Михаил Юрьевич Лермонтов со всей уверенностью может быть назван великим русским литератором. Его необычайному таланту не дала в полную силу раскрыться короткая, трагично оборвавшаяся жизнь. Самые интересные факты о Лермонтове включают в себя свидетельства о роковых случайностях, преследовавших поэта до самой могилы. Оставшиеся после его смерти работы в жанре поэзии, прозы и драматургии, самые ранние из которых написаны в четырнадцатилетнем возрасте, дают представление о том, какой величины гений был потерян для отечественной и мировой литературы.
Проявление нового гения
Необычайный талант Лермонтова стал известен широкой публике в 1837 году, после стихотворения, посвящённого Александру Сергеевичу Пушкину и его роковой гибели. С того времени практически ни один очерк о Лермонтове не обходится без упоминания имени Пушкина, и многие критики начинают считать молодого поэта его преемником.
Известно, что на похоронах Пушкина друг погибшего гения, литератор и общественный деятель В. Ф. Одоевский в отчаянии произнёс: «Закатилось солнце русской поэзии!» Впоследствии эти слова появились и в его некрологе. Казалось, что больше нет и никогда не будет второго такого же мастера русского слова, каким был Пушкин. Но очень скоро стало очевидно, что это далеко не так.
Луна русской поэзии
Появление трагичного и гневного стихотворения, написанного мало кому тогда известным корнетом Михаилом Лермонтовым, не только вызвало недовольство в высших кругах, но и продемонстрировало, что на литературном небосклоне восходит новое светило. Если Пушкин был безвременно закатившимся солнцем русской поэзии, то пришедший ему на смену Лермонтов стал восходящей луной. В этом аллегорическом сравнении двух великих поэтов кроется даже больше смысла, чем кажется на первый взгляд. Творчество Пушкина, будь то поэзия или проза, пронизано солнечными лучами и сверкает ярким золотом. В то время как произведения Лермонтова излучают свой неповторимый, яркий и чистый свет, наполненный таинственной, мистической красотой и благородным серебряным сиянием.
Оценка Белинским поэзии и прозы Лермонтова
Для всех изучающих творчество поэта особый интерес могут представлять высказывания великих людей о Лермонтове. Вернувшись из первой кавказской ссылки, в которую был отправлен за стихи на смерть Пушкина, молодой поэт Михаил Лермонтов представил читателям и критикам огромное количество новых стихотворений, а также поэмы «Демон» и «Мцыри». Произведения нового автора были тепло встречены не только читающей публикой, но и видными представителями литературной критики тех лет. Особенно стоит отметить мнение Виссариона Григорьевича Белинского, которого называли «властителем дум молодёжи» середины XIX в.
Тем ценнее высказывания Белинского о Лермонтове, что знаменитый критик одним из первых разглядел необыкновенный природный дар молодого поэта. «Юный могучий талант Лермонтова нашёл не только ревностных почитателей, но и ожесточённых врагов, что бывает уделом только истинного дарования», — подчёркивал Белинский в своей статье «Стихотворения Михаила Лермонтова», вышедшей в 1840 г. в журнале «Отечественные записки». В той же рецензии влиятельный критик отметил огромный творческий потенциал молодого литератора, поскольку «уже первые опыты Лермонтова пророчат в будущем нечто колоссально великое». Кроме того, Белинский справедливо замечает: «Талант Лермонтова поражает невольно удивлением всякого, у кого есть эстетический вкус».
Великий писатель и цельная натура
В переписке 1839 г. Белинский восхищённо отзывается о стихотворении «Три пальмы» и отмечает, что автор сего произведения — «новое могучее дарование». Белинский пишет, что у молодого русского поэта «роскошный» и даже «дьявольский» талант, «в котором таится что-то великое». Тем самым публицист вновь подчёркивает высшую степень литературной одарённости Лермонтова, его постепенно проявляющуюся гениальность.
Прочтя роман «Герой нашего времени», Белинский отозвался не менее восторженно: «Слог повести — то блеск молнии, то удар меча, то рассыпающийся по бархату жемчуг! Основная идея так близка сердцу всякого, кто мыслит и чувствует, что всякий... увидит в ней исповедь собственного сердца».
И хотя первая встреча знаменитого критика с преемником Пушкина оказалась неудачной, тем не менее их вторая личная беседа сложилась прекрасно. Белинский остался в восторге не только от произведений Лермонтова, но также от эстетических вкусов и жизненных воззрений поэта. По мнению Виссариона Григорьевича, Лермонтов как человек был «полной и целостной натурой», являл собой «глубокий и могучий дух». Характеризуя личность поэта, критик отмечает, что ему «отрадно было видеть в его охлаждённом, озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в достоинство того и другого».
Знаменитые люди о Лермонтове
Ф. Боденштедт, один из переводчиков Михаила Юрьевича, заметил, что хотя тот был «субъективный поэт, он умел в то же время быть и объективным», а потому «имеет то общее с великими писателями всех времен, что творения его верно отражают его время со всеми его хорошими и дрянными особенностями».
Михаил Лермонтов был не только литературным гением, но и представителем того общества, к которому принадлежал. Значит, тем ценнее для изучения творческого наследия поэта разнообразные высказывания великих людей о Лермонтове. Примечательно, что далеко не все эти люди были близко знакомы с поэтом, а мемуары многих написаны спустя годы после его смерти, поскольку лермонтовская биография находилась под запретом царской цензуры. Однако в имеющихся письменных источниках от знаменитых современников Лермонтова можно найти много интересного и познавательного материала.
