То, как развитие мелкой моторики у детей влияет на речевой центр, известно сегодня всем без исключения. Удивительно доступным и благодатным вариантом деятельности в этом направлении считается лепка. В подготовительной группе именно поэтому занятиям с пластилином, глиной или солёным тестом уделяется столько внимания. Во время выполнения работ с этими удивительными материалами дети выражают своё отношение к миру, реализуют творческий потенциал.
Польза занятий с пластилином
Лепка в подготовительной группе способствует расширению знаний об окружающем мире, помогает формировать первые начальные понятия о физических свойствах материалов, о формах предметов, их окраске.
Воспитатели обязательно рассказывают что-то новое о том, что собираются предложить вылепить детям. Во время начального вступительного слова педагоги привлекают к беседе и самих ребят. Таким образом, лепка в подготовительной группе помогает расширить словарный запас малышей, учит выражать свои мысли не только через созданные образы, но и словесно.
В процессе работы задействуются различные мышцы пальцев и кистей рук, что в дальнейшем помогает ребятам без особых проблем обучаться письму во время занятий в школе. Замечено, что те дети, для которых лепка в подготовительной группе в детском дошкольном учреждении и дома была любимым делом, в школе пишут намного аккуратнее, ровнее и с большим удовольствием, чем те, которые пренебрегали данными занятиями.
«Пластилиновое» конструирование
Кроме традиционных творческих заданий по созданию объёмных фигур, существуют и другие способы работ с этим волшебным материалом. Например, конструирование из пластилиновых деталей – это тоже лепка.
Занятие в подготовительной группе по созданию машины, автобуса, тачки для перевозки грунта, навоза, кирпичей, помогает малышам познать азы конструирования объектов, которые передвигаются при помощи колёс. Правда, для такой деятельности маленьким мастерам понадобятся оси для крепления колёс. Это могут быть спички с обломанными серными кончиками, зубочистки со сточенными острыми концами или отрезки проволоки с закрученными кончиками.
Начальные строительные навыки на занятиях по лепке
Очень полезно давать малышам практические навыки, которые могут им пригодиться в дальнейшей взрослой жизни. Например, можно предложить детям «построить» дом. Соорудить здание из пластилиновых брёвен, сложить из кирпичей или собрать из цельных «плит» также поможет лепка.
Занятие в подготовительной группе с пластилином, в основу которого положено развитие строительных навыков, может начаться с изготовления стройматериалов: стен, кирпичей, брёвен. Уместно воспользоваться при «строительстве» не только пластилином, но и, например, целлофаном в качестве стекла, применить картон для имитации стен.
Лепка из пластилина для детей
Очень нравится малышам создавать предметы обихода. Поэтому есть смысл предложить детям вылепить из пластилина кукольную мебель: кроватки, диванчики, столы и стулья, кресла и даже телевизор.
Увлекательна и полезна лепка из пластилина для детей кукольной посуды. Мало того, что начинающий мастер создаёт предметы различной формы, ему предоставляется возможность украсить собственные творения орнаментом, используя «пластилиновое рисование». Наносить узоры можно при помощи маленьких шариков, «колбасок» - прямых или изогнутых. Также украшать предметы можно рельефом, применяя способ надавливания или путем царапания поверхности острой палочкой или стеком.
Картины из пластилина
Настоящими шедеврами детского творчества являются рисунки пластилином. Ребятам очень нравится изображать в этой технике сюжеты сказок, картины природы. Интересна в этом плане лепка «Осень».
Подготовительная группа детского сада может самостоятельно создать пейзаж, используя природные материалы: разноцветные листья, веточки для имитации стволов деревьев, семена растений. Нередко для этого направления в художественном творчестве применяют крупу, макаронные изделия.
Украшения для дома
Всем людям нравится не только сам процесс создания чего-либо, но и ощущение нужности и значимости созданного. Поэтому возможность практического применения вылепленного играет в творчестве немаловажную роль.
Висячая композиция из осеннего пластилинового листа, настоящих желудей, рябиновых гроздей (как природных, так и сделанных самостоятельно), может стать милым украшением окна, зеркала или стены. И стоит всего лишь приложить немного фантазии и терпения, чтобы получилась вот такая роскошная лепка «Осень».
Подготовительная группа может выполнить и настольную композицию по этой тематике, которая прекрасно впишется в интерьер прихожей или детского уголка.
Осенняя пластилиновая композиция с грибами
Более простой для детей считается фигурная лепка. Грибы в подготовительной группе следует вылеплять более натуралистично, чем это делается в средней и младшей группе. Уже не стоит ограничиваться яркими мухоморами или подосиновиками с ровными округлыми шляпками.
Лепка «Грибы» в подготовительной группе предполагает более разнообразные варианты: опята, сыроежки, лисички, рыжики. У них шляпки имеют самые разные формы. Некоторые грибы следует лепить из цельного куска пластилина, а не прикреплять отдельно изготовленную шляпку.
Интересно также показать детям игру цвета, в некоторых случаях даже переход одного оттенка в другой. А ещё следует обратить внимание начинающих скульпторов на то, что в природе края грибных шляпок могут быть неровными, как бы слегка надорванными.
Фрукты и ягоды из пластилина
Чем больше взрослеют дети, тем более усложняется тематика занятий по вылепливанию ягод и фруктов. Если в младших группах можно было ограничиться обычными шариками, которые и имитируют плоды, то теперь им следует предлагать изготовить более сложные по форме и цвету объекты.
Так, например, лепка «Фрукты» в подготовительной группе может поставить перед ребятами цель изготовить яблоко с плодоножкой и листиком, с одним бочком зелёным, а другим – красным. Достаточно сложно детям сформировать лимон или яблоко с выемкой в районе плодоножки.
Интересным заданием будет создание композиции-натюрморта в вазе. Гроздь винограда, сливы, ягоды клубники – всё это вполне доступно для детского творческого исполнения.
Овощи из пластилина
Знакомство с окружающим миром невозможно без получения начальных знаний о растениях. Очень эффективными в этом плане являются занятия, связанные с работой с пластилином. Лепка «Овощи» в подготовительной группе включает в себя беседу о том, что выращивают люди на дачах и огородах, какие растения дают урожай весной, какие - летом, а какие плоды радуют нас осенью.
На этих занятиях следует обратить внимание детей, что овощи различаются по вкусу, способу применения, количеству витаминов, содержащихся в них, а также сделать упор на то, как важно людям употреблять в пищу эти дары природы.
Для того чтобы получить хороший результат на занятиях по вылепливанию овощей, следует уточнить, что все овощи имеют разные формы: круглые ровные, округлые сплюснутые, овальные, с острым кончиком, с выемкой в месте плодоножки, с бороздками на боках либо с маленькими пупырышками. Также необходимо указать на цвет плодов, заметить, что некоторые овощи окрашены неравномерно, имеют белый кончик или полоски. Во время лепки можно предложить добавить к самим плодам зелёные части растений.
Свистулька, подставка под яйцо или карандашница в виде птички
На занятиях по лепке можно предложить детям изготовить собственноручно подарок, который будет приятно получить и маме, и бабушке, и папе, и братишке либо сестрёнке. Прекрасно для достижения этой цели подходит лепка птицы. В подготовительной группе чрезвычайно важно прививать малышам чувство значимости того, что они делают, связывать их творчество с практическим применением в жизни. Поэтому нужно учить их лепить не просто птичку, а, например, свистульку или карандашницу, подставку под яйцо или солонку.
Для этих целей следует использовать дополнительные материалы: пластиковый стаканчик, свисток, старую солонку. Особенность данного вида творчества заключается в том, что в процессе лепки ребёнок берёт за основу какой-то предмет и пластилином скрывает его, придавая ему форму птицы. Важно сделать это максимально аккуратно, так, чтобы необходимые отверстия остались рабочими.
Интересным вариантом в этом виде творческой деятельности может стать лепка не из пластилина, а, например, из солёного теста, обычной или полимерной глины. Обжигать (при необходимости) готовые изделия можно в микроволновой печи, в несколько приёмов, периодически доставая вещь и остужая её. В "микроволновке" нужно установить режим "разморозки" на минимальную температуру и время в одну минуту. Тогда вещица сможет послужить достаточно долго, не деформируясь. После отвердевания нужно будет изделие раскрасить и покрыть лаком - это уже можно будет сделать на занятиях по изобразительному творчеству.
Хотя птичек дети начинают лепить ещё в раннем детстве, в подготовительной группе следует прививать уже более сложные и важные навыки. Очень полезно обучать детей придавать форму сразу всему куску исходного материала, а не вылеплять отдельно голову, хвост, тело с тем, чтобы потом соединить всё вместе. Конечно, не все дети и далеко не сразу научатся этому, но ставить перед ними такую цель следует уже сейчас. Во время занятия можно познакомить воспитанников с дымковскими игрушками и предложить им выполнить работу в этом стиле.
Ручка, ножка, огуречик - вот и вышел человечек!
Лепка человека в подготовительной группе может быть также связана с дымковской игрушкой. Лучше всего работать начинать с женского образа, так как девушка или "барышня" обычно изображается в длинном, до земли, платье, что намного упрощает процесс. Использовать для изготовления следует глину - именно этот материал является традиционным для дымковской игрушки. Но нет ничего страшного и в том, чтобы попробовать свои силы с помощью пластилина.
Изготовить человека реалистично в этом возрасте невозможно. Поэтому не стоит ставить перед малышами невыполнимой задачи. Пусть человечек будет "мультяшный", совсем непохожий на настоящего. Важно в этом виде творчества дать ребёнку возможность фантазировать, используя уже имеющиеся навыки. Очень нравится детям лепить сюжетные композиции на тему известных мультфильмов и сказок - так пусть творят в своё удовольствие!
Занятия по работе с глиной, пластилином, солёным тестом - это благодатная почва для воспитания разносторонне развитой личности. Здесь есть место и для развития речи, и для пополнения словарного запаса, и для получения знаний об окружающем мире, искусстве. И, естественно, для возможности реализовать творческий потенциал.