Мы живем в эпоху галопирующей урбанизации, когда города разрастаются, и увеличивают свое население с каждым днем. Вместе с этим растет и количество транспортных средств на городских улицах: автомобилей, грузовиков, автобусов и трамваев. Но очень часто городские дороги совсем не предназначены для таких мощных транспортных потоков. Как города решают эту проблему и как происходит борьба с транспортными пробками?
Дорожная пробка - что это?
Транспортная пробка (или дорожный затор) представляет собой чрезмерное скопление транспортных средств на определенном участке дороги. При этом участники дорожного движения движутся с очень маленькой скоростью или не двигаются вовсе.
Что интересно, согласно действующим в нашей стране Правилам дорожного движения, у нас не существует понятия "затор" или "пробка" в правовом поле. Косвенно о заторах идет речь лишь в одном пункте Правил - пункте 13.2. Правда, в 2006 году на территории РФ было принято ввести новый дорожный знак (временный), предупреждающий водителей о заторах на трассе.
Борьба с пробками в мире - это одна из глобальных городских задач. Ведь наличие постоянных пробок в городе плохо влияет на его функциональность, часто может даже парализовать нормальную жизнь городской системы. Ведь если представить город в виде большого организма, то его пути сообщения и дороги можно сравнить с артериями человеческого тела. Поэтому муниципалитеты самых крупных мировых городов большое внимание уделяют этой проблеме, изобретая все новые способы борьбы с пробками.
Уличные пробки - немного истории
В это сложно поверить, но проблема дорожных заторов появилась очень давно. Пробки имели место в городах уже в XVII веке, и это были каретные пробки! Именно в это время на городских улицах появилось много карет, с которыми узким улочкам было сложно справиться.
Вторая волна дорожных заторов в больших городах припадает на конец XIX века, когда появился такой вид общественного транспорта, как трамвай. На некоторое время проблему пробок удалось решить в 20-30-х годах ХХ века в связи со строительством систем метрополитенов в крупных городах. Однако во второй половине ХХ столетия эта проблема снова дает о себе знать и до наших дней борьба с пробками в мире остается актуальной задачей.
Самые крупные дорожные заторы в истории
История зафиксировала множество примеров крупных городских пробок. Предлагаем вашему вниманию три самые известные из них:
- Нью-Йорк, 1969 год. Пробка длиной в 70 (!) километров. Причина: крупный рок-фестиваль в городе.
- Чикаго, 2011 год. Произошел настоящий коллапс транспортной системы города, пробки продолжались до 12 часов. Причина: снежная буря.
- Сан-Паулу, 2013 год. Это пока самый грандиозный дорожный затор за всю историю, он достиг длины в 309 километров!
Главная причина - человеческий фактор
Причин этого явления на самом деле очень много. Однако самой главной причиной транспортной пробки считается человеческий фактор. На дороге очень часто можно встретить личностей в стиле "а я проскочу!". Как результат - аварийная ситуация на оживленной трассе, затор и сотни водителей с испорченным настроением. Легкомысленное и несерьезное отношение к дорожному движению может иметь очень негативные последствия. Также пробки могут образовываться и вследствие неожиданной поломки автомобиля на трассе. Такое может произойти с каждым и в любом месте.
Однако случается и так, что затор образуется на ровной широкой дороге, без каких-либо на то причин. Вот такие случаи гораздо интереснее, в частности, для исследователей-урбанистов, и борьба с уличными пробками в таком случае становится еще более сложной.
Причины дорожных заторов
Причины их возникновения могут быть объективными и субъективными, постоянными или ситуативными. И стоит отметить, что борьба с транспортными пробками - это не столько борьба с самими заторами, сколько борьба с их причинами. Поэтому этот вопрос требует к себе тщательного изучения.