Не столь широко известны, как критические статьи Виссариона Белинского, но представляют не меньший интерес высказывания о Лермонтове другими поэтами, которые можно встретить в посвящённых ему стихотворениях, письмах современников, мемуарах, статьях и т. д.
Аполлон Григорьев о Лермонтове
Известный поэт, переводчик и литературный критик XIX в. Аполлон Григорьев писал, что Михаил Лермонтов «занимает видное место в истории нашего душевного брожения как истинный поэт скорби своего поколения». Также Григорьев отмечал революционные мотивы многих лермонтовских стихотворений, поскольку в них «личность дошла до крайних пределов своего протеста». По мнению критика, выраженные в стихах стремления к переменам и дух свободы стали причиной, почему «оппозиция застоя... сразу поняла в Лермонтове то великое, которое в нём было».
Поэтические посвящения
Определения «великий», «целостный», «глубокий» сопровождают многие высказывания о Лермонтове. Другими поэтами также отмечается необычайно сильный творческий дар, порождавший лермонтовские произведения. Его «строки, как удар кинжальный, под сердце самое вошли», – заворожённо утверждает поэт советской эпохи Ярослав Смеляков. "В своём непрерывном анализе окружающего социального климата Лермонтов «никогда не мог быть безучастным», – пишет основоположник русского символизма Валерий Брюсов и, отмечая многоликость и временами даже противоречивость лермонтовской лирики, добавляет, что тот «от гимнов... к проклятиям спешил».
Константин Бальмонт о Михаиле Юрьевиче
Своеобразные впечатления и высказывания о Лермонтове другими поэтами нашли отражение во многих посвящённых ему стихотворениях. Например, Константин Бальмонт, известнейший поэт конца XIX – начала XX вв., посвятил памяти Михаила Юрьевича следующие строки:
В этом же стихотворении Бальмонт с восхищением признаёт, что Лермонтов «полновластный гений», и даже «нечеловеком был». Многочисленные высказывания о Лермонтове другими поэтами, одни из которых были его современниками, а другие жили десятилетия спустя, в своей совокупности дают понимание того, что мощная сила, заключённая в лермонтовской поэзии, способна связывать разные эпохи и поколения.
Лермонтовские цитаты, афоризмы, высказывания, фразы
Лермонтов Михаил Юрьевич оставил после себя пусть незавершённое, но богатое творческое наследие. Многие его строки стали крылатыми фразами, эпиграфами и даже названиями других литературных произведений. Например, повесть В. Катаева названа строкой из лермонтовского стихотворения: «Белеет парус одинокий».
Цитаты из прозы Михаила Юрьевича
Знаменитому русскому поэту принадлежат многие мудрые афоризмы, цитаты и высказывания. Лермонтов умел и в прозаических произведениях выражать свою мысль поэтически. Н. В. Гоголь даже заметил однажды, что «никто ещё не писал у нас такой правильной, прекрасной и благоуханной прозой».
Цитаты из поэзии Лермонтова
Сам поэт так высказывался об искусстве стихосложения: «Если поэзия не простое сочетание звуков, то, без сомнения, она есть самая величественная форма, в какую может облечься человеческая мысль». Именно такие стихи и создавал Михаил Юрьевич Лермонтов. Цитаты, высказывания и афоризмы, которыми за последние два века стали строки многих его произведений, поражают богатством языка и точностью мысли.
Необычное о поэте
Самые интересные факты о Лермонтове включают в себя свидетельства о роковых случайностях, преследовавших его до самой могилы. Суеверность Михаила Юрьевича проявлялась и в твёрдой убеждённости, что над всем его родом лежит проклятие. Некоторые современники поэта приводили рассказанную им историю, будто в день, когда родился Лермонтов, цыганка предсказала ему смерть в молодом возрасте и не от естественных причин. Незадолго до своей гибели поэт предпочёл довериться судьбе, бросив монету: если выпадет орёл – нужно ехать в полк, а если решка – то отправляться в Пятигорск на отдых. Монета упала решкой вверх. Через две недели Лермонтов был убит на дуэли близ Пятигорска.
Другой примечательный факт о поэте – то, что из всех пятнадцати прижизненных портретов ни один не даёт полного представления о его внешности. Описания современников тоже лишены однозначности: одни пишут, что у Лермонтова были большие глаза и высокий лоб, а другие – наоборот, что глаза его были маленькими и узкими, а лоб - низким.
Множество подобных неясностей таится и в обстоятельствах гибели поэта, и в особенностях его личности. Что уж говорить, раз даже знакомые литературного гения не могли точно ответить на вопрос о том, что за человек был Михаил Лермонтов. Лишь в одном современники сходятся: мало кто с первой же встречи проникался к нему добрыми чувствами, поскольку свою ранимую и глубокую натуру поэт обычно прятал под искусной маской злой насмешливости.
В заключение
Лермонтов Михаил Юрьевич — «поэт поколения», как назвал его Аполлон Григорьев. Своими стихами и в особенности прозой он написал реалистичный психологический портрет молодёжи своего времени. Однако несомненная гениальность лермонтовских произведений состоит в том, что они звучат актуально и спустя века.
Поэзия и проза Лермонтова так близки читателям, поскольку множество людей оказывались в похожем социальном окружении, решали те же непростые дилеммы и проходили через те же испытания. Однако лишь Лермонтов обладал достаточным талантом, чтобы передать это мироощущение.