"Иван Васильевич меняет профессию": роли и актеры. "Иван Васильевич меняет профессию": цитаты из фильма

Этот фильм стал легендой советского кино. Его любят и взрослые, и дети, а цитаты из фильма стали невероятно популярными и используются по сей день.
В этой статье речь пойдёт о замечательном кино "Иван Васильевич меняет профессию".

Как всё начиналось

Фильм "Иван Васильевич меняет профессию" снял великий режиссёр той эпохи Леонид Гайдай на киностудии "Мосфильм". Вдохновила его на это сатирическая пьеса Михаила Булгакова "Иван Васильевич". Режиссёр с трепетным благоговением относился к творчеству Булгакова, пытался поставить картину по его произведению под названием "Бег", но жёсткая цензура Госкино не одобрила эту идею. И спустя некоторые время, а точнее в 1973 году, Гайдай воплотил свою мечту - и на экраны телевизоров вышел фильм "Иван Васильевич меняет профессию", который навсегда покорил сердца телезрителей всех возрастов.

Переписанный сюжет

Режиссёр не был бы режиссёром, если бы не внёс ни одного исправления в изначальный сценарий. В случае с Гайдаем поправки практически полностью изменили пьесу Булгакова, тем самым адаптировав её для зрителя советского времени. Поговаривают, что вдова писателя Булгакова, Елена Сергеевна, из-за этого пылала праведным гневом. Она настолько переживала тот факт, что гениальное произведение её мужа переделали какой-то Гайдай в паре с Владленом Бахновым, что заболела от расстройства и умерла, так и не увидев окончательный вариант фильма.

актёры иван васильевич меняет профессию

Между двумя эпохами

Действие фильма происходит в двух временных промежутках - в 20 и 16 веках. Полностью погружённый в идею путешествий в прошлое и будущее, изобретатель Алексадр Сергееич Тимофеев (он же Шурик) путём долгих изысканий сконструировал машину времени. При очередном запуске эксперементального аппарата произошло короткое замыкание, которое спровоцировало взрыв, а сам учёный потерял сознание.

фильм иван васильевич меняет профессию

Законная жена изобретателя, взбаламошная и избалованная славой актриса Зина, по возвращении домой со съёмок обнаруживает сильно задымленную квартиру и мужа в бессознательном состоянии. Судя по всему, отношения супругов охладели из-за отсутствия взаимопонимания. К тому же у Зины есть новый возлюбленный - режиссёр Якин, у которого она снимается. Приведя в чувство мужа, Зина сообщает ему нелицеприятную новость: она уходит от него и уезжает с Якиным на курорт, в Гагры. Александр, конечно же, в полнейшей растерянности и не пытается отговорить супругу от столь безрассудного поступка. Зина собирает вещи и покидает квартиру, оставив учёного в компании одной лишь чёрной кошки.

Эксперименты изобретателя порядком надоели соседям: Ивану Васильевичу Бунше и его жене Ульяне Андреевне. Иван Васильевич приходит к учёному с намерением устроить скандал по поводу вылетевших пробок.

Тем временем в смежной квартире прославленного на весь город стоматолога Шпака орудует вор-рецидивист с оригинальным именем Жорж Милославский. При помощи опыта, ловких рук и набора отмычек он забрался в богато обставленную квартиру с твёрдым намерением избавить её владельца от нажитого добра.

Далее события разворачиваются следующим образом. Учёный пытается доказать Ивану Васильевичу безопасность устройства и запускает машину времени на минимальной мощности. Происходит странное и неожиданное - стена между квартирами учёного и стоматолога просто-напросто растворяется! Ошарашенный вор, пойманный с поличным, входит в квартиру изобретателя и начинает проявлять недюжиный интерес к аппарату, способному убирать стены. Шурик с гордостью демонстрирует своё изобретение и слегка увеличивает мощность. В результате этого происходит непредвиденное: на месте квартиры стоматолога Шпака оказываются... царские палаты! На массивном троне важно восседает сам царь Иоанн Грозный, прославившийся своей жестокостью, а подле него стоит верный писарь Феофан.

