некогда исцеливший Наталью Андреевну и многих других паломников. Тропарь Валаамской иконе Божией Матери, написанный вскоре после её обретения, отныне стал звучать на чужой земле, и с каждым годом всё больше православных финнов стало приходить к ней, чтобы в молитвах испросить через неё заступничества Царицы Небесной. Там же она находится и по сей день, установленная в главном храме обители – Преображенском соборе (фото в конце статьи) и по праву считающаяся главной монастырской святыней.
Последующая судьба острова Валаама и его монастыря
А на покинутом монахами острове на протяжении почти всего советского периода религиозная жизнь не возобновлялась. Длительное время там находился дом инвалидов войны и труда, куда несчастных калек привозили с материка подчас в принудительном порядке. Лишь в шестидесятые годы этот дивный уголок северной природы был открыт для туристов, а через десять лет помещения бывшего монастыря и принадлежавших ему скитов получили статус музея-заповедника. Тогда же началась их реставрация.
Возрождение монастыря началось в сентябре 1989 года, когда решением правительства Карелии его территория и все находившиеся на ней постройки были переданы в пользование Ленинградской епархии. День Валаамской иконы Божией Матери, отмечаемый, как уже говорилось, в первое воскресение после праздника святых апостолов Петра и Павла, был официально установлен в 2002 году указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Среди прочих сооружений сохранилось и здание той самой, упразднённой когда-то Никольской церкви, в которой была обретена чудотворная икона. После капитального ремонта и надлежащей реставрации в ней был создан храм Валаамской иконы Божией Матери. В нём находится список, сделанный с оригинала, навсегда оставшегося в Финляндии.
Валаамская икона Божией Матери: в чем помогает?
Само прославление Валаамской иконы, через которую было явлено немало чудес, началось с исцеления страждущей петербурженки, о котором подробно рассказывалось выше. Это положило начало традиции молить перед этим образом Пресвятую Богородицу об избавлении от недугов и даровании здоровья. Примеров того, как щедро изливалась на молившихся Благодать Божия и они обретали просимое, очень много. Большинство таких случаев записаны в монастырских книгах и подтверждены подписями свидетелей. Трудно даже представить, скольким принесла желаемое исцеление Валаамская икона Божией Матери.
О чем молятся ещё перед этим дивным образом? Разумеется, нельзя сводить представление о помощи, ниспосылаемой Царицей Небесной, лишь к исцелению человеческой плоти, сколь бы ни было это важно для нас. Милость её безгранична, и, предстательствуя перед Господом, она ходатайствует об исполнении всех молитв, идущих от чистого сердца и укреплённых верой. Не оставит Богородица без своего участия тех, кто перед её честным образом просит о воцарении мира в семье, о благополучном разрешении от беременности, о вразумлении детей и наставлении их на путь истинный.