Петербург – это поразительный город, который оставил в русской истории большой след. Он многообразно и невероятно сильно повлиял на нашу жизнь, на наше общество! И, конечно же, образ Петербурга вдохновлял многих русских писателей и поэтов. Гении слова, такие как Гавриил Державин, Николай Гоголь, Михаил Ломоносов, Константин Батюшков, Михаил Лермонтов, часто использовали тему Петербурга в своих произведениях, но завершенный и целостный образ города создал не кто иной, как Александр Пушкин. Он придал Петербургу силу самостоятельного бытия, описал духовное начало города, живущего собственной жизнью, то спокойной и тихой, то полной бедствий и страданий. Прекрасно и грозно раскинувшееся на костях и болоте величественное творение Петра Первого существует по своим законам, и никто не в силах бороться с его могучей стихией.
Пушкин «Медный всадник». Образ Петербурга
Поэма начинается с истории образования города. Раньше на его месте царствовали вода и ветер, но именно тут Петр Первый решил заложить новую столицу. Петербург возносится «пышно, горделиво», назло самой природе. И вот уже, кажется, нет и малого напоминания о когда-то царившем здесь хаосе: «мосты повисли над водами», «в гранит оделася Нева». Образ Петербурга в поэме «Медный всадник» демонстрирует торжество человека над природными силами, однако обманчиво это впечатление: город во время наводнения является скорее сообщником стихии, чем победителем.
Буйство воды
Персонифицированная в образе Невы вода сначала предстает перед читателем как побеждаемая стихия: «Нева металась, как больной». Затем автор изображает ее в образе зверя, который крушит и сметает все на своем пути. Разрушения после наводнения похожи на последствия «бессмысленного и беспощадного» бунта. Вот и судьбы людей попадают в зависимость от стихии. Она отнимает со слепой неразборчивостью самого дорогого человека у Евгения, героя поэмы «Медный всадник». Образ Петербурга теперь видится ему беспощадным, губительным. Жизнь Евгения теряет всякий смысл, он не может справиться с несчастьем и сходит с ума. В лице этого героя отражается роковая обреченность и закономерность судеб и других «маленьких людей», существование которых всецело зависит от геополитических устремлений власти и царя. Когда Петр Первый решил основать новую столицу, он думал в целом о народе и государстве, но не о каждом конкретном человеке.
Так, образ Петербурга в поэме «Медный всадник» раскрывает одна из составляющих – «маленький человек», униженный и зависимый.
Петр Первый
Тема города неразрывно связана с его создателем. Во вступлении Александр Пушкин не называет по имени царя, а пользуется местоимением «он»: «На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн…» Петербург был построен по единоличной воле Петра трудом множества безымянных работников. Поэтому образ царя присутствует все время на страницах поэмы «Медный всадник». Описание Петербурга тесно переплетается с фигурой правителя. Вот он, отлитый из бронзы, во время наводнения наблюдает за вытворяемыми Невой бесчинствами, даже словно одобряя их: «Стоит с простертою рукою Кумир на бронзовом коне». Даже в названии памятника Пушкин нарочно опускает имя царя и называет его то «медным всадником», «то мощным властелином судьбы». Так, образ Петра Первого вырисовывается зловещим, мрачным.
Город оживших статуй
Пушкин при создании поэмы использовал разные легенды, связанные с Петербургом. К примеру, существовал миф о том, что в Михайловском замке бродит привидение Павла Первого. Вот и в затуманенном мозге Евгения тоже возникает призрак царя, но только уже Петра Великого. А памятник «Медный всадник» в Петербурге являет собой будто бы ожившую статую и становится воплощением беспощадной воли и беспредельной власти государя. Царь Петр предстает недосягаемым и непостижимым божеством, могучим и грозным, а сам Петербург – городом таинственным и загадочным, губящим людей и подавляющим их волю.
Двойственность образа
Вместе с тем Петербург в поэме «Медный всадник» раскрывается не только в зловещем, но и в положительном ореоле. Это красивый, величественный город, полный изящных форм, поражающий великолепием. Он полон грациозных очертаний: «громады стройные дворцов и башен», «богатые пристани», в которые стремятся «корабли со всех концов земли»… Среди всех неповторимых особенностей Петербурга нельзя не отметить удивительные описания Пушкиным белых ночей. Для этого автор находит неповторимые сравнения, использует в совершенстве отточенные слова: «Твоих задумчивых ночейпрозрачный сумрак, блеск безлунный…» Надо сказать, что пушкинским современникам повезло, ведь в те времена архитектурный облик города был намного совершеннее. Можно только позавидовать людям, которые собственными глазами видели тот прекрасный и таинственный Петербург, да еще и могли узнать его в только что вышедших из-под пера Александра Пушкина стихах.
Для нас же образ Петербурга, в поэме «Медный всадник» описанный поэтом, утонул в «преданьях старины», и путеводителем по городу времен жизни Пушкина теперь служат лишь его творения. Современники Александра Сергеевича утверждали, что ему намного ярче, чем другим литераторам, удалось воссоздать облик удивительного города на Неве. Нам остается только согласиться с этим.
Истинное бытие Северной столицы
Многообразным, одновременно прекрасным и ужасающим рисуется читателю образ Петербурга в поэме «Медный всадник». Пушкин отразил в ней и материальную, и духовную жизнь города. В непревзойденных стихах Петербург предстает разным, но во всем угадываются очертания, знакомые и близкие и сегодняшним жителям Северной столицы: «чугунная ограда» реки, «дивные решетки» Летнего сада, «Адмиралтейская игла»… И всегда в описании города присутствует Нева как нечто неразделимое, как сердце Петербурга.
Вместо заключения
Поэма «Медный всадник» не была бы полной без духовного завершения образа Северной Пальмиры, показанного в разное время дня, года, в разных ее частях: в предместьях и в центре. Читатель видит в произведении неоднозначный Петербург: богатый и бедный, бушующий и безмолвный, угрожающий и прекрасный. Поэма отражает трудности рождения этого города, деспотичный характер правителя, создавшего его, рабство народа.
В сущности, Петербург – город на человеческих костях. И все эти особенности как нельзя ярко раскрыл Пушкин в своем гениальном произведении. Александр Сергеевич сделал из Петербурга целый мир, и с этим должен был считаться каждый, кто хотел сказать об этом городе свое собственное слово.