Царь с Феофаном, увидев странное помещение, принимают его за ад, а людей, одетых в непонятную одежду, моментально считают демонами. Писарь в панике бросается за стражниками, а неустрашимый царь пугается обычной чёрной кошки и убегает в квартиру учёного.

В царских палатах начинается заварушка: стражники швыряют в пришельцев копья, Жорж Милославкий уворачивается и отвечает им тем же. В результате схватки никто не пострадал, однако одно из копий попало в машину времени. Естественно, аппарат заклинивает, валит сноп искр, а пропавшая стена возвращается на своё законное место. В итоге сосед учёного, Иван Васильевич Бунша, вместе с вором Милославским остаются в царских палатах, а шокированный происходящим царь Иоанн Грозный - в квартире у Александра Тимофеева.

иван васильевич меняет профессию цитаты

Затерянные в палатах

Оставшиеся в 16 веке сосед учёного и вор в панике прячутся от разгневанной стражи. Наблюдательный Милославкий вдруг замечает, что Иван Бунша очень похож на Иоанна Грозного. Хитрый рецидивист уговаривает Буншу переодеться в царские одеяния и прикинуться царём. А чтобы скрыть жидкую бородку новоявленного царя, Жорж перевязывает лицо Бунши платком, будто у того болит зуб. Сам же вор одевается в княжеские одежды и притворяется князем и близким другом царя. Стража не замечает подмены, и опасность обходит переселенцев стороной.

А настоящий Иоанн Грозный тем временем мается в квартире учёного. Он с интересом рассматривает холодильник, люстру и прочие предметы обихода стреднестатического советского человека. Царь умоляет изобретателя вернуть его назад, в палаты. Однако машина времени сломана, а нужную для её починки деталь нужно купить в магазине. Шурик уходит искать деталь, а Иоанн остаётся один в квартире, где с ним происходят разные нелепости, например, встреча с экстравагантной женой Бунши и работниками милиции.

кино иван васильевич меняет профессию

Тем временем в 16 веке в царских палатах идёт полным ходом пир. К Бунше пожаловал посол от шведского короля и просит отдать Кемскую волость. Перебравший алкоголя самозваный царь едва не согласился, однако самопровозглашённый князь Милославский уговаривает его не разбрасываться чужим добром, особенно с таким размахом. Супруга царя, красавица Марфа Васильевна, покорила сердце Бунши, он окончательно потерял голову и утратил бдительность. Его опрометчивые поступки наталкивают царских стражников на мысль, что их грозного царя подменили. Стрельцы собираются взять самозванцев в плен, и в этот самый момент учёный из 20 века наконец-то починил агрегат. Машина времени заработала, стена исчезла, а запыхавшиеся Бунша и Милославский возвращаются в своё время.

иван васильевич меняет профессию фразы

Раздвоение личности

К несчастью, настоящий Иоанн Грозный не вернулся в 16 век, так как попал в милицию. Доблестные стражи порядка в ходе допроса арестованного приходят к выводу, что тот тронулся умом. А Милославский и Бунша являются к милиционерам, чтобы освободить несчастного арестанта. Бунша сообщает правозащитникам о том, что он исполнял обязанности царя в 16 веке, и они решают вызвать санитаров, чтобы отправить двух чокнутых в сумасшедший дом. Санитары приехали как раз в тот момент, когда в милицию явилась жена Бунши. Её попросили указать, кто из них - её муж. Бедная Ульяна Андреевна в полнейшей растерянности утверждают, что оба они - её мужья. Она приходит к выводу, что сумасшествие коснулось её тоже, и решает ехать с обоими Иванами в психбольницу.

Милославский понимает, что его афера с ограблением квартиры стоматолога раскрыта, и решает скрыться. Однако милиционеры раскусили его план и организовали за вором погоню. Иоанн Грозный улучает момент и, пользуясь всеобщей неразберихой, бежит в квартиру учёного. Изобретатель включает машину времени, и царь оказывается у себя в палатах...