Рассмотрим самые основные и распространенные причины:
- нарушения в конструкции проезжей части;
- наличие сложных нерегулируемых перекрестков;
- отсутствие карманов на остановках общественного транспорта;
- нарушения в работе светофоров;
- наличие стоянок в не оборудованных для этого местах дороги.
Это были постоянные причины заторов. К ситуативным (или случайным) причинам можно отнести следующие:
- блокирование движения для перемещения кортежей;
- ремонтные работы на дорогах;
- погодные условия (бури, снегопады, ливни и т.п.);
- грубые нарушения правил дорожного движения отдельными участниками движения;
- аварийные ситуации на дороге.
Основные последствия дорожных заторов
Последствия заторов на дорогах могут быть очень негативными. В частности, это:
- снижение пропускной способности проезжей части;
- экономический ущерб для всего города;
- потеря драгоценного времени участниками движения;
- увеличение вредных выбросов в городскую среду;
- увеличение расхода топлива;
- шумовое загрязнение городской среды;
- лишние стрессы для водителей и жителей города.
Уличные пробки и наука
Интересно отметить, что борьба с дорожными пробками волнует не только представителей властей, но и ученых, в частности, математиков. Они применили метод математического моделирования, чтобы ответить на вопросы: "откуда берутся пробки?" и "как с ними бороться?".
Ученые уже выяснили, что заторы могут возникать и без видимых на то причин и предпосылок. Поэтому они пришли к выводу, что пробки часто могут возникать на улицах города вследствие агрессивности в поведении некоторых участников движения.
Первым историческим примером решения данной проблемы можно считать обращение в парижскую мэрию известного ученого Блеза Паскаля еще в 1654 году. Он предложил оптимизировать процесс движения карет по французской столице. Основательные исследования транспортных потоков ведутся уже на протяжении ста лет.
Борьба с дорожными пробками: классические способы
Над решением этой злободневной проблемы ломают головы сотни умов во всем мире. С помощью серьезных практических и теоретических исследований человечество смогло разработать следующие методы борьбы с пробками:
- усовершенствование развязок и перекрестков, а также строительство новых;
- налаживание работы общественного транспорта (здесь ярчайший в мире пример - бразильский город Куритиба);
- применение полос с переменным направлением движения;
- правильная регулировка работы светофоров;
- расширение проезжей части дорог;
- введение платы за въезд в определенные (проблемные) районы города;
- пропаганда рационального поведения на дороге;
- развитие метрополитена, а также велосипедного транспорта;
- активное использование компьютерных методов и технологий.
Борьба с пробками в мире: интересные примеры
От дорожных заторов больше всего страдают крупные мегаполисы: Нью-Йорк, Сингапур, Сан-Паулу, Чикаго, Москва и другие города.
Интересно пытаются решить проблему с заторами в Афинах. Там в будние дни по четным числам на улицы разрешается выезжать лишь тем машинам, номера которых заканчиваются на четное число. По нечетным датам календаря - все наоборот. Таким образом, каждая машина может выезжать в город через день. Если полиция заметит в городе автомобиль, который нарушил эти правила, то его владельцу придется заплатить штраф в 72 евро. Подобный метод применяют и в Сан-Паулу.
А вот в Сингапуре с пробками борются квотами. Как известно, этот город очень сильно страдает дефицитом пространства. Поэтому в Сингапуре водителю нужно не просто приобрести автомобиль, но еще и купить квоту на его использование. Квоты продают на торгах, а средняя стоимость их составляет около 8000 долларов.
А как же происходит борьба с пробками в Москве? На данный момент вся борьба сводится в основном к строительству новых развязок и станций метро. Очень полезным проектом в борьбе с пробками стал интернет-ресурс "Яндекс-Пробки", который располагает оперативной информацией по состоянию транспортных потоков в городе.
Таким образом, транспортные заторы - это неизбежное последствие процессов урбанизации. Борьба с пробками в мире ведется по-разному, а ученые, работающие над этой проблемой, разрабатывают все новые и новые методы такой борьбы.