Творчество русского драматурга Александра Николаевича Островского широко известно многим читателям еще со школьных лет. Он прожил долгую жизнь. Родился в тысяча восемьсот двадцать третьем году, а умер в тысяча восемьсот восемьдесят шестом. И на его жизненном пути была одна очень важная дата.
Это тысяча восемьсот пятьдесят шестой год. В указанном году Александр Николаевич перебрался из Москвы в Петербург, где бурлила литературная жизнь. Издавались самые популярные русские журналы, и здесь Островский упрочил свою славу драматурга, которую завоевал еще в Москве.
Особенности эпохи, в которую было написано произведение
Самым известным произведением этого замечательного автора стала драма "Гроза". А. Н. Островский написал ее в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году. И прежде всего необходимо сказать о том, что это была за эпоха в русской жизни. Остается всего два года до великой реформы, отмены крепостного права. Это был период, когда поднимались темы и проблемы, о которых ранее предпочитали умалчивать.
Внимание к народной теме в то время было привлечено повсюду. И в газетах, и в литературе, и в театре. Рассматриваемая пьеса была награждена Уваровской премией. В тысяча восемьсот пятьдесят девятом году на сцене Малого театра была впервые поставлена драма, которую написал Островский - "Гроза". Содержание и образы пьесы вот уже сто пятьдесят лет радуют многих зрителей.
Сюжет ее достаточно прост. Он показывает быт обычных людей купеческого сословия и внутренние переживания главной героини Катерины. Ее своеобразную любовь к мужу. Последующие взаимоотношения с любовником Тихоном. А самое главное - почтение к традициям и Богу, которые и побудили Катю покончить с собой в трагическом финале произведения.
Особенное сословие. Жанр произведения
В своей пьесе Александр Николаевич продолжил ту тему, знатоком которой он зарекомендовал себя еще в Московские годы. Это мотив русского купечества - сословия со своими особенными традициями. Это люди, которые не склонны к изменениям в своей жизни. Они живут достаточно простой жизнью, а главное для них - соблюдение традиций. И за этим кроется целая философия, которую очень хорошо знал Александр Николаевич.
Островский обозначил жанр пьесы "Гроза" как драму. Читатели знают, что в конце произведения главная героиня Екатерина погибает, не преодолев сложных обстоятельств личной жизни. Но тогда эта пьеса должна относиться к жанру трагедии. Как же правильно определить принадлежность произведения, опираясь на сюжетную линию и проблемы в драме "Гроза"?
Скорее всего, для автора важно было показать драму российской действительности, которой на тот момент не важны и не нужны были сильные личности. То есть люди, для которых внутренние и духовные ценности дороже самой жизни.
Ценности купеческих семей. Сложное построение произведения
Добродетель купеческой семьи заключается в том, чтобы умножать состояние не ради роскоши, а во имя соблюдения особого нравственного кодекса. Это очень замкнутый круг, где каждый подчиняется традициям. Сын должен обязательно продолжать дело отца, а не идти поступать в университет или на службу. А дочь должна быть безгранично покорна воле родителей.
Расположенный на берегу Волги город Калинов, в котором происходит действие пьесы, тоже своего рода замкнутый мир. И известия из большого мира доходят туда с большим трудом. Калинов отделен от него многими барьерами.
Смысл названия драмы "Гроза" передается при помощи сложной схемы построения произведения. В нем есть нижний уровень – это овраг и омут, средний, где расположены дома обывателей, и верхний – высокий берег Волги. Для обывателей спуститься в овраг - все равно что попасть в ад, а подняться на берег - в рай.
Главная героиня Катерина. "Гроза": переход от старого к новому
Но есть в произведении главная героиня, у которой все наоборот. Когда Катерина спускается в овраг, то преодолевает себя, достигает райского состояния свободы. А если поднимается на высокий берег – значит, она вплотную подошла к смерти. Потому что верх и низ соединены. До омута всего один прыжок.
Жизнь в городе Калинове как будто остановилась. Очень показателен образ изобретателя Кулибина. И он у Островского придумывает вещи либо давно изобретенные, вроде громоотвода, либо вообще невозможные - типа вечного двигателя. Все судьбы обитателей города олицетворяют собой судьбы жителей тогдашней России. Все персонажи находятся на перепутье между старым укладом и новым, в том числе и Катерина.
"Гроза" – это пьеса, которая показывает переход от традиционного купеческого мира, где у человека нет индивидуальной судьбы, частной воли, а есть только покорность тому, что принято, к новому миру, основанному на активности каждой личности. Вот что кроется за простыми событиями этого произведения. Но в чем же смысл названия драмы "Гроза"? Какую роль это явление играет в композиции пьесы?
Природное явление как персонаж
Гроза - это не только символ произведения, но и участник основных действий драмы. Обычное природное явление оказывает значительное влияние на поведение многих персонажей. Раскрывает их характеры. И в первую очередь смысл названия драмы "Гроза" очень тесно связан с главной героиней Катериной.
Даже сама ее личность напоминает это природное явление. Внутри характера Кати не могут сойтись две непримиримые крайности. Она одновременно и человек традиции, и личность, живущая в духе нового времени, согласно собственным эмоциям. Самое главное то, что ее никто не изобличает, не было свидетелей их свиданий с Тихоном. Она сама признается в этом.
Катерина, с одной стороны, импульсивный человек, даже грозит в Волгу броситься, и в итоге так и получается. С другой - она очень набожна. Она испытывает минуты необыкновенного подъема в церкви. И любовь к Богу в этой пьесе звучит очень ясно и объемно. И, как многие верующие люди в то время, главная героиня считает это природное явление карой небесной. Именно во время грозы Катя признается в своем грехе.
Яркие, но трагические последствия
Чем больше вдумывается читатель не только в смысл названия драмы "Гроза", но и в сюжетную линию пьесы, тем яснее понимает, что Катерина противостоит не какому-то конкретному человеку. Не Кабанихе, не Борису, не Дикому, а всему миропорядку. Каким-то силам, которые намного превосходят собой тот мир, в котором она живет.
И главный враг Кати находится внутри ее сознания. Она блюдет традиции, для нее значимо понятие греха, и одновременно она хочет поступать по велению своей души, любви и других чувств. Это драматичное противостояние человека и стихии. И имеет оно не только очень яркие, но и трагические последствия.