...Спустя время учёный приходит в себя на полу собственной квартиры и понимает, что и царь, и перемещение во времени - всё это оказалось лишь сном. С работы возвращается никогда и никуда не уезжавшая жена Зина. Шурик задаёт ей массу вопросов и про Якина, и про Гагры, и оказывается, что режиссёра с такой фамилией у них на киностудии вообще нет! Учёный постепенно понимает, что ему всё просто привиделось. Он почти уже успокоился, но вдруг заметил обронённую Иоанном Грозным в спешке царскую шапку, которая загадочным образом превращается в кошку. Кошка произносит человеческим голосом слово "чао!", и на этом приключения всех героев фильма заканчиваются.

В фильме снимались

Режиссёр Гайдай весьма серьёзно отнёсся к выбору исполнителей ролей. Была проведена масса кинопроб, и в итоге в съёмках приняли участие лучшие актеры. "Иван Васильевич меняет профессию" - это просто соцветие талантливейших людей! Каждый из них великолепно справился со своей ролью! Трудно представить на их месте кого-либо ещё.

Кстати, изначально в этом кино должны были сниматься совершенно другие актеры. "Иван Васильевич меняет профессию" после прочтения сценария именитыми профессионалами кинематогрофа показался им пустым и нежизнеспособным.

Наример, Юрий Никулин отказался сниматься в роли царя, сославшись на то, что фильм получится неинтересным и не заинтересует телезрителей. Гайдай расстроился, но не опустил руки. На роль Иоанна Грозного пробовались, но не подошли по тем или иным причинам Георгий Вицин и Евгений Евстигнеев - замечательные и любимые всеми актеры. "Иван Васильевич меняет профессию" вошёл в историю именно с тем актёрским составом, который утвердился только после того, как было проведена колоссальная работа по подбору исполнителей. По сей день это кино радует каждым показом, а актёрская игра не перестаёт восхищать даже нынешнее поколение.

В фильме "Иван Васильевич меняет профессию" роли исполняли:

  • Александр Демьяненко (всеми любимый Шурик) - одержимый своей работой учёный-изобретатель Александр Иванович Тимофеев.
  • Юрий Яковлев - великий царь Иоанн Грозный и трусоватый подкаблучник Иван Васильевич Бунша.
  • Леонид Куравлёв - вор-домушник с яркой внешностью ловеласа и экстравагантным именем Жорж Милославский.
  • Савелий Крамаров - простоватый и верный царю писарь Феофан.
  • Владимир Этуш - знаменитый стоматолог со звучной фамилией Шпак.
  • Наталья Крачковская - любительница париков и скандальная супруга Бунши.
  • Михаил Пуговкин - любвеобильный режиссёр-обманщик Якин.
  • Наталья Селезнёва - очаровательная жена изобретателя Тимофеева.
  • Нина Маслова - скромная и кокетливая царица Марфа Васильевна.
  • Сергей Филлипов - настойчивый посол шведского короля.

иван васильевич меняет профессию снимался

Место съёмки изменить нельзя

Гайдай приступил к работе в мае 1972 года. Фильм "Иван Васильевич меняет профессию" снимался почти год. Съёмки проходили в разных местах: на набережной Ялты, в Ростовском Кремле и на Новокузнецой улице.

В Ялте снимался только один эпизод фильма "Иван Васильевич меняет профессию": Якин сидит в шезлонге на набережной и наблюдает за съёмками клипа к песне "Звенит январская вьюга", а его протеже Зиночка идёт по берегу и делает вид, что поёт. Кстати, по-настоящему песню исполняет не Наталья Селезнёва, а Нина Бродская.

Действия в царских палатах снимались в Ростовском Кремле - бывшей резиденции митрополита Ростовской епархии, которая находится почти в сердце Ростова на берегу озера Неро.

Квартиры изобретателя, стоматолога и их соседей, а также магазин радиотоваров распологались на Новокузнецкой. Ремонт в них специально был сделан так, чтобы показать разницу между именитым зубным врачом и простым инженером.

Очень интересно представлена профессия стоматолога в фильме "Иван Васильевич меняет профессию": Шпак имеет много импортных вещей, а его квартира отремонтирована более изысканно, чем квартиры его соседей. Таким образом, зритель в который раз убеждался в том, что везде нужен "блат", а вещи можно "достать из-под полы".

Команда профессионалов

Чтобы получилось хорошее кино, одной гениальной игры актёров, даже самых именитых, недостаточно. Для действительно замечательного фильма нужны осветители, гримёры, художник-постановщик, балетмейстер, композитор, звукооператор, дирижёр, ассистенты. При съёмках всегда задействуется огромное количество профессионалов, которые в итоге остаются за кадром, в тени. А ведь они стараются не меньше, чем актеры! "Иван Васильевич меняет профессию" - это фильм, в котором наиболее удачно сочетается гений Гайдая и Бахнова, мастерство актёрского состава и профессионализм съёмочной группы.

Без киноляпов - никуда

Естественно, как и при любой съёмке, в этом кино есть свои недочёты и исторические несоответствия. Тем, кто их не заметил, наверняка будет интересно о них узнать:

  • Например, в фильме Бунша берёт в руки царские державу и скипетр, а на самом деле эти символы власти появились не в 16 веке, а в 17.
  • В милиции Иоанн Грозный утверждает, что он родился в 1533 году, а на самом деле - в 1530. К тому же летоисчисление в те времена велось от сотворения мира, а не от Рождества Христова, то есть на самом деле царь должен был назвать совсем другую цифру - 7041 год.
  • Шведский посол говорит на немецком, а не на шведском языке.

И тем не менее уже после первого просмотра народ влюбился в фильм "Иван Васильевич меняет профессию". Фразы, звучащие в нём, навсегда остались притчей во языцех.

Всех вылечат

Даже сейчас, когда от Советсого Союза осталось лишь воспоминание, бессмертное кино Леонида Гайдая по-прежнему привлекает к экранам телевизоров своих поклонников не только интересным сюжетом. Что же помимо красивой картинки любят зрители в фильме "Иван Васильевич меняет профессию"? Цитаты! Искромётные, ёмкие, смешные... Каждая из них - незабываемый перл. Гайдай и Бахнов при перекраивании пьесы Булгакова добились того, что после показа "Иван Васильевич меняет профессию" цитаты из фильма стали использовать всегда и везде, и они остаются уместными и по сей день. Вот наиболее популярные из них:

  • "И тебя вылечат".
  • "Танцуют все!"
  • "Храните деньги в сберегательной кассе!"
  • "Очень приятно, царь!"
  • "Вас уже выпустили из сумасшедшего дома?"
  • "Меня терзают смутные сомнения..."
  • "Марфуша, нам ли быть в печали?"
  • "Эй, человек! Почки один раз царю!"
  • "Требую продолжения банкета!"
  • "Положь трубку!"
  • "Это я удачно зашёл!"
  • "Замуровали демоны..."
  • "Ты чьих будешь?"
  • "Оставь меня, старуха, - я в печали..."
  • "Жди меня - и я вернусь"
  • "Вельми понеже...премного вами благодарен..."

Финансовый отчёт

Если сравнивать с Голливудом, советкиое кино не было столь прибыльным бизнесом. Но всё же по тем временам зарплата и у режиссёра, и у актёров, а также у всей съёмочной группы была достойная.

Например, Гайдай получил 7948 рублей, гонорары же актёров составляли разные суммы. Самые большие зарплаты были у Юрия Яковлева (4350 рублей), Леонида Куравлёва (2312 рубля), Александра Демьяненко (1663 рубля) и Савелия Крамарова (1129 рублей). Михаил Пуговкин и Владимир Этуш получили около 700 рублей каждому, а обе Натальи - Крачковская и Селезнёва - заработали почти по 400 рублей.

иван васильевич меняет профессию роли

Время не стоит на месте. Голливудские блокбастеры заполонили кинотеатры, телевизоры и интернет-пространство. И всё же шикарный фильм "Иван Васильевич менят профессию" навсегда останется бессмертной классикой советского кино. И хочется верить, что подрастающее поколение полюбит этот фильм так же, как любят его те, кто родился в 20 веке.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
А для меня, при всем глубоком уважении к Александру Демьяненко, в роли Шурика представляется только Валентин Погорельцев! Видела его фотопробы на эту роль, мне кажется, он вписался бы очень органично. Хотя это лишь мое мнение и я ни коем образом не желаю обидеть поклонников прекрасного актера Александра Демьяненко.